Юбилей уникального сверхсекретного перелета, повлиявшего на ход Великой Отечественной войны

 

Командир корабля, Герой Советского Союза, гвардии майор Василий Михайлович Обухов (1909-1945) прошел всю войну, совершив 172 боевых вылетов на бомбардировщике Пе-8, а погиб неожиданно перед Днем Победы в автокатастрофе в Узбекистане

В мае нынешнего 2017 г. исполняется 75 лет уникальному перелету во время Великой Отечественной войны по маршруту подмосковный аэродром в Кратово (ЛИИ) – Великобритания – США – Великобритпния – Центральный аэродром Москвы.

19 мая 1942 года самолет Пе-8 с серийным № 42066 перевез советскую делегацию во главе с наркомом иностранных дел СССР Вячеславом Молотовым над странами Европы, оккупированными войсками Третьего рейха, на переговоры в Великобританию и США. Перелет был осуществлен военнослужащими 746-го авиаполка (АП) авиации дальнего действия (АДД), который с апреля 1942 г. по август 1944 г. постоянно базировался на территории аэродрома ЛИИ (Кратово).

Подготовка к секретному перелету

В начале марта 1942 г. председатель Государственного комитета оборон Иосиф Сталин дал задание командующему АДД генерал-лейтенанту авиации Александру Голованову проработать вопрос, как лучше и быстрее можно долететь на самолете до Вашингтона и обратно.

По воспоминаниям А.Голованова, он «немедленно принялся за расчеты всевозможных вариантов и пришел к выводу, что наиболее выгодный и безопасный маршрут, на первый взгляд авантюрный, из Москвы в Вашингтон лежит через Исландию и Канаду, и надо лететь через линию фронта». Для этого перелета в США лучше всего подходил тяжелый четырехмоторный бомбардировщик Пе-8 (ТБ-7).

Когда генерал Голованов представил разработанный план И.Сталину, Верховный главнокомандующий согласился с доводами генерала. Командиром экипажа бомбардировщика Пе-8 был назначен майор Сергей Александрович Асямов (1907-1942).

В конце апреля 1942 г. для проверки выбранного маршрута экипаж тяжелого бомбардировщика Пе-8 (ТБ-7) под командованием майора С.Асямова совершил тренировочный полет до Англии через линию фронта. В состав экипажа входили второй пилот майор Эндель Пусэп, штурманы капитаны Сергей Романов и Александр Штепенко, старший борттехник, инженер-капитана Семен Дмитриев и борттехник, инженер-капитан Александр Золотарев и др. 28 апреля на аэродром прибыли четыре пассажира, среди которых был переводчик-стенографист из НКИД СССР В.Павлов.

Тестовый перелет состоялся 29 апреля 1942 г. Бомбардировщик Пе-8 под командованием майора С.Асямова после семи часов нахождения в воздухе приземлился на аэродроме Тилинг (Северная Шотландия), расположенном недалеко от городка Данди, крупной базы ВМФ Великобритании в годы Второй мировой войны.

30 апреля после осмотра английских самолетов на аэродроме в Ист-Форчуне (Шотландия) транспортный самолет DH 95 «Фламинго», на котором летел майор С.Асямов, потерпел катастрофу в районе Йоркшира. Погибли четыре члена экипажа, три советских военнослужащих из дипмиссии и два сопровождающих английских офицера. Машина Пе-8 вернулась домой без командира. На месте второго пилота сидел капитан С.Романов, который имел навыки пилотирования.

Перелет в Англию и США и обратно

Перед полетом В.М.Молотова в состав экипажа ввели капитана Василия Обухова как одного из лучших летчиков полка. О цели полета знал ограниченный круг лиц из командного состава 746-го АП. Летчикам и штурманам, как вспоминал командир корабля Э.К.Пусэп, сотрудники НКВД сообщили «легенду для широкого круга» о том, что, якобы, наше правительство закупило у союзников партию бомбардировщиков, и их в ближайшее время будут перегонять из Англии в СССР. Их же экипаж посылают, чтобы выяснить, насколько этот маршрут пригоден для перегона самолетов.

На самолете Пе-8 с бортовым № 42066 был установлен ряд новых радионавигационных приборов, заменены некоторые антенны, в центральном отсеке разместили временные сиденья, а в задней кабине – кислородное оборудование на шесть человек. После проверки заменили один из двигателей, вместо бомб установили дополнительные баки с топливом. Работы по подготовке самолета к особо важному перелету проделал инженерно-технический состав, руководимый главным инженером АДД генерал-лейтенантом авиации И.В.Марковым. На протяжении целого дня в начале мая члены госкомиссии осматривали и проверяли бомбардировщик и его двигатели, бортовое оборудование, 10 мая самолет был принят комиссией и поставлен под охрану.

