Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Пока мы помним, они живы. Оба штурмана-однофамильца начали служить в полку с августа 1941 г. Летали в разных экипажах вначале стрелками-бомбардирами, а затем стали штурманами на бомбардировщике Пе-8. Они общалась на земле до февраля 1944 г., когда Семен Гончаров погиб во время выполнения боевого задания
Штурман Иван Гончаров
Иван Петрович Гончаров родился 3 сентября 1917 г. в деревне Ладыгино, Крупецкого сельского совета, Дмитриевского района Курской области. Был призван на службу в Красную армию в октябре 1938 г., когда ему исполнился 21 год.
В сентябре 1941 г. Ивана Гончарова направили в недавно сформированный авиаполк № 432, который с декабря 1941 г. вел боевую работу под № 746, и назначили на должность адъютанта авиаэскадрыльи. В январе 1942 г. Гончарова назначили на должность стрелка-бомбардира бомбардировщика Пе-8 в экипаж майора Энделя Пусэпа, в котором Иван Петрович летал до начала июля 1942 г.
С 18 мая по 13 июня 1942 г. лейтенант Иван Гончаров участвовал в секретном перелете на тяжелом дальнем бомбардировщике Пе-8 по маршруту СССР-Англия-США-Англия-СССР под командованием майора Э.К.Пусэпа. Во время этого уникального перелета состоялся государственный визит и переговоры наркома иностранных дел Вячеслава Молотова с руководством Англии и США.
...Перед полетом В.М.Молотова в состав экипажа майора Э.Пусэпа ввели капитана Василия Обухова как одного из лучших летчиков полка. О цели полета знал ограниченный круг лиц из командного состава 746-го АП. Летчикам и штурманам, как вспоминал командир корабля майор Э.К.Пусэп, сотрудники НКВД сообщили «легенду для широкого круга» о том, что, якобы, наше правительство закупило у союзников партию бомбардировщиков, и их в ближайшее время будут перегонять из Англии в СССР. Их же экипаж посылают, чтобы выяснить, насколько этот маршрут пригоден для перегона самолетов.
В окончательный состав экипажа Пе-8 были назначены помимо командира корабля майора Э.К.Пусэпа следующие члены экипажа: второй летчик – капитан В.М.Обухов, те же штурманы и борттехники, что участвовали в первом тестовом полете (штурманы капитаны А.Штепенко и С.Романов; борттехники инженеры-капитаны С.Дмитриев и А.Золотарев), а также два радиста – воентехник 1 ранга Б. П.Низовцев и младший лейтенант С.К.Муханов, воздушные стрелки лейтенант И.П.Гончаров, старшие сержанты Д.М.Кожин, П.В.Сальников, Г.Ф.Белоусов и сержант В.И.Смирнов. Следует сказать, что на время перелета из Англии в США и обратно в состав экипажа был введен радист канадского происхождения Кэмпбелл.
Необходимо сказать, что лейтенант Иван Гончаров летал в экипаже майора Энделя Пусэпа стрелком-бомбардиром. Стрелок-бомбардир самолета Пе-8 отвечал за наведение авиационных бомб на цель, а при полете к цели и на обратном пути выполнял функцию переднего воздушного стрелка: его пулемет с передней турелью находился в носовой части воздушного корабля, продуваемой через множество щелей. Часто полет проходил на большой высоте, где были минусовые температуры. Экипаж дышал, используя кислородные маски.
На самолете Пе-8 с бортовым № 42066, предназначенном для выполнения для дальнего перелета, был установлен ряд новых радионавигационных приборов, заменены некоторые антенны, в центральном отсеке разместили временные сиденья, а в задней кабине – кислородное оборудование на шесть человек
Самолет взлетел в 18.45 18 мая, прошел над Раменским, взял курс на Загорск (Сергиев Посад), затем на Калинин (Тверь), далее – Осташков – Псков – остров Эзель (Саарема) – Мотала (Швеция) – Кристиансад (Норвегия) – Тилинг (Дания) – Данди (Северная Шотландия). Полет проходил на высоте около 10 км.
...Утром 13 июня 1942 г. бомбардировщик Пе-8 приземлился на Центральном аэродроме в Москве. Среди встречавших был командующий Авиации дальнего действия (АДД) генерал-лейтенант А.Голованов, отвечавший перед руководством страны за перелет.
20 июня 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за успешное выполнение специального задания правительства звание Героя Советского Союза было присвоено майорам С.Асямову (посмертно), Э.Пусэпу, С.Романову и А.Штепенко (штурманов одновременно повысили в звании до майора). Капитан В.Обухов, инженеры-капитаны С.Дмитриев и А.Золотарев были награждены орденом Ленина. Остальные члены экипажа были награждены орденами Красного Знамени (И.Гончаров, С.Муханов и Д.Кожин) и Красной Звезды (Б.Низовцев, П.В.Сальников, Г.Ф.Белоусов и В.И.Смирнов).
С июля 1942 г. лейтенант Иван Гончаров летал стрелком-бомбардиром в экипаже под командованием капитана Анатолия Перегудова, затем стал в этом же экипаже штурманом. В 1943 г. Гончаров был переведен штурманом в экипаж майора Михаила Симонова, в котором летал до окончания войны. Всего за годы Великой Отечественной войны Иван Петрович Гончаров совершил 153 боевых вылета. Летал бомбить дальние цели в глубоком тылу противника: в Бухаресте, Констанце, Берлине, Кенигсберге, Будапеште, Данциге, Варшаве, Тильзите и др. Помимо ордена Красного Знамени (июнь 1942 г.) Иван Гончаров был награжден в сентябре 1943 г. орденом Отечественной войны 1-й степени, в мае 1945 г. – вторым орденом Красного Знамени.. Иван Петрович был награжден медалями «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За оборону Ленинграда» и др.
После окончания Великой Отечественной войны Иван Гончаров продолжил службу в ВВС Советской армии. За ратный труд в 1954 г. был награжден орденом Красной Звезды. Вышел в отставку в звании полковника в июне 1964 г.
Штурман Семен Гончаров
Семен Иванович Гончаров родился в 1919 г. в районном центре Орловской области – городе Задонске. После окончания средней школы поступил учиться в Задонское педагогическое училище. В анкете указано, что в ноябре 1939 г. Семен Гончаров добровольно вступил в ряды Красной армии. В этом же году его направили на учебу в Харьковское военное авиационное училище летнабов и штурманов, после окончания которого в 1940 г. ему было присвоено звание младший лейтенант. Первое его назначение в строевую часть произошло летом 1940 г. Семена Гончарова по распределению стал служить штурманом в 24-ом авиационном бомбардировочном авиаполку (БАП), сформированном в апреле 1938 г.
На 22 июня 1941 г. авиаполк базировался в трех местах Белоруссии: Бобруйске, Тейкичи и Телуше. На вооружении 24-го БАП находился 41 фронтовой бомбардировщик. В начале июня в полк перегнали из Казани несколько бомбардировщиков Пе-2, однако летный состав не успел приступить к их освоению.
В первую неделю войны авиаполк потерял в воздухе и на земле все бомбардировщики. В первой декаде июля оставшийся летно-технический состав перевезли в Казань, где началось переформирование 24-го БАП и переобучение личного состава на фронтовые бомбардировщики Пе-2, построенные на авиазаводе № 22.
Уже 27 августа 1941 г. 24-й авиаполк перелетел на машинах Пе-2 на полевой аэродром под Мценском Орловской области и начал сразу же выполнять боевые задачи в составе ВВС Брянского фронта, сформированный 14августа 1941 г. на стыке Центрального и Резервного фронтов.
Младшего лейтенанта Семена Гончарова на этот момент в полку не было: в августе его перевели в 432-й авиаполк стрелком-бомбардиром на тяжелый четырехмоторный бомбардировщик Пе-8, сформированный первоначально в июле под № 412 и вступивший в войну в августе того же года под № 432. С декабря 1941 г. авиаполк вел боевую работу под № 746.
В сентябре 1942 г. Семену Гончарову присвоили звание лейтенанта. В декабре 1942 г. за успешное выполнение 34 боевых заданий он был награжден первым орденом – Красной Звезды.
Вначале лейтенант Семен Гончаров летал стрелком-бомбардиром, а в первой половине 1943 г. его переводят на должность штурмана корабля Пе-8. В ноябре следует новое повышение в звании – теперь он старший лейтенант. К августу 1943 г. Семен Иванович совершил 100 боевых вылетов. В 1942-1943 гг. он летал бомбить цели в дальнем тылу противника: в Берлине, Кенигсберге, Бухаресте и Истербурге. В августе 1943 г. Семен Иванович был награжден вторым орденом – Отечественной войны 1-ой степени.
...Третья массированная бомбардировка столицы Финляндии состоялась в ночь с 26 на 27 февраля 1944 г. В этот раз Хельсинки бомбили 896 советских бомбардировщиков из разных частей АДД, которые сбросили 5182 бомбы, однако на сам город попало всего 290 авиабомб.
26 февраля в 16.00 экипажам в полках 45-й АД была поставлена задача бомбардировать военно-промышленные объекты Хельсинки. Согласно донесению штаба 45-й авиадивизии АДД, взлет машин начался на территории аэродрома ЛИИ в Кратово в 17.02 и закончился в 18.06. На задание вылетело 18 бомбардировщиков Пе-8. Одна машина из-за отказа материальной части вернулась, не выполнив боевого задания. С задания вернулось 16 машин. Во время третьей массированной бомбардировки Хельсинки было сбито девять советских самолетов.
По донесению трех экипажей бомбардировщиков Пе-8, «в период 22.00-22.10 они наблюдали над целью загоревшийся на высоте 7000 м самолет, который упал в 10-15 км северо-западнее Хельсинки. Предположительно это был бомбардировщик Пе-8 № 421010 под командованием гвардии капитана Алексея Семеновича Угрюмова. Самолет был сбит огнем зенитной артиллерии ПВО Хельсинки. Предположительно объятый пламенем бомбардировщик упал в Финский залив. Никто из членов экипажа не спасся. Официально они стали числиться пропавшими без вести.
В состав экипажа машины Пе-8 (№ 421010) входили: 2-й летчик, гв. старший лейтенант Вениамин Васильевич Булатников (1912 г.р.); штурман корабля, гв. старший лейтенант Семен Иванович Гончаров (1919 г.р.); штурман полка, гв. майор Мирон Ефимович Легкоступ (1914 г.р.), в этом полете он был в качестве проверяющего; также в экипаже был еще один штурман (стажер), гв. младший лейтенант Иван Федорович Лежнев (1921 г.р.); борттехник, гв. старший техник-лейтенант Яков Яковлевич Солдатов (1913 г.р.); помощник борттехника, гв. старший техник-лейтенант Иван Сергеевич Прохоров (1915 г.р.); воздушный стрелок-радист, гв. старший лейтенант Михаил Иванович Павлов (1908 г.р.); воздушные стрелки: гв. старший сержант Андрей Викторович Спретнюк (1919 г.р.), гв. старшина Михаил Гаврилович Петров (1916 г.р.), гв. старший сержант Афиноген Александрович Смирнов (1922 г.р.), гв. сержант Владимир Иванович Смирнов (1921 г.р.).
Юрий Пономарев
Фото из архива Минобороны РФ