Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Е.А.Жарков
П.Ф.Голубев
Пока мы помним, они живы. Военные биографии двух стрелков-бомбардиров самолета Пе-8, ставшие штурманами – гвардии капитаны Евгений Жарков и Павел Голубев
Штурман Евгений Жарков
Евгений Александрович Жарков родился 25 февраля 1917 г. в селе Алексеевка Алексеевского района Самарской губернии (позже переименована в Куйбышевскую область, а затем в Самарскую область). В Красную армию Евгения Жаркова призвали осенью 1939 г.
После окончания артиллерийского училища младшего лейтенанта Жаркова направили служить в 51-й артиллерийский полк, расположенный в Орловском военном округе. Необходимо сказать, что Орловский военный округ (ОрВО) – это оперативно-стратегическое территориальное объединение в РККА вначале вооруженных сил РСФСР, а затем СССР, которое существовало в периоды с 1918 г. по 1922 г., затем с 1938 г. по 1941 г. и с 1943 г. по 1945 г. Управление (штаб) ОрВО находилось в городах Орел и Воронеж.
Перед началом войны в связи с формированием большого количества новых бомбардировочных авиаполков возросла потребность в штурманах. Штурманов стали привлекать из числа офицеров, которые занимались корректировкой огня и разведкой в артиллерийских частях и подходили по состоянию здоровья для летной работы. Переквалификация в штурманы ВВС у младшего лейтенанта Жаркова состоялась в начале 1941 г.
Путь Евгения Жаркова, который прошел ускоренную штурманскую подготовку, в 746-й бомбардировочный авиаполк «проходил» через службу в 73-й авиационном бомбардировочном полку, затем он был откомандирован в 3-й особый авиационный отряд. И только в начале осени 1942 г. младшего лейтенанта Жаркова направили на должность стрелка-бомбардира дальнего тяжелого бомбардировщика Пе-8 в 746-й бомбардировочный авиаполк Авиации дальнего действия (АДД), который базировался на аэродроме ЛИИ в Кратово Раменского района Московской области.
Стрелок-бомбардир самолета Пе-8 отвечал за наведение авиационных бомб на цель с помощью специального прицела, а при полете к цели и на обратном пути выполнял функцию воздушного стрелка передней полусферы: его пулемет с передней турелью находился в носовой части воздушного корабля, продуваемой через множество щелей. Как правило, полет четырехмоторной машины Пе-8 проходил на большой высоте, где были минусовые температуры и зимой и летом.
После специальной подготовки младший лейтенант Жарков принял участие осенью 1942 г. в Сталинградской битве в составе экипажа тяжелого четырехмоторного бомбардировщика Пе-8, которым командовал капитан Степан Михайлович Макаренко. Летом-осенью 1942 г. два полка (746-й и 890-й) 45-й авиадивизии (АД) АДД, базировавшейся на аэродроме ЛИИ, оказывали поддержку обороняющимся частям Красной армии в районе Сталинграда.
Штурман Павел Голубев
Павел Филаретович Голубев родился 10 января 1910 г. в деревне Полянка Нефедовского сельского совета Грязовецкого района Вологодской области. В возрасте 22 лет в середине сентября 1932 г. он был призван на действительную военную службу в Красную армию.
Окончив военную авиашколу, Голубев получил квалификацию штурмана бомбардировочной авиации и был направлен для прохождения дальнейшей службы в авиаполк, оснащенный фронтовыми бомбардировщиками СБ.
C начала июля 1941 г. Павел Голубев находился в действующей армии. В первые месяцы войны в составе экипажа фронтового бомбардировщика СБ он выполнил 6 дневных боевых вылетов в качестве штурмана. В конце лета 1941 г. бомбардировочный авиаполк, в котором служил Павел Филаретович, понеся большие потери, был выведен на переформирование.
В начале 1942 г. старшего лейтенанта Павла Голубева направляют для дальнейшего прохождения военной службы в 746-й авиаполк Авиации дальнего действия (АДД), который к этому времени базировался на аэродроме ЛИИ в Кратово. До мая 1942 г. он летал стрелком-бомбардиром на тяжелом бомбардировщике Пе-8, совершив за это время 19 ночных боевых вылетов с общим боевым налетом 93 часа.