В окончательный состав экипажа были назначены командир майор Э.К.Пусэп, второй летчик – капитан В.М.Обухов, те же штурманы и борттехники, что участвовали в тестовом полете, а также два радиста – воентехник 1 ранга Б. П.Низовцев и младший лейтенант С.К.Муханов, воздушные стрелки лейтенант И.П.Гончаров, старшие сержанты Д.М.Кожин, П.В.Сальников, Г.Ф.Белоусов и В.И.Смирнов. Следует сказать, что на время перелета из Англии в США и обратно в состав экипажа был введен радист канадского происхождения Кэмпбелл.

Вячеслав Молотов и сопровождающие его лица приехали на аэродром вечером. В состав делегации входили помимо наркома военный представитель генерал-майор Ф. М.Исаев, два человека из его личной охраны Молотова и две женщины. Всем пассажирам помогли надеть меховые комбинезоны и унты, снабдили кислородными приборами и показали, как ими пользоваться. Строго-настрого запретили дремать или спать в полете, чтобы при надетой на лицо кислородной маске случайно не перегнуть подающую кислород резиновую трубку. На всякий случай майор Э.Пусэп поручил воздушному стрелку, старшему сержанту Дмитрию Кожину каждые 15 минут проверять состояние пассажиров.

Самолет взлетел в 18.45 18 мая, прошел над Раменским, взял курс на Загорск (Сергиев Посад), затем на Калинин (Тверь), далее – Осташков – Псков – остров Эзель (Саарема) –  Мотала (Швеция) – Кристиансад (Норвегия) – Тилинг (Дания) – Данди (Северная Шотландия). Полет проходил на высоте около 10 км. По воспоминаниям Э.Пусэпа, не обошлось без ЧП. Один из моторов все же вышел из строя над Северным морем. Также Пе-8 подвергся атаке вражеского ночного истребителя, зацепившего очередью из пулемета антенну радиокомпаса.

19 мая самолет с советской делегацией приземлился на аэродроме в Северной Шотландии,. 20 мая Вячеслав Молотов уже вел переговоры с премьер-министром У.Черчиллем в Лондоне, приехав в британскую столицу на спецпоезде.

Старт перелета в США состоялся в ночь на 28 мая с аэродрома Прествик (Шотландия). Машина Пе-8 совершила промежуточную посадку в Рейкьявике (Исландия) и затем на аэродроме военной базы в Гус-Бей (Канада). Во второй половине дня 29 мая Пе-8 благополучно доставил пассажиров в Вашингтон. В США экипаж машины Пе-8 в полном составе был принят президентом Ф.Рузвельтом. Таким же маршрутом советская делегация возвратилась в Москву, только промежуточную посадку в Гус-Бей заменили на Гандер, расположенный на канадском острове Ньюфаундленд. Утром 13 июня бомбардировщик Пе-8 приземлился на Центральном аэродроме в Москве. Среди встречавших был командующий АДД генерал-лейтенант А.Голованов.

20 июня 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за успешное выполнение специального задания правительства звание Героя Советского Союза было присвоено майорам С.Асямову (посмертно), Э.Пусэпу, С.Романову и А.Штепенко (штурманов одновременно повысили в звании). Капитан В.Обухов, капитан-инженеры С.Дмитриев и А.Золотарев были награждены орденом Ленина. Остальные члены экипажа были награждены орденами Красного Знамени (И.Гончаров, С.Муханов и Д.Кожин) и Красной Звезды (Б.Низовцев, П.В.Сальников, Г.Ф.Белоусов и В.И.Смирнов).

Война майора Обухова от июня 1941 г. до мая 1945 г.

Великая Отечественная война для капитана В.Обухова – командира авиазвена 212-го АП дальнебомбардировочного полка (ДБАП), которым командовал подполковник А.Е.Голованов, началась на рассвете 22 июня. Только за один день боев 24 июня АП потерял 14 бомбардировщиков Ил-4.

212-й ДБАП был сформирован в феврале 1941 г. Летный состав состоял из опытных летчиков и штурманов ГВФ, призванных в Красную армию. Капитан Обухов, окончивший в 1933 г. Балашовскую авиационную школу Гражданского воздушного флота (ГВФ), в 30-е годы работал пилотом Ижевского отряда ГВФ, затем  пилотом Новосибирского авиаотряда ГВФ. В конце 30-х годов он летал по всему Северу с базированием в Новосибирске и Иркутске. В феврале 1941 г. в Новосибирске Обухова призвали в ВВС Красной армии.

