Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Один из пионеров освоения Арктики летчик Михаил Николаевич Каминский (1905-1982) в начале 1943 г. был переведен с Крайнего Севера в 746-го авиаполк в Кратово для восполнения потерь в опытных пилотах
Полеты на Севере
С началом организационных изменений в Остехбюро ВВС Красной Армии, руководимом летчиком, изобретателем и авиаконструктором П.И.Гроховским (1899-1946), Михаил Николаевич в 1935 г. решил перейти на работу в Управление полярной авиации Главсевморпути СССР.
Направление на летно-испытательную работу в Остехбюро Михаил Каминский получил в начале 1933 г. после трех лет службы в строевых частях ВВС Красной Армии.
В первой части книги «В небе Чукотки. Записки полярного летчика» Михаил Каминский обстоятельно рассказал о своей работе летчиком-испытателем КБ, в котором под руководством Павла Игнатьевича Гроховского создавалась авиационная, парашютная и воздушно-десантная техника.
Как позднее признавался Михаил Николаевич, при переходе на работу на Крайний Север он был под впечатлением полетов своих коллег в первой половине 30-х годов после появления постановлений ЦК ВКП(б) 1932 г. и 1934 г. о развертывании работ по освоению этого отдаленного края страны.
С 1935 г. по 1939 г. Каминский летал на Чукотке, а в 1940 г. занимался изысканием воздушной трассы на Чукотку по северному побережью. В феврале 1937 г. за освоение Арктики он был награжден орденом Красной Звезды.
Не раз и не два бывал Михаил Николаевич в различных переделках. Так летом 1940 г. Каминский совершил вынужденную посадку в тундре, не дотянув до воды, на гидросамолете «Валь» немецкой фирмы Дорнье. После проведенного силами экипажа небольшого ремонта летчику удалось поднять машину в воздух, взлетев со смазанного маслом деревянного помоста. Необходимо сказать, что благодаря плоскому днищу двухдвигательный гидросамолет «Валь» с взлетной массой около 6,5 т в случае необходимости мог совершать взлет со снега или льда. СССР и приобрела у Германии большую партию немецкие гидросамолетов, оценив как хорошие эксплуатационные качества «Валя». Немецкие «Вали» были в составе Северного флота ВМФ СССР и в Полярной авиации. Вплоть до самого начала Великой Отечественной войны эти немецкие гидросамолеты были важной составной частью советской Полярной авиации.
С 5 марта по 11 мая 1941 г. Каминский в качестве второго пилота и парторга на тяжелом четырехмоторном самолете Н-169, созданном в ОКБ В.Ф.Болховитинова (1899-1970), участвовал в высокоширотной полярной экспедиции, которой руководил известный полярный летчик Иван Иванович Черевичный (1909-1971). Штурманом самолета был Валентин Иванович Аккуратов (1909-1993).
Во время в экспедиции самолет с обозначением «СССР Н-169» за 144 летных часа пролетел 26 тыс км, совершил несколько посадок на лед и впервые достиг района полюса относительной недоступности или «Полюса недоступности» – территории площадью около 3 млн кв км, расположенной почти в центре Арктики, в 1,5 тыс км к северо-северо-востоку от острова Врангеля.
С начала Великой Отечественной войны Каминский продолжил летать в западной части Арктики: над Баренцевым и Карским морями. Занимался разведкой погоды для караванов судов, выполнял патрульные полеты, доставлял грузы и почту.
Летом 1942 г. Военно-морской флот Третьего рейха (Кригсмарине) начал осуществлять в Карском море в первую очередь с помощью подводных лодок операцию «Вундерланд» («Страна Чудес») по недопущению прохода караванов и одиночных советских судов, а также прохода караванов судов союзников в Баренцево море с востока. В результате атак немецких подлодок и тяжелого крейсера «Адмирал Шеер» было потоплено несколько торговых судов и тральщиков. Летчик Михаил Каминский до февраля 1943 г. принимал активное участие в воздушном патрулировании над Карским морем и его побережьем. Стоит сказать, что именем замечательного полярного летчика названы острова Каминского у Берега Харитона Лаптева (Карское море).
Новое место службы 746-й авиаполк авиации дальнего действия
После обучения пилотированию бомбардировщика Пе-8 в мае 1943 г. Михаила Николаевича назначают командиром корабля. С первых чисел июня 1943 г. экипаж бомбардировщика Пе-8 № 42038. под командованием майора Каминского летает на бомбардировку объектов противника. 5 июля началось одно из ключевых сражений Великой Отечественной войны и Второй мировой войны – Орловско-Курская битва.
В ночь с 11 на 12 июля 746-й АП группа из девяти машин Пе-8 вылетела на бомбардировку крупных защищенных укреплений в районе переднего края линии фронта. Два бомбардировщика Пе-8 под командованием майора Николая Ищенко и майора Михаила Каминского несли по одной бомбе ФАБ-5000 каждая массой 5т. Длина бомбы со стабилизатором – 5,2 метра, диаметр – около одного метра, общая масса – 5,4 тонны, масса взрывчатого вещества – 3,2 т. ФАБ-5000 полностью не помещалась в бомбовом отсеке Пе-8, поэтому полет до цели проходил с приоткрытыми створками люков.
Как было отмечено в боевом донесении о результатах выполнения боевого задания, «бомбардировка переднего края обороны противника была проведена с высоты 1800-3000 м, и благодаря хорошо налаженной связи с нашими наземными частями передового края по светонаведению с земли, прошла успешно».
