Четыре ордена Красной Звезды штурмана Степана Рязанова

Пока мы помним, они живы. Стрелка-бомбардира, а затем  штурмана бомбардировщика Пе-8 Степана Рязанова в годы военной службы награждали только одним орденом – Красной Звезды

Из стрелков-бомбардиров в штурманы и обратно

Степан Федорович Рязанов родился 2 ноября 1922 г. в деревне Пущино Сараевского района Рязанской области. После окончания средней школы его призвали в августе 1940 г. на военную службу в Красную армию. После прохождения медкомиссии Рязанова направили на учебу в Харьковское военное авиационное училище летнабов и штурманов. Приказом Наркомата обороны № 049 от 5 февраля 1941 г. Харьковское училище летнабов и штурманов переименовали в Харьковскую военную авиационную школу стрелков-бомбардиров, которая перешла на сокращенные сроки обучения.

После окончания училища Степана Рязанова распределили для дальнейшего прохождения службы в 125-й бомбардировочный авиационный полк (АП) Белорусского военного округа в качестве стрелка-бомбардира. Формирование 125-го АП началось в марте 1940 г. в белорусском городе Могилев на аэродроме Луполово. Создание авиаполка завершилось в начале августа 1940 г. 125-й АП состоял из пяти эскадрилий, оснащенных фронтовыми бомбардировщиками СБ. Младший лейтенант Рязанов стал штурманом бомбардировщика СБ.

На 22 июня 1941 г. авиаполк базировался в Быхове, имея на вооружении 30 фронтовых бомбардировщиков Пе-2 и 30 машин СБ (в том числе 8 неисправных). В течение месяца напряженные боев в составе Западного фронта к 25 июля 1941 г. авиаполк потерял значительную часть самолетов и летного состава: осталось только 7 самолетов. Полк вывели на переформирование в Казань, где началось его пополнение личным составом. Авиаполк перевооружили только на бомбардировщики Пе-2.

Во время переформирования части младшего лейтенанта Степана Рязанова в августе 1941 г. направили на штурманскую должность в 5-ую отдельную авиационную эскадрилью ВДВ.

В сентябре 1942 г. младший лейтенант Рязанов получает новое назначение: в 746-й бомбардировочный авиаполк Авиации дальнего действия (АДД), базирующийся на аэродроме ЛИИ в Кратово. На новом месте службы его назначают стрелком-бомбардиром тяжелого четырехмоторного бомбардировщика Пе-8.

В 746-ом авиаполку

В 1942 г. 746-й авиаполк потерял трех стрелков-бомбардиров, которые вместе с экипажами не вернулись с боевого задания. Больше таких потерь среди стрелков-бомбардиров в 746-ом АП в годы Великой Отечественной войны не было. Для того чтобы стать стрелком-бомбардиром Пе-8 необходимо было пройти специальную подготовку и иметь опыт боевой работы. Стрелок-бомбардир самолета Пе-8 отвечал за наведение авиационных бомб на цель, а при полете к цели и на обратном пути выполнял функцию переднего воздушного стрелка: его пулемет с передней турелью находился в носовой части воздушного корабля, продуваемой через множество щелей. Часто полет проходил на большой высоте, где были минусовые температуры.

В сентябре 1942 г. Рязанов стал членом экипажа бомбардировщика Пе-8, которым командовал капитан Иван Лисачев. Летом-осенью 1942 г. два полка (746-й и 890-й) 45-й авиадивизии АДД, которая с весны 1942 г. постоянно базировалась на аэродроме ЛИИ в Кратово, оказывали поддержку обороняющимся частям Красной армии в районе Сталинграда, а затем зимой 1942-1943 гг. приняли участие в контрнаступлении советских войск на Волге. 746-й АП и 890-й АП летали с аэродрома ЛИИ в Кратово на боевые задания только ночью. Ночные бомбовые удары наносили противнику значительные материальные потери и оказывали большое психологическое воздействие на личный состав немецко-фашистских войск.

В декабре 1942 г. Рязанов был награжден медалью «За оборону Сталинграда». Затем в августе 1943 г. после Орловско-Курской оборонительно-наступательной операции – первым орденом Красная Звезда.

С августа 1942 г. по начало августа 1944 г. Рязанов летал в экипаже машины Пе-8 гвардии майора Ивана Тимофеевича Лисачева. Затем до конца войны – в экипаже гвардии капитана Алексея Дмитриевича Хорошилова.

Цель – румынский порт Констанца

В годы войны Степан Федорович участвовал в пяти дальних рейдах в глубокий тыл противника: в 1943 г. наносил бомбовые удары по военным объектам в Тильзите (дважды), Инстенбурге и Кенигсберге. В ночь с 11 на 12 апреля 1944 г. Рязанов летал бомбть особо важные объекты в румынской Констанце.

В апреле 1944 г. войска 1-го и 2-го Украинских фронтов, форсировав реку Прут, начали вести наступательные действия на территории союзника Германии – Румынии. Одновременно войска 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской Армии, прорвав сильно укрепленную оборону немецких и румынских войск в Крыму, в кратчайший срок подошли на подступы к Севастополю, освободив при этом порты Керчь, Феодосия, Ялта, Евпатория. Противник начал интенсивно производить эвакуацию войск из Крыма из порта Севастополь в Констанцу.

Советские бомбардировщики Ил-4 авиации Черноморского флота постоянно наносили бомбовые удары по порту, железнодорожному узлу и нефтяному комплексу в Констанце. На помощь им решено было направить тяжелые дальние бомбардировщики Пе-8 АДД.

Согласно документам штаба 45-й авиадивизии АДД, к утру 11 апреля 1944 г. авиадивизия имела в строю 15 исправных бомбардировщиков Пе-8 и 22 экипажа, готовые к выполнению боевых заданий по нанесению ударов по дальним целям. В 25-ом Гвардейском АП (бывший 746-й АП) – 8 исправных самолетов и 11 экипажей, а 890-м АП – 7 исправных машин и 11 экипажей.

Штабом 45-й АД была поставлена задача: всеми исправными кораблями уничтожать военно-промышленные объекты порта Констанца. Точкой прицеливания для самолетов обоих авиаполков был выбран центр порта.

Маршрут был выбран такой: аэродром (Кратово), Серпухов, Ворожба, Одесса, Цель (порт Констанцы), Одесса, Серпухов, аэродром (Кратово). Заход на цель машины должны были осуществлять с северо-востока, а уход от цели с правым разворотом. Высоты бомбардирования были определены такие: для 25-го Гвардейского АП от 6100 м и выше нечетные сотни, для 890-го АП от 6000 метров и выше четные сотни.

В штабных документах записано: «Боевой приказ на выполнение боевой задачи полкам вручен в 13.30. К началу взлета по плану корабли и экипажи были в полной боевой готовности, но вследствие плохих метеоусловий по маршруту, взлет был перенесен на 3 часа позже – начался в 18.52, закончился в 19.34.

После взлета все 14 кораблей установили связь с землей. Полет к цели и обратно происходил по заданному маршруту при двухсторонней связи туда до Кировограда. На участке Кировоград – Цель полет проходил по дисциплине «радиомолчания» без двухсторонней радиосвязи. Корабли прослушивали землю. На обратном маршруте полет происходил при двухсторонней связи. Все корабли (за исключением участка Кировоград-Цель) держали связь нормально и передавали все донесения по маршруту.

…Вследствие сплошной двухъярусной облачности над целью бомбы сброшены из-за облаков по расчету времени и по отсветам сквозь облачность от стрельбы орудий ЗА. Результатов бомбардирования экипажи не наблюдали. При подходе к цели в 00.20 один экипаж сквозь облачность наблюдал 2 очага пожара.

…В районе основной цели отмечен интенсивный огонь 20 орудий зенитной артиллерии  крупного и среднего калибров 8-10 МЗА.

… По данным разведки, в результате бомбардировки в районе цели возникли большие пожары, сопровождающиеся взрывами. Значительная часть порта была охвачена огнем. На территории нефтяного городка возникло несколько пожаров с густым черным дымом, и произошли сильные взрывы. … Потерь боевых и небоевых нет. …На цель сброшено: 23 ФАБ-1000 тга, 8 ФАБ-500 тга, 2 ФАБ-250 тга, 18 ЗАБ-50тг. Всего 51 бомба, общим весом 28 т 400 кг.

...Из кораблей, выполнивших задание, на свой аэродром возвратились и благополучно произвели посадку 8 кораблей в период 5.15-6.29 12.4.1944 г.».

Сделав несложный расчет, можно определить, что самолеты находились в воздухе около 10 часов. Боевое задание выполнили 12 бомбардировщиