Гвардии старший лейтенант Алексей Шендяпин – лучший курсант летной школы, отобранный для 746-го авиаполка

Пока мы помним, они живы

Военная биография участника Курско-Орловской оборонительно-наступательной операции, которая победоносно завершилась 80 лет назад, летчика 746-го бомбардировочного авиаполка Авиации дальнего действия Алексея СпиридоноаШендяпина

Учеба на летчика бомбардировочной авиации

Алексей Спиридонович Шендяпин родился 28 февраля 1920 г. в селе Починки Башмаковского района Пензенской области. На военную службу его призвали в ноябре 1939 г.

Весной 1942 г. Алексей Шендяпин окончил 3-ю Чкаловскую школу военных летчиков (ВАШП). 3-я ВАШП была создана осенью 1941 г. из остатков эвакуированных авиашкол, ранее расположенных в Полтавской, Ленинградской и других областях. До 1943 г. в Школе готовили летчиков для пилотирования фронтового бомбардировщика СБ, а с 1943 – штурмовика Ил-2. Вначале 3-я ВАШП располагалась в селах Чебеньки и Черный отрог Оренбургской области. В 1944 г. Школу перебазировали в город Уральск. В 1941-1942 гг. учебный процесс осуществлялся в условиях острой нехватки топлива для отопления, горючего и масел для самолетов, запчастей и продовольствия. При окончании Школы самостоятельный налет курсантов составлял около 20 часов.

В апреле 1942 г. младшего лейтенанта Шендяпина направляют в 44-й авиационный запасной авиаполк (зап), который полностью был сформирован 20 апреля 1942 г. и введен в состав 27-й запасной авиабригады. На момент сформирования авиаполк имел шесть бомбардировщиков ДБ-3А, по одной машине У-2 и Р-5. Авиаполк дислоцировался на аэродроме Тоцкое Чкаловской области (ныне Оренбургская область). С апреля 1943 г. полк перешел на изучение бомбардировщиков Ил-4, а к августу 1943 г. был полностью оснащен машинами Ил-4. В 1942 г. в 44-ом полку подготовили 45 дневных экипажей и 11 летчиков-инструкторов.

В апреле 1943 г. младшего лейтенанта Алексея Шендяпина как одного из лучших летчиков 44-го зап направили в распоряжение командования 45-й авиадивизии (АД) Авиации дальнего действия (АДД), а затем – в 746-й авиаполк, который входил в состав 45-й АД.

Назначение в 746-й авиаполк

После освоения тяжелого четырехмоторного бомбардировщика Пе-8 Алексей Шендяпин был введен в мае 1943 г. в качестве второго летчика в состав экипажа, которым командовал капитан Федор Шатров.

Капитан Шатров сам был переведен на должность командира корабля Пе-8 в 746-й АП в мае 1943 г. с должности командира корабля Ил-4 из 4-го АП 3-й АД АДД. За короткий промежуток времени он освоил пилотирование тяжелого четырехмоторного бомбардировщика Пе-8 и в мае 1943 г. приступил к выполнению боевых заданий. Летом 1943 г. началась битва на Курской дуге, победа в которой советских войск ознаменовала коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

В июле 1943 г. экипаж бомбардировщика Пе-8 под командованием капитана Шатрова дважды участвовал в нанесении бомбового удара, сбросив на врага пятитонные авиабомбы ФАБ-5000. Всего в июле 1943 г. было произведено 4 сброса авиабомбы ФАБ-5000. Длина бомбы со стабилизатором составляла 5,2 метра, диаметр – около одного метра, общая масса – 5,4 тонны, масса взрывчатого вещества – 3,2 т. ФАБ-5000 (предел грузоподъемности самолета) полностью не помещалась в бомбовом отсеке Пе-8, поэтому полет до цели проходил с приоткрытыми створками люков.

ФАБ-5000 были сброшены на укрепрайоны противника на Западном фронте, которые выявила фронтовая разведка: один в районе поселка Прогресс, другой находился на высоте 254,9 (1,5 км северо-восточнее деревни Лески). Результаты бомбардировки оказались неплохими, однако в дальнейшем подобные сбросы в районе линии фронта не проводились из-за слишком большой площади поражения, в которую могли попасть и советские войска.

В ночь на 19 июля 1943 г. два бомбардировщика Пе-8 из состава 746-го АП взлетели с аэродрома Кратово и взяли курс на Орел. Экипаж Пе-8 под командованием командира 2-й авиаэскадрильи майора Александра Додонова сбросил бомбу ФАБ-5000 на железнодорожный узел Орла, а экипаж Федора Шатрова – на район города, где по донесению разведки была наибольшая концентрация немецких войск. В результате бомбового удара был полностью выведен из строя железнодорожный узел Орла. После бомбового удара суперавиабомбы немецкие железнодорожные составы могли идти к фронту только по обходной ветке, срочно проложенной восстановительной бригадой. Снабжение войск противника в разгар битвы на Орловско-Курской дуге существенно уменьшилось.

В июле 1943 г. все экипажи 746-го АП участвовали в ночных бомбардировках военных объектов под Орлом: 7 июля бомбили скопление войск и танков в селе Тамаровка. 11 июля наносили бомбовый удар по живой силе и технике, скопившимся в поселке «Прогрессе», 13 июля – железнодорожный узел города Орел, 14 июля – железнодорожный узел Болохов. 17 и 18 июля вновь наносили бомбовые удары по железнодорожному узлу Орла. 19 июля бомбили аэродром и авиагородок Орла.

В экипаж, которым командовал гвардии капитан Федор Шатров до осени 1943 г. входили: второй летчик – мл. лейтенант А.С.Шендяпин, штурман капитан В.А.Гладкий, борттехник инженер-капитан М.И.Караваев, помощник борттехника, техник-лейтенант Н.В.Партыко, воздушный стрелок-радист старшина В.П.Глухов, воздушные стрелки, гвардии сержанты Е.В.Абрамов, Ю.Н.Салмин, К.П.Соколов, М.Е.Дмитриев.

Перевод в новый экипаж

С осени 1943 г. Алексей Шендяпин летал в составе экипажа под командованием старшего лейтенанта Владимира Адамова. Первое упоминание в журнале боевых действий 746-го авиаполка о выполнении боевого задания экипажем самолета Пе-8 (№ 42076) под командованием гвардии старшего лейтенанта Адамова встречается в середине октября 1943 г. Необходимо сказать, что в сентябре 1943 г. 746-й АП был переименован в 25-й гвардейский бомбардировочный авиаполк АДД.

В состав экипажа машины Пе-8 (№ 42076), которым командовал старший лейтенант Владимир Александрович Адамов (основная часть экипажа была сформирована летом-осенью 1943 г.), входили: второй пилот, лейтенант А.С.Шендяпин; штурман, старший лейтенант П.Г.Рогожников; стрелки-бомбардиры, младшие лейтенанты А.Ф.Петроченков и И.Т.Курако; борттехник, инженер-капитан П.А.Бордюгов, помощник борттехника, техник-лейтенант Н.В.Партыко; воздушный стрелок-радист, старшина В.П.Глухов; воздушные стрелки: старший сержант Ю.Н.Салмин, старший сержант В.И.Абрамов, сержант К.П.Соколов, старший сержант М.Е.Дмитриев, старшина В.С.Королев и старший сержант Г.Л.Бабий.

Пик боевой работы бомбардировщиков Пе-8 746-го АП пришелся на 1943 г. и первую половину 1944 г. В этот период самолеты Пе-8 из состава 45-й АД АДД применялись на главных направлениях ударов Красной армии. Бомбили по ночам крупные железнодорожные узлы, аэродромы, места концентрации войск противника. Вместе с тем бомбардировщики Пе-8 продолжали совершать налеты на военные и политические центры Германии и ее союзников (Венгрии, Румынии).

В наградных документах отмечалось, что Шедяпин является участником двух дальних рейдов в глубокий тыл противника в 1944 г.: одного на бомбардировку военно-промышленных объектов в румынской Констанце и одного – финской столицы города Хельсинки. Всего за годы войны Алексей Спиридонович Шендяпин совершил на бомбардировщике Пе-8 около 30 боевых вылетов. За успешное выполнение боевых заданий Алексей Шендяпин был награжден в феврале 1944 г. орденом Отечественной войны 1-й степени.

Послесловие

В августе 1944 г. 25-й гвардейский Орловский бомбардировочный авиаполк (бывш. 746-й АП) перебазировался из Кратово вначале на аэродром Олсуфьево (Брянская обл.), а затем в Балбасово (Витебская обл.). Там гвардии старший лейтенант Шендяпин встретил День Победы 9 мая 1945 г. После войны Алексей Спиридонович продолжил службу в Дальней бомбардировочной авиации ВВС Красной армии.

Вышел в отставку в звании подполковника в 1962 г. После Великой Отечественной войны он был награжден двумя орденами Красной Звезды, орденами Красного Знамени и Ленина.

Юрий Пономарев

 

Фото из архива Минобороны РФ