Летчик гвардии капитан Константин Бездольный, который пересел с транспортного самолета на тяжелый бомбардировщик

Пока мы помним, они живы В начале Великой Отечественной войны летчика гражданской авиации Константина Бездольного призвали в действующую армию, где он вначале летал на военно-транспортном самолете Ли-2, а затем на тяжелом бомбардировщике Пе-8

Воздушный извозчик на просторах Средней Азии

Константин Бездольный родился 5 мая 1913 г. в городе Николаев в Украине. После окончания средней школы он поступил в училище Гражданского воздушного флота (ГВФ).

После окончания училища ГВФ Бездольного направляют на работу в Туркмению, а затем в Таджикистан. В Туркмении в течение нескольких лет молодой летчик перевозил на гражданском варианте бомбардировщика ТБ-3 серу с места ее добычи (месторождение Серные бугры) в пустыне Каракум до места переработки. Добыча руды и выплавка серы на этом месторождении были начаты в 1934 г. Серу добывали скважинным методом с глубин более 100 метров. В 1935 г. рядом с месторождением Серные бугры был построен небольшой городок с современными домами, электростанцией, радиомачтами и аэродромом.

Необходимо сказать, что гражданский вариант тяжелого четырехмоторного бомбардировщика ТБ-3 стали применять в ГВФ с 1935 г., когда четыре самолета ТБ-3 были переданы в ГВФ для перевозки пассажиров, различных грузов и в первую очередь серы в пустыне Каракум.

От Ашхабада до серного завода была построена первая в Советском Союзе песчаная автодорога. По этому тракту тяжелые грузовики перевозили строительные материалы, специальное оборудование, продукты питания и др. В обратный путь грузовики загружались серой. Весь путь автомашины покрывали за 15-20 часов. Самолеты ТБ-3 перевозили серу в Ашхабад за полтора часа. Грузоподъемность самолета ТБ-3 составляла от 3 до 5 т. От Ашхабада месторождение серы находилось на расстоянии около 250 километров.

Вначале второй пилот, а затем командир корабля ТБ-3 Константин Бездольный много летал в Туркмении, но только днем, в безоблачную погоду или под облаками. Его довоенный налет составлял несколько тысяч часов. Впоследствии накопленный опыт позволил ему быстро освоить полеты ночью и в облаках.

С началом Великой Отечественной войны Сталинабадским райвоенкоматом Таджикской ССР Бездольный был призван в Красную Армию и направлен в конце июня 1941 г. в 3-ю эскадрилью Московской авиагруппы особого назначения ГВФ на должность второго пилота транспортного самолета ПС-84 (Ли-2).

Ночные полеты в тыл противника

Московская авиационная группа особого назначения (МАГОН) была сформирована в первые дни Великой Отечественной войны как специальное соединение транспортных самолетов Главного управления ГВФ СССР (ГУ ГВФ). Летный состав состоял  из числа опытных летчиков, штурманов, радистов ГВФ. МАГОН имела в своем составе семь отрядов, которые с конца 1941 г. стали называться эскадрильями. Основным аэродромом базирования был аэропорт Внуково в пригороде столицы.

До сентября 1942 г. младший лейтенант Константин Бездольный совершил 201 боевой вылет на оперативные задания в тыл противника. Среди этих боевых заданий числятся 35 ночных полетов в тыл немецких войск. Он также совершил 33 полета в осажденный Ленинград с грузами и обратными рейсами вывозил жителей города. Константин Иванович выполнил 18 полетов зимой 1941/1942 гг. по заданию командования Волховского фронта по доставке боеприпасов, продовольствия и фуража частям Красной армии, находящимся в тылу у противника, доставив суммарно 39 тонн различных грузов.

В начале января 1942 г. началась Ржевско-Вяземская наступательная операция советских войск, которая лишь частично достигла намеченных целей. С февраля 1942 г. 1-му гвардейскому кавалерийскому корпусу генерал-лейтенанта Павла Белова пришлось около пяти месяцев сражаться в тылу противника. В течение этих пяти месяцев Константин Бездольный совершил 9 полетов с посадкой на площадки, подготовленные бойцами группы генерала Белова, с целью доставки грузов, а в обратном направлении эвакуации тяжелораненых бойцов.

В ходе боевых действий в тылу противника генерал-лейтенанту П.А. Белову был подчинен 4-й воздушно-десантный корпус полковника Александра Казанкина (более 9 тыс. человек), и выброшенный ранее десант 250-го полка и 201-й воздушно-десантной бригады, всего до 2 500 человек. С 29-го мая по 3-го июня 1942 г. для обеспечения прорыва группы генерала Белова были выброшены еще две воздушно-десантные бригады, численностью более 4 тыс. человек. В снабжении необходимыми боеприпасами и грузами частей группы генерала Белова активное участие принимали эскадрильи МАГОН.

В марте 1942 г. за успешное выполнение боевых заданий младшего лейтенанта Бездольного наградили орденом Красной Звезды. Это была его первая боевая награда.

Перевод в 746-й бомбардировочный авиаполк в Кратово

В октябре 1942 г. лейтенанта Константина Бездольного переводят в 746-й авиаполк. Для восполнения боевых потерь 45-й авиадивизии Авиации дальнего действия (АДД), на вооружении которой находились дальние тяжелые бомбардировщики Пе-8, требовались летчики, имеющие большой налет на тяжелых четырехмоторных самолетах типа ТБ-3. После прохождения курса обучения Бездольного назначают вторым летчиком в экипаж бомбардировщика Пе-8 под командованием майора Михаила Симонова.

В марте 1943 г. Константина Ивановича повышают в звании: он становится старшим лейтенантом и его переводят вторым летчиком в экипаж майора Александра Додонова. Три раза в течение апреля 1943 г. экипаж машины Пе-8 (№ 42057) под командованием майора А.Додонова, в состав экипажа которого входил старший лейтенант Бездольный, летал бомбить объекты противника в Кенигсберге: в ночь с 12 на 13 апреля, с 16 на 17 апреля и с 28 на 29 апреля 1943 г.

Обычно задание по бомбардировке Кенигсберга выполнялось двумя-тремя самолетами. Старались подходить к цели разными маршрутами: и со стороны суши и со стороны моря. Полет на Пе-8 с аэродрома Раменское до Кенигсберга длился в среднем пять-шесть часов в зависимости от погодных условий и приблизительно столько же по времени занимал путь обратно.

В ночь с 12 на 13 апреля советские бомбардировщики Пе-8 совершили первый апрельский налет на Кенигсберг. В течение более двух часов советские бомбардировщики (в налете принимали участие также бомбардировщики Ил-4) сбрасывали бомбы на военно-промышленные объекты Кенигсберга. Наблюдались многочисленные пожары, сопровождавшиеся сильными взрывами. Особенно большие пожары наблюдались в районах, где были расположены машиностроительный завод, электростанция, артиллерийский завод, аэродром, железнодорожный узел и военные склады. Пламя пожаров было видно в высоты на расстоянии более 100 км.

Примечательный факт: во время апрельских 1943 г. налетов на столицу Восточной Пруссии впервые была применена сверхмощная советская бомба ФАБ-5000. ФАБ-5000 была создана для бомбардировок крупных скоплений войск, разрушения стратегических объектов и крупных железных узлов. После испытаний на подмосковном полигоне в начале 1943 г новой советской фугасной авиабомбы ФАБ-5000 было принято решение по первому разу сбросить супербомбу массой пять тонн на береговые сооружения Кенигсберга.

Первый сброс бомбы ФАБ-5000 на объект противника поручили экипажу бомбардировщика Пе-8 (№ 42029) под командованием капитана Анатолия Перегудова и штурмана майора Павла Томкевича. Вылет на особо важное боевое задание состоялся в ночь с 28 на 29 апреля 1943 г. Состав экипажа машины Пе-8 с дизельными моторами М-30Б был увеличен до 15 человек (вместо обычных 11 человек) за счет наземных специалистов по вооружению 746-го авиаполка и 45-й авиадивизии.

После сброса авиабомбы самолет, находящийся на высоте 5,8 тыс. м, был освещен взрывом собственной бомбы и экипаж ощущал легкий толчок. По данным воздушной разведки, советская супербомба нанесла большие разрушения в районе судоходного канала, судостроительной верфи и повредила немецкий военный корабль, стоящий у причала.

Очень напряженно воевала летом 1943 г. 2-ая авиаэскадрилья (АЭ) под командованием майора А.Додонова во время проведения Орловско-Курской оборонительно-наступательной операции. В ночь с 12 на 13 июля 1943 г. бомбардировщики Пе-8 45-й АД нанесли массированный бомбовый удар по железнодорожному узлу Орла. Во время выполнения этого боевого задания бомбардировщик Пе-8 под командованием командира 2-й авиаэскадрильи майора А.Додонова сбросил на немецкие эшелоны одну пятитонную фугасную бомбу ФАБ-5000 (предел грузоподъемности самолета). Длина бомбы со стабилизатором – 5,2 метра, диаметр – около одного метра, общая масса – 5,4 тонны, масса взрывчатого вещества – 3,2 т. ФАБ-5000 полностью не помещалась в бомбовом отсеке Пе-8, поэтому полет до цели проходил с приоткрытыми створками люков.

Также в 1943 г. К.Бездольный летал бомбить Данциг, Истербург, Тильзит, Варшаву и в 1944 г. – румынскую Констанцу. За успешное выполнение боевых заданий в июне 1943 г. Бездольного наградили орденом Красного Знамени.

Командир воздушного корабля

В начале 1944 г. Бездольного назначают командиром экипажа бомбардировщика Пе-8 и присваивают воинское звание капитана. Он стал командовать экипажем в составе следующих воинов: второй летчик лейтенант Иван Григорьев, также вторым летчиком летал младший лейтенант Борис Немов; штурман капитан Николай Буряк, борттехник инженер-капитан Владимир Громов, помощники борттехника лейтенант Тимофей Мороз и старший техник-лейтенант Петр Башлий, воздушный стрелок-бомбардир лейтенант Александр Воронин, воздушный стрелок старшина Семен Русаков, сержант Аркадий Токаев, старшина Степан Плехно, старшина Иван Дегтярук и старший сержант Иван Борисов.

В 1944 г. К.Бездольный освоил пилотирование американских бомбардировщиков Б-24 и Б-25.

Послесловие

До конца Великой Отечественной войны капитан Бездольный совершил 91 ночной боевой вылет на бомбардировщике Пе-8. Всего за годы войны он выполнил 292 боевых вылета. В конце войны Константина Ивановича наградили вторым орденом Красного Знамени. Необходимо отметить, что Бездольный гордился медалью «За боевые заслуги», которой он был награжден в ноябре 1944 г.

Гвардии капитан Константин Бездольный демобилизовался из армии в апреле 1946 г. и сразу же вернулся на работу в Гражданский воздушный флот.

Юрий Пономарев

 

Фото из архива Минобороны РФ