Воздушный стрелок гвардии старшина Георгий Белоусов

Некоторые моменты военной биографии ветерана 746-го бомбардировочного авиаполка Георгия Федоровича Белоусова (1917-1989)

Георгий Федорович Белоусов родился 23 августа 1917 г. в поселке Черкасское Славянского района Донбасса, административным центром которого вначале был поселок Юзовка, затем город Сталино, а потом Донецк.

В ноябре 1939 г в возрасте 22 лет, когда Георгий работал на одном из пре6дприятий города Краматорска, его призвали в Красную армию. После окончания школы младших авиационных специалистов Белоусова направили в одну из частей дальней бомбардировочной авиации.

С 1941 г. Георгий Федорович – ветеран 746-го авиаполка (АП). Осенью-зимой 1941 г. он участвовал в обороне Москвы, за что в мае 1944 г. был награжден медалью «За оборону Москвы».

Во время оборонительного и наступательного периодов (осень 1941 г. – зима 1941/1942 гг.) немецкого наступления на Москву (операция «Тайфун») 746-й АП выполнил несколько десятков ночных бомбардировок целей на территории, оккупированной немецко-фашистскими войсками: Калуге, Орле, Калинине; аэродромов в Смоленске и Бобруйске, железнодорожных узлов в Старой Руссе, Новгороде, Пскове, Орше, Смоленске и др. Также летали бомбить цели в глубоком тылу Третьего рейха: Берлин, Кенигсберг, Данциг.

В 1942 г. Георгия Белоуса ввели в состав экипажа тяжелого бомбардировщика Пе-8, которым командовал майор Эндель Пусэп.

Экипаж для сверхсекретного полета

Весной 1942 г. руководством СССР было принято решение направить в Англию и США советскую дипломатическую миссию для переговоров во главе с наркомом иностранных дел Вячеславом Михайловичем Молотовы. Выбор был сделан в пользу доставки делегации на самолете Пе-8.

В окончательный состав экипажа для миссии наркома иностранных дел В.Молотова были назначены: командир корабля Пе-8 майор Э.К.Пусэп, второй летчик – капитан В.М.Обухов, штурманы капитаны С.М.Романов и А.П.Штепенко, старший борттехник, инженер-капитан С.Н.Дмитриев и борттехник, инженер-капитан А.Я.Золотарев, а также два радиста – воентехник 1 ранга Б.П.Низовцев и младший лейтенант С.К.Муханов, воздушные стрелки капитан И.П.Гончаров, старшие сержанты Д.М.Кожин, П.В.Сальников, Г.Ф.Белоусов и сержант В.И.Смирнов. Следует сказать, что на время перелета из Англии в США и обратно в состав экипажа был введен радист канадского происхождения Кэмпбелл.

...Вячеслав Михайлович Молотов и сопровождающие его лица приехали на аэродром в Кратово вечером 18 мая 1942 г., когда летный состав приготовленного к перелету самолета ужинал в столовой. Ужин пришлось быстро закончить. В состав советской делегации входили помимо наркома иностранных дел В.Молотова военный представитель генерал-майор Ф. М.Исаев, два человека из личной охраны Молотова и две женщины, сотрудницы секретариата В.Молотова. Всем пассажирам помогли надеть меховые комбинезоны и унты, снабдили кислородными приборами и показали, как ими пользоваться. Предупредили, что во время полета запрещается дремать или спать, чтобы при надетой на лицо кислородной маске случайно не перегнуть подающую кислород резиновую трубку. На всякий случай майор Эндель Пусэп поручил воздушному стрелку, старшему сержанту Дмитрию Кожину каждые 15 минут проверять состояние пассажиров...

Самолет взлетел в 18.45 18 мая, затем прошел над Раменским, взял курс на Загорск (Сергиев Посад), далее на Калинин (Тверь), потом он полетел по маршруту Осташков – Псков – остров Эзель (Саарема) – Мотала (Швеция) – Северная Дания - Кристиансад (Норвегия) – Данди (Северная Шотландия). Полет проходил на высоте около 10 км. По воспоминаниям Э.Пусэпа, не обошлось без ЧП. Один из моторов все же вышел из строя над Северным морем. Также Пе-8 подвергся атаке немецкого ночного истребителя, зацепившего очередью из пулемета антенну радиокомпаса.

19 мая самолет с советской делегацией приземлился на аэродроме в Северной Шотландии. 20 мая Вячеслав Молотов уже вел переговоры с премьер-министром У.Черчиллем в Лондоне, приехав в британскую столицу на спецпоезде.

Старт дальнейшего перелета в США состоялся в ночь на 28 мая с аэродрома Прествик (Шотландия). Машина Пе-8 совершила промежуточную посадку в Рейкьявике (Исландия) и затем на аэродроме военной базы в Гус-Бей (Канада). Во второй половине дня 29 мая Пе-8 благополучно доставил пассажиров в Вашингтон. В США экипаж машины Пе-8 в полном составе был принят президентом Ф.Рузвельтом.

По проверенному маршруту через Англию советская делегация возвратилась в Москву, только промежуточную посадку в Гус-Бей заменили на Гандер, расположенный на канадском острове Ньюфаундленд. Утром 13 июня бомбардировщик Пе-8 приземлился на Центральном аэродроме в Москве. Среди встречавших был командующий Авиации дальнего действия (АДД) генерал-лейтенант А.Голованов.

20 июня 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за успешное выполнение специального задания правительства звание Героя Советского Союза было присвоено майорам С.Асямову (посмертно), Э.Пусэпу, С.Романову и А.Штепенко (штурманов одновременно повысили в звании). Капитан В.Обухов, капитан-инженеры С.Дмитриев и А.Золотарев были награждены орденом Ленина.

Остальные члены экипажа были награждены орденами Красного Знамени (И.Гончаров, С.Муханов и Д.Кожин) и Красной Звезды (Б.П.Низовцев, П.В.Сальников, Г.Ф.Белоусов и В.И.Смирнов).

Время битвы на Курской дуге

В начале лета 1943 г. началась грандиозная оборонительно-наступательная операция на Курской дуге. 746-й АП принимал активное участие в боях за Орел. В ночь с 3 на 4 июня 1943 г. авиаполк произвел бомбардировку железнодорожного узла в Орле. Немецкие эшелоны с военной техникой и армейскими подразделениями бомбили шесть экипажей 746-го АП.

В ночь на 21 июля 1943 г. экипаж бомбардировщика Пе-8 (№ 42049) под командованием капитана Алексея Угрюмова полетел на бомбардировку объектов в районе железнодорожного узла Брянска. Вместе с постоянным экипажем полетел в качестве проверяющего штурман полка, подполковник Александра Макарович Лебедев.

На задание полетело шесть бомбардировщиков Пе-8 из 1-й, 2-й и 3-й эскадрилий 746-го АП. С задания возвратилось пять машин. При выполнении боевого задания бомбардировщик Пе-8 (№ 42049) был атакован немецким истребителем и загорелся. Командир корабля капитан Угрюмов дал команду на покидание самолета с парашютами. Командир корабля капитан Алексей Угрюмов и 2-й летчик старший лейтенант Вениамин Булатников прыгали из горящей машины самыми последними из экипажа. В ту же ночь они вышли к передовым частям Красной армии, которая вела наступление. Угрюмов и Булатников вернулись в свою часть в Кратово 27 июля 1943 г. В начале августа 1943 вернулся в часть воздушный стрелок старший сержант Дмитрий Кожин, а 25 марта 1944 г. – воздушный стрелок старший сержант Георгий Белоусов.

В часть не вернулись и стали числиться пропавшими без вести штурман полка подполковник Александр Макарович Лебедев (р. 1907 г.), штурман корабля капитан Николай Алексеевич Губарец (р. 1913 г.), старший борттехник техник-лейтенант Петр Ильич Зубарев (р. 1914 г.), помощник борттехника техник-лейтенант Владимир Матвеевич Дученко (р. 1919 г.), стрелок-радист младший лейтенант Сергей Федорович Бородай (р. 1910 г.), воздушные стрелки старшие сержанты Павел Викторович Сальников (р. 1916 г.) и Иван Григорьевич Прокопенко (р. 1916 г.).

Послесловие

В августе 1944 г. 25-й гвардейский Орловский бомбардировочный авиаполк (бывш. 746-й АП) перебазировался из Кратово на аэродром Олсуфьево (Брянская обл.), а затем в Болбасово (Витебская обл.). Там ветеран авиаполка гвардии старшина Георгий Федорович Белоусов встретил День Победы 9 мая 1945 г. За годы войны Георгий Белоусов совершил на бомбардировщике Пе-8 немногим более 40 боевых вылетов. После войны он демобилизовался из ВВС Красной армии. Скончался ветеран Великой Отечественной войны 23 марта 1989 г.

Юрий Пономарев

 

Фото из архива Минобороны РФ