Ночью 15, 16 и 17 июля бомбардировщики 746-го авиаполка летали бомбить немецкие воинские эшелоны на железнодорожной станции Орел. На выполнении этой боевой задачи вылетал и экипаж майора М.Каминского. В ночь с 15 на 16 июля бомбардировщики Пе-8 подлетели к железнодорожному узлу города Орел. Но основная цель была плотно закрыта облаками. Майор Каминский принимает решение бомбить запасную цель, которая всегда была указана в боевом задании для Пе-8. На этот раз были две запасные цели: дальняя – немецкий аэродром под Карачевым (Брянская область) и ближняя – в районе линии фронта. Каминский решил идти бомбить дальнюю цель. По пути к Карачеву с командного пункта авиаполка была получена радиограмма, которая подтверждала правильность выбора запасной цели.
Как впоследствии вспоминал Михаил Николаевич, Карачев тоже оказался закрытым облаками. «Долгое время шли в облаках по приборам. Началась сильная болтанка и обледенение. От инея побелели на корабле все приборы и механизмы. На стеклах кабины начала наслаиваться корка льда». Для того, чтобы предупредить тряску моторов Каминский сбросил обороты и перевел машину на режим планирования. «Решил снизиться и поискать цель. Быстро падала высота: 5000, 4000, 2000 метров. На высоте 1700 метров, пробив облака, один из воздушных стрелков обнаружил в просвет облаков землю. Штурман капитан Александр Шараев рассмотрел слева по курсу огни аэродрома. Над немецким аэродромом с включенными огнями для посадки, кружилось более десятка самолетов, возвратившись с задания и заходивших на посадку. Наш бомбардировщик пристраивается в порядок немцев, встаем в круг для захода на посадку и сбрасываем на взлетно-посадочную полосу неприятельского аэродрома весь свой пятитонный груз бомб. При отлете на пересекающимся курсе стрелки экипажа огнем пулеметов сбили фашистский бомбардировщик, заходивший на посадку. Через минуту – другую едва не столкнулись с другим немцем, вынырнувшим из мглы. Шарахнувшись в сторону, он попал под огонь своих зениток и упал вниз. Фашисты все же обнаружили и захватили в сплетение лучей прожекторов наш бомбардировщик. Из всего бортового оружия воздушные стрелки открыли огонь по прожекторам. Их огни погасли. В итоге этого дерзкого налета немецкий аэродром временно был выведен из строя, на земле сгорели шесть вражеских машин. Наша машина благополучно возвратилась на свою базу».
Советская разведка донесла, что Верховное главнокомандование Вермахта, обеспокоенное ночными бомбардировками советской авиации на Курско-Орловском плацдарме, перебросила из-под Берлина эскадру ночных истребителей Ме-110, наводящихся на цель с помощью наземной РЛС. В период Орловско-Курской битвы летом 1943 г. полк понес ощутимые потери: один самолет Пе-8 (командир корабля капитан В.Пономаренко) был сбит 21 июля огнем зенитной артиллерии противника, и второй – то же 21 июля немецким ночным истребителем Ме-110 (командир корабля капитан А.Угрюмов). В 1943 г. во время выполнения боевых заданий погибло 16 человек из различных экипажей 746-го АП. В мае 1943 г. авиаполк имел в своем составе 10 машин Пе-8 (4 самолета в 1-й авиаэскадрильи и по 3 самолета во 2-й и 3-й авиаэскадрильях).
Во время Великой отечественной войны майор М.Каминский летал бомбить цели и в глубоком тылу противника: Тильзит и Кенигсберг. Победу гвардии майор Каминский встретил на аэродроме Болбасово Витебской областив Белоруссии, куда 746-й АП, ставший к этому времени 25-м гвардейским, перебазировался из Кратово в 1944 г. В годы войны гвардии майор М.Каминский был награжден орденами Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени.
Возвращение на Север
Демобилизовавшись из армии, Михаил Николаевич вернулся в Полярную авиацию. Летал на тех же Пе-8, которые вывели из состава ВВС. После катастрофы самолета Пе-8 (№ 42811) 12 сентября 1945 г. в Быково (КК Герой Советского Союза, гвардии майор Н.Ищенко) тщательно проверили техническое состояние всех Пе-8. Оказалось, что из-за усталостного напряжения металла в центроплане самолета имеются трещины у 19 бомбардировщиков Пе-8 из 31 машины, которые состояли на тот момент на вооружении 45-й авиадивизии. Наиболее исправные машины Пе-8 передали в гражданскую авиацию.
Летом с 1947 г. по 1950 г. Михаил Каминский занимался аэрофотосъемкой удаленных районов в Заполярье, участвовал в нескольких высокоширотных экспедициях. В 1950 г. Каминский испытывал в Арктике самолет Ан-2 на лыжном шасси, а в период работы станции «СП-5» (1955-1956 гг.) доставлял на Ан-2 в условиях полярной ночи грузы полярникам экспедиции. В 1956-1957 гг. Михаил Николаевич дважды участвовал в антарктических экспедициях. В этих двух экспедициях он занимался аэрофотосъемкой на Ан-2 в районах около Южного полюса. Земли.
После ухода с летной работой Михаил Каминский стал писать книги о работе в Артике и Антарктике. Скончался Михаил Николаевич в 1982 г. в Москве.
Юрий Пономарев
Фото из архива 746-го АП