После тяжелых боев и понесенных больших потерь летом 1941 г. 212-й ДБАП стали переформировывать. В июле 1941 г. летчика В.Обухова направили в 412-й АП, вооруженный тяжелыми бомбардировщиками Пе-8 (ТБ-7). АП вступил в войну в августе того же года под № 432, а с декабря 1941 г. вел боевую работу под № 746. Самолеты АП базировались в конце 1941 г. в районе города Коврова Владимирской области.

В мае 1942 г. майора В.Обухова назначают командиром корабля Пе-8. После перелета с июня 1942 г. до начала февраля 1943 г. майор В.Обухов выполнил 44 ночных боевых полета: четырежды летал бомбить Кенигсберг, дважды – Двинск, по одному разу Данциг, Будапешт, Бухарест и др. В апреле 1943 г. он бомбил Инстербург, в мае – Варшаву. Затем в 1943 г. было небо над Орловско-Курской дугой, Во время битвы под Орлом и Курском  экипаж майора В.Обухова за 15 летных дней совершил 14 боевых вылетов, из которых 13 были выполнены успешно и 1 выполнен. Затем было небо над Ленинградской областью. Под Ленинградом приоритетными целями были позиции немецкой дальнобойной артиллерии, обстреливавшей северную столицу.

К октябрю 1943 г. заместитель командира 2-й эскадрильи 25-го гвардейского АП 45-й АД 8-го авиационного корпуса АДД гвардии майор В.Обухов совершил 156 боевых вылетов на бомбардировку важных стратегических объектов в глубоком тылу противника и скоплений его войск. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1944 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм гвардии майору Василию Михайловичу Обухову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Последние боевые вылеты 25-го гвардейского Орловского АП (бывш. 746-й) были произведены по Кенигсбергу. В марте 1945 г. группа летного и технического состава 25-го гвардейского АП на самолетах Пе-8 была направлена на испытательный полигон в районе в Голодной степи (район города Джизак) в Узбекистане, где было намечено провести испытательные пуски с самолета Пе-8 крылатой ракеты (КР) 10Х, разработанной в КБ завода № 51 под руководством Владимира Челомея на базе немецких КР ФАУ-1. С этой целью в конце 1944 г. одна машина Пе-8 с моторами АШ-82ФН была переоборудована в качестве носителя КР 10Х. Впоследствии под носители КР были переоборудованы еще пять самолетов Пе-8.

6 мая 1945 г. гвардии майор В.Обухов погиб в автомобильной катастрофе в Ташкенте. Вдовой стала его жена Екатерина Ивановна, а сиротами – четверо детей: две дочери и два сына. Тело Героя перевезли в город Балашов Саратовской области и там с почестями похоронили. Именем Василия Обухова названа улица в Балашове.(АДД)

Следует сказать, что тяжелый четырехмоторный бомбардировщик Пе-8 № 42066 с четырьмя двигателями АМ-35А (командиры майоры Э.К.Пусэп и В.П.Зеленский) из-за пожара двигателя совершил вынужденную посадку и сгорел 16 октября 1942 г. Был списан 14 ноября 1942 г. на основании технического акта 45-й АД АДД за № 00653 от 16 октября 1942 г. и соответствующего инспекторского свидетельства за № 118.

Справка

Бомбардировщик Пе-8 (ТБ-7)

Тяжелый четырехмоторный бомбардировщик. Создан в АГОС ЦАГИ под руководством Владимира Михайловича Петлякова. Опытный образец АНТ-42 (ТБ-7) совершил первый полет 27 декабря 1936 г. Серийное производство было начато в июне 1940 г. Велось на авиазаводах № 22 (Москва) и № 124 (Казань). Всего построено 79 экз. Самолет состоял на вооружении советских ВВС с весны 1941 г. Самолет был снят с производства в 1944 г., а с вооружения ВВС СССР – в начале 1946 г., затем до конца 40-х годов эксплуатировался в Полярной авиации. Максимальная взлетная масса Пе-8 составляла 27,2 т. Максимальная скорость полета –  около 450 км/ч. Практический потолок – 9,5 тыс м. Дальность полета – 5,8 тыс км. Экипаж 11 человек.

Юрий Пономарев

На снимке: гвардии майор Василий Обухов

P.S.

Этим очерком сайт «rusaviacluster.ru» начинает публикацию глав из подготавливаемой к печати книги «Мы не все вернулись из полета…» о военнослужащих легендарного 25-го Гвардейского Орловского авиационного полка авиации дальнего действия, входившего в состав 45-й авиадивизии АДД, базировавшейся до августа 1944 г. на аэродроме Летно-исследовательского института (ЛИИ).

 

Фото из архива Минобороны РФ