Кадровый военный летчик Василий Старшинов, летавший в штурмовой и бомбардировочной авиации

Пока мы помним, они живы. Летчик 746-го авиаполка Василий Петрович Старшинов (1915-1987) начинал летать в полку тяжелых бомбардировщиков, потом служил в авиационном полку легких ночных бомбардировщиков, а затем штурмовиков Ил-2. Только летом 1942 г. он вернулся в свою часть, где начинал служить, и был назначен вторым летчиком на тяжелый четырехмоторный бомбардировщик Пе-8

Из артиллеристов в летчики

Василий Старшинов родился 22 апреля 1915 г. в селе Николаевка Моршанского района Тамбовской области. После окончания средней школы в сентябре 1935 г. в возрасте 20 лет его призвали в Красную армию. Василий начинал военную службу в артиллерийской части. Затем прошел обучение в авиационном училище и стал летчиком. После окончания авиационного училища лейтенанта Василий Старшинов получил направление в 14-й тяжелый бомбардировочный авиаполк (тбап), который был сформирован в начале 1940 г. и дислоцировавшийся на Украине. На вооружении 2-й эскадрильи авиаполка находились новейшие отечественные тяжелые бомбардировщики ТБ-7 (Пе-8), остальные эскадрильи имели бомбардировщики ТБ-3.

В первые дни Великой Отечественной войны 14-й тбап понес большие потери в материальной части и был переведен в Казань. Во время передислокации в Казань и формирования новой авиационной части лейтенанта Василия Старшинова откомандировывают в качестве летчика в 593-й ночной бомбардировочный авиаполк (нбап), сформированный в октябре 1941 г. на базе 1-й Военной авиационной школы пилотов им. К.Е.Ворошилова. Авиаполк имел на вооружении легкие одномоторные самолеты Р-5 в варианте ночного бомбардировщика. С конца ноября по середину декабря 1941 г. 593-й нбап  участвовал в боевых действиях в составе ВВС 22-й армии Западного фронта, а затем до середины февраля 1942 г. в составе ВВС 30-й армии на Калининском фронте.

593-й нбап участвовал в битве за Москву. Авиаполк приступил к боевой работе в ноябре 1941 г. Летный состав даже толком не успел ознакомиться с районом боевых действий в Солнечногорском районе Московской области. Во втором вылете самолетов полка в ночь с 26 на 27 ноября 1941 г. было потеряно три машины Р-5 один – от огня зенитной артиллерии, один самолет не вернулась с боевого задания и одна машина была потеряна из-за аварии.

Командир звена лейтенант Старшинов совершил с 25 ноября 1941 г. по 13 февраля 1942 г. 21 боевой вылет ночью. Бомбардировал механизированные колонны противника, наступающие на Москву, и пехотные части в районе населенных пунктов Борщево, Рогачево, Завидово, Курьяново и др. населенных пунктов Московской и Калининской (ныне Тверской) областей.

В битве за Москву на Западном и Калининском фронтах принимали участие восемь авиаполков, на вооружении которых находились Р-5. В качестве легкого бомбардировщика Р-5 имел ряд преимуществ перед более распространенным самолетом У-2 (По-2). Радиус действия Р-5 с бомбовой нагрузкой 400 кг превышал 300 км. Обычно брали четыре бомбы по 100 кг или восемь по 50 кг плюс осветительные бомбы, или две «сотки» (100 кг) и две кассеты с мелкими осколочными бомбами (по 25-30 штук в каждой). Самолет Р-5 существенно превосходил У-2 по скорости. Одномоторный многоцелевой биплан Р-5, созданный под руководством авиаконструктора Николая Поликарпова, также как и У-2, имел крейсерскую скорость в диапазоне высот от 1 до 2 км – 210-195 км/ч соответственно, а У-2 – 120 км/ч. В отличие от биплана У-2, машина Р-5 имела штатное стрелковое вооружение, которое применяли как для защиты от немецких ночных истребителей, так и для обстрела наземных целей.

В феврале 1942 г. из-за больших потерь в материальной части и летном составе 593-й авиаполк был выведен в тыл на переформирование. На вооружение 593-го полка стали поступили одноместные штурмовики Ил-2 и пришли новое пополнение летного состава. В период с июня по ноябрь 1942 г. 593-й штурмовой авиационный полк входил в состав 214-й штурмовой авиадивизии. В начале 1942 г. Василий Старшинов обучился пилотированию на штурмовике Ил-2 и даже успел совершить три дневных боевых вылета. В июле 1942 г. за успешное выполнение боевых заданий на Калининском фронте командира звена лейтенанта Василия Старшинова наградили орденом Красной Звезды.

Направление в 746-й авиаполк

Летом 1942 г. Старшинова перевели в 746-й авиаполк, базирующийся в Кратово на аэродроме ЛИИ, для восполнения потерь в летном составе части. Кадровая служба Дальней авиации ВВС Красной армии разыскивала в действующих частях летчиков, которые имели опыт пилотирования тяжелых бомбардировщиков и транспортных самолетов.

В октябре 1942 г. после прохождения специальной подготовки лейтенанта Старшинова назначают вторым летчиком в экипаж бомбардировщика Пе-8. В мае 1943 г. известный полярный летчик майор Михаил Николаевич Каминскийстановится командиром корабля Пе-8, в состав экипажа бомбардировщика вторым летчиком назначается лейтенант Старшинов. С первых чисел июня 1943 г. экипаж бомбардировщика Пе-8 № 42038 под командованием майора Каминского приступил к бомбардировке объектов противника.

5 июля началось одно из ключевых сражений Великой Отечественной войны и Второй мировой войны – Орловско-Курская оборонительно-наступательная операция. В ночь с 11 на 12 июля группа из девяти машин Пе-8 746-го АП вылетела на бомбардировку крупных защищенных укреплений в районе переднего края линии фронта. Два бомбардировщика Пе-8 под командованием майоров Николая Ищенко и Михаила Каминского несли по одной бомбе ФАБ-5000 каждая массой 5т. Длина бомбы со стабилизатором составлял 5,2 метра, диаметр – около одного метра, общая масса – 5,4 тонны, масса взрывчатого вещества – 3,2 т. ФАБ-5000 полностью не помещалась в бомбовом отсеке Пе-8, поэтому полет до цели проходил с приоткрытыми створками люков.

Как было отмечено в боевом донесении о результатах выполнения боевого задания, «...бомбардировка переднего края обороны противника была проведена с высоты 1800-3000 м, и благодаря хорошо налаженной связи с нашими наземными частями передового края по светонаведению с земли, прошла успешно».

Ночью 15, 16 и 17 июля бомбардировщики 746-го авиаполка летали бомбить немецкие воинские эшелоны на железнодорожной станции города Орел. На выполнении этой боевой задачи вылетал и экипаж майора М.Каминского. В ночь с 15 на 16 июля бомбардировщики Пе-8 подлетели к железнодорожному узлу города Орел. Но основная цель была плотно закрыта облаками. Майор Каминский принимает решение бомбить запасную цель, которая всегда была указана в боевом задании для Пе-8. На этот раз были две запасные цели: дальняя – немецкий аэродром под Карачевым (Брянская область) и ближняя – в районе линии фронта. Каминский решил идти бомбить дальнюю цель. На обратном пути от Карачева с командного пункта авиаполка была получена радиограмма, которая подтверждала факт нанесения успешного бомбового удара по аэродрому противника.

После удачно проведенной Орловско-Курской оборонительно-наступательной операции (5 июля – 23 августа) у частей Авиации дальней авиации ВВС Красной армии появилось больше возможностей оказать помощь Ленинграду, который находился в частичной блокаде. Согласно статистике, в 1943 г. Ленинград подвергался артиллерийским обстрелам общей продолжительностью 844 часа. По городу было выпущено 66 834 снаряда. От артиллерийского огня погибло 1410 жителей города, было ранено 4589 человек. 1943 г. был годом наиболее интенсивных обстрелов Ленинграда из немецких дальнобойных орудий. Артиллерийские удары наносились по жилым районам, промышленным и военным объектам.

Уже в августе 1943 г. двум полкам 45-й авиадивизии (746-му и 890-му) была поставлена задача по нанесению точечных бомбовых ударов по замаскированным позициям дальнобойной артиллерии противника, систематически обстреливающей город на Неве. Координаты целей были получены с помощью войсковой разведки и партизан. Наиболее опасной для Ленинграда была Беззаботинская артиллерийская группировка противника. Она располагалась в районе поселка Беззаботный в Ломоносовском районе Ленинградской области.

Основные бомбардировки позиций дальнобойной артиллерии противника продолжались до конца августа. Самолеты Пе-8 летали бомбить из Кратово дальнобойные орудия врага и в сентябре 1943 г. В выполнении этих боевых заданий принимал участие и Василий Старшинов. В середине января 1944 г. начавшееся наступление войск Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов (Ленинградско-Новгородская стратегическая наступательная операция) поставило точку в драматической борьбе двух мощнейших военных группировок в районе Северной столицы.

Во время Великой Отечественной войны экипаж Пе-8 майора М.Каминский также летал бомбить цели и в глубоком тылу противника: Тильзит и Кенигсберг. Гвардии старший лейтенант Старшинов совершил к августу 1944 г. 23 ночных боевых вылетов на машине Пе-8. С переходом в 1944 г. части 45-й авиадивизии на американские бомбардировщики Б-25 «Митчелл» он одним из первых в 25-м гвардейском авиаполку (бывш. 746-й АП) освоил пилотирование этого двухдвигательного бомбардировщика, поставляемого в СССР из США по лендлизу. Первым в полку Старшинов вылетел в качестве командира корабля Б-25 на боевое задание. К ноябрю 1944 г. он имел один боевой вылет на машине Б-25. Всего за годы Великой Отечественной войны Василий Петрович совершил около 50 боевых вылетов. В ноябре 1944 г. он был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. Василий Петрович также был награжден несколькими медалями, в частности, «За оборону Москвы». «За оборону Ленинграда» и «За боевые заслуги».

Победу гвардии старший лейтенант Старшинов встретил на аэродроме Болбасово Витебской области в Белоруссии, куда 746-й АП, ставший к этому времени 25-м гвардейским Орловским, перебазировался из Кратово в 1944 г.

Послесловие

После войны Василий Петрович остался служить в армии. В ноябре 1950 г. летчик капитан Старшинов был награжден вторым орденом Красной Звезды. В конце декабря 1955 г. майор Василий Старшинов вышел в отставку. Скончался ветеран войны в 1987 г.

Юрий Пономарев

 

Фото из архива Минобороны РФ