Хорошая штурманская подготовка позволила Павлу Голубева пересесть с места стрелка-бомбардира на штурманское место. В начале июня 1942 г. старший лейтенант Голубев начинает летать штурманом на самолете Пе-8 в составе экипажа под командованием командира корабля майора Михаила Каминского, второго летчика лейтенанта Василия Старшинова, стрелка-бомбардира лейтенанта Николая Алексеева, борттехника старшего техника-лейтенанта Василия Кищенко, помощника борттехника техника-лейтенанта Алексея Калинина, стрелка-радиста старшины Петра Курицына, воздушных стрелков старшего сержанта Георгия Шепеля, сержантов Павла Медникова, Равеля Шахмаева и Шелегина.
П.Голубев четыре раза в 1942 г. летал бомбить Кенигсберг, трижды в 1942 г. и 1943 г. – Варшаву, дважды зимой 1944 г. – Хельсинки, также он летал бомбить военные объекты в Тильзите (ныне город Советск в Калининградской области).
Битва за Сталинград
В преддверии контрнаступления под Сталинградом, которое началось 19 ноября 1942 г., полки 45-й авиадивизии АДД летали на задания по «обработки» целей в полосе Юго-Западного фронта, которому предстояло наносить главный удар по немецко-фашистским войскам. Ночью самолетами АДД подвергались бомбардировке железнодорожные узлы в Миллерово и Лихой, Обливской; станции Острогожск, Богучар, Чертково; аэродромы в Тацинской и Обливской. С началом контрнаступления и после окружения войск противника в районе Сталинграда действия АДД были направлены на пресечении работы «воздушного моста» немецкой транспортной авиации и срыв попыток прорыва внешнего и внутреннего колец окружения, созданного войсками Сталинградского и Юго-Западного фронтов. Для этого самолетами 45-й АД и других частей АДД бомбардировались железнодорожная станция Тацинская и располагавшийся вблизи нее аэродром и железнодорожная станция Морозовск, аэродром в Обливской.
В ноябре – декабре 1942 г. советские войска перешли в контрнаступление в районе Сталинграда. В этот период характер поддержки наших войск полками АДД изменился: группы дальних бомбардировщиков стали наносить бомбовые удары по оперативным резервам немецко-фашистских войск, аэродромам и складам противника и др.
Согласно сводкам штаба 45-ой АД, 746-й авиаполк в течение 1942 г. произвел 620 ночных самолето-вылетов с боевым налетом 2699 часов 29 минут и сбросил 1829 т фугасных и зажигательных бомб и 42,7 тыс. экземпляров листовок.
Послесловие
В 1944 г. Жарков был переведен на должность штурмана корабля Пе-8. В течение 1943 г. лейтенант Жарков летал на задания в районы Брянска, Орла, Сещи, Смоленска, Харькова, Полтавы и др. Совершал дальние полеты для нанесения бомбовых ударов в глубоком тылу противника: города Данциг, Кенигсберг, Тильзит, Варшава. К августу 1943 г. лейтенант Жарков совершил 50 боевых вылетов на самолете Пе-8.
До конца войны он выполнил более 60 успешных боевых заданий. Своим первым орденом – Красной Звезды – он был награжден в конце лета 1943 г. Вторым орденом – Отечественной войны 2-ой – гвардии старший лейтенант Жарков итогам последнего года в йны старший лейтенант Жарков был награжден летом 1945 г. по итогам выполнения боевых заданий последнего периода войны.
После сражения на Волге Жарков и Голубев принимали участие во всех крупных воздушных операциях, в которых был задействован 746-й, а с сентября 1943 г. – 25-й гвардейский бомбардировочный авиаполк.
К середине октября 1943 г. гвардии старший лейтенант Голубев совершил 84 боевых вылета. Всего за годы Великой Отечественной войны он совершил 91 боевой вылет.
Первой наградой – орденом Красной Звезды за успешное выполнение боевых заданий – старший лейтенант Голубев был награжден в июле 1942 г., второй наградой был орден Красного Знамени в октябре 1943 г. В июле 1945 г. гвардии капитан Павел Голубев стал кавалером ордена Отечественной войны 2-ой степени.
Гвардии капитаны к концу войны, штурманы Евгений Жарков и Павел Голубев встретили Победу в Орше (Белоруссия), где базировался 25-й Орловский гвардейский авиаполк.
После окончания Великой Отечественной войны они продолжили службу в дальнебомбардировочной авиации. Были неоднократно награждены орденами и медалями в послевоенное время.
Евгений Жарков вышел в отставку в звании подполковника в 1955 г. Скончался в 1993 г.
Павел Голубев служил в ВВС до 1958 г. Вышел в отставку в звании подполковника. Скончался в 1986 г.
Юрий Пономарев
Фото из архива Минобороны РФ