Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Пока мы помним, они живы. Штурмана Николая Артемовича Белоуса перевели в 746-й авиаполк в начале 1942 г. В ноябре 1943 г. он был участником торжественной церемонии вручения авиаполку Гвардейского знамени
Начало войны
Николай Артемович Белоус родился 25 октября 1915 г. в селе Чернухи Чернухинского района Полтавской области Украины. На военную службу в Красную армию был призван в январе 1937 г. После окончания военного училища стал штурманом и был направлен для прохождения службы в бомбардировочную авиацию.
В конце 1940 г. Николай Белоус получил назначение в 212-й дальний бомбардировочный авиационный полк (дбап), который был сформирован в феврале 1941 г. на аэродроме Смоленск-Северный на основании постановления Совета народных комиссаров (СНК) № 2665-977сс от 5 ноября 1940 г. Формирование нового авиаполка началось осенью 1940 г. На вооружении авиаполка находились дальние бомбардировщики ДБ-3Ф (Ил-4). Летный состав был смешанным: большинство летчиков были призваны в армию из Гражданского воздушного флота (ГВФ), а штурманы и стрелки-радисты – из ВВС.
Первым командиром полка был назначен известный летчик ГВФ подполковник Александр Евгеньевич Голованов. В августе 1941 г. Голованова назначают командиром 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии, подчиненной непосредственно Ставке Верховного главнокомандования.
В первые дни войны авиаполк наносил бомбовые удары по войскам противника в районе Вильно, Береза Картузская, Ошмяны, Бобруйск, Почеп, Пеклино, Полтава, Ярцево, Ельня, Рославль, а также 27 сентября 1941 г. по занятому врагом аэродрому Полтавы. В состав действующей армии 212-й авиаполк входил с августа по начало декабря 1941 г., а затем из-за понесенных потерь в техники и в людях был выведен на переформирование в тыл.
Летом-осенью 1942 г. самолеты 212-й дбап часто применялись не по назначению: в дневное время часто без прикрытия истребителями бомбили танковые и мотоавтоколонны в ближнем тылу врага, т.е. с помощью дальних бомбардировщиков решали задачи штурмовой авиации. В начале войны бомбардировщики Ил-4 действовали группами общим количеством до авиаполка в боевых порядках клин, пеленг, колонна звеньев и эскадрилий. Бомбометание производилось с горизонтального полета. При встрече с вражескими истребителями Ме-109 у Ил-4 (ДБ-3Ф) было мало шансов уцелеть. Известны случаи разгрома целых эскадрилий в одном бою. Например, 24 июня 1941 г. девятка машин Ил-4 из 212-го дбап потеряла в районе города Картуз-Березой (Брестская область) восемь самолетов. 212-й авиаполк понес за неполные первые три месяца войны очень большие потери: из 74 машин авиаполка противником было уничтожено 70 бомбардировщиков Ил-4.
За время с августа по ноябрь 1941 г. лейтенант Белоус совершил 13 успешных боевых вылетов. В январе 1942 г. Николая Белоуса направили служить в 746-й АП, который базировался на аэродроме ЛИИ в Кратово Раменского района Подмосковья. После дополнительной подготовки он стал летать стрелком-бомбардиром в составе экипажа тяжелого четырехмоторного бомбардировщика Пе-8.
746-й авиаполк во время битвы на Курской дуге
Весной 1942 г. лейтенанта Белоуса ввели в состав экипажа самолета Пе-8 в качестве штурмана. В 1943 г. Николай Белоус летал в качестве штурмана в экипажах под командованием майора Сергея Сугака и майора Михаила Каминского, в 1944 г. в экипажах под командованием майора Ивана Лисачева и капитана Владимира Пономаренко.
Пик боевой работы 746-го авиаполка в 1943 г. пришелся на летние месяцы во время битвы на Курской дуге. В мае 1943 г. авиаполк имел в своем составе 10 машин Пе-8 (4 самолета в 1-й авиаэскадрильи и по 3 самолета во 2-й и 3-й авиаэскадрильях).
С начала июня 1943 г. 45-я авиадивизия стала участвовать в Орловско-Курской операции. Бомбардировщики Пе-8 летали бомбить аэродромы немцев под Орлом и Брянском, железнодорожные узлы Орши, Рудни, Орла, Брянска и др. В июле все экипажи 746-го АП участвовали в ночных бомбардировках военных объектов под Орлом. Победа советских войск под Курском и Орлом стала коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны.
Советская разведка донесла, что Верховное главнокомандование Вермахта, обеспокоенное ночными бомбардировками самолетами советской дальней авиацией на Курско-Орловском плацдарме, перебросила из-под Берлина эскадру ночных истребителей Ме-110, наводящихся на цель с помощью наземной РЛС. В период Орловско-Курской битвы летом 1943 г. полк понес ощутимые потери: один самолет Пе-8 (командир корабля капитан В.Пономаренко) был сбит 21 июля огнем зенитной артиллерии противника, и второй – то же 21 июля немецким ночным истребителем Ме-110 (командир корабля капитан А.Угрюмов).
Ночное патрулирование Ме-110 производилось как одиночными самолетами, так и в паре, самолеты которой находились на разных высотах. Ночные истребители чаще всего атаковали Пе-8 в хвост снизу и реже в хвост сверху, а также с хвоста в бок. Как правило, Ме-110 подкарауливали наши бомбардировщики на обратном курсе при выходе из зоны действия зенитной артиллерии ПВО объекта.
В 1943 г. во время выполнения боевых заданий в полку погибло 16 человек из различных экипажей.
Последние боевые задания в годы войны
Всего за годы войны Николай Артемович совершил на бомбардировщиках ДБ-3Ф и Пе-8 116 боевых вылетов. Белоус участвовал в дальних боевых рейдах: в двух на Варшаву (август 1942 г.), по одному на Кенигсберг (август 1942 г.), Бухарест (сентябрь 1942 г.), Тильзит (апрель 1943 г.), Констанцу (апрель 1944 г.).
В декабре 1942 г. старший лейтенант Николай Белоус за успешное выполнение боевых заданий был награжден орденом Красного Знамени, в августе 1943 г. – орденом Отечественной войны 1-й степени и орденом Красной Звезды в июне 1945 г. В конце Великой Отечественной войны ему было присвоено звание гвардии капитана.
Николай Белоус окончил службу в звании майора в апреле 1957 г. За годы службы в ВВС Николай Артемович Белоус еще дважды был награжден орденом Красной Звезды (в 1954 г. и 1955 г.) и орденом Красного Знамени (1957 г.).
Юбилей авиаполка
18 сентября 2023 г. исполняется 80 лет присвоения звания «Гвардейский» 746-му авиаполку, базировавшемуся в годы войны на аэродроме Летно-исследовательского института (ЛИИ). Гвардейское знамя в торжественной обстановке было вручено личному составу полка 2 ноября 1943 г.
Приказом Наркомата обороны (НКО) СССР № 274 от 18 сентября 1943 г. 746-й авиаполк (АП) авиации дальнего действия (АДД) был преобразован в 25-й гвардейский АП. 27 мая 1944 г. приказом НКО СССР № 0137 25-му гвардейскому АП АДД, отличившемуся в боях с немецкими захватчиками при освобождении города Орел, было присвоено наименование «Орловский».
В годы Великой Отечественной войны 746-м АП командовали полковник Викторин Лебедев; майор Николай Егоров и подполковник Владимир Абрамов. Штатная численность полка составляла 15 тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков, из них на задание обычно вылетали 5-8 самолетов. Практически все вылеты самолетов Пе-8 на бомбардировку целей противника выполнялись только в ночное время.
Вначале для 746-го АП АДД основным аэродромом базирования был один из аэродромов Ивановской области, а в качестве промежуточной посадочной площадки при боевых полетах в глубокий тыл противника использовался аэродром ЛИИ в Кратово. Со 2 апреля 1942 г. 746-й АП был перебазирован на аэродром ЛИИ в подмосковное Кратово, который стал основным местом базирования 746-го авиаполка (25-го гвардейского) до лета 1944 г.
Необходимо сказать, что в начальный период своего формирования июнь-июль 1941 г. авиаполк именовался 412-м АП и входил в состав 81-й авиадивизии (АД). Впоследствии 412-й АП переименовали в 432-й АП той же АД, а в начале декабря 1941 г. авиаполк получил наименование 746-й. Это воинское соединение по кадровому составу было уникальным: на основании приказа по 81-й АД боевые экипажи авиаполка формировались из лучших летных и технических кадров 14-го АП тяжелых бомбардировщиков ВВС Красной армии, Гражданского воздушного флота, Главсевморпути и НИИ ВВС Красной Армии.
На базе 746-го АП АДД 21 мая 1942 г. были сформированы 45-я АД АДД и 890-й АП АДД. Командиром дивизии был назначен полковник Викторин Лебедев. Летчики 45-й АД выполняли задания по бомбардировке столицы фашистской Германии – Берлина и столиц ее союзников: Будапешта, Бухареста, Хельсинки, а также военно-промышленных объектов, расположенных в глубоком тылу противника: Кенигсберга, Данцига, Констанцы, Тильзита и др.
Вместе с выполнением заданий по нанесению бомбовых ударов в глубоком тылу противника полки 45-й АД совместно с другими частями и соединениями АДД участвовали в боевых операциях в интересах различных фронтов, нанося бомбовые удары по аэродромам, коммуникациям, скоплениям войск и железнодорожным узлам противника в ближнем тылу противника.
Юрий Пономарев
Фото из архива Минобороны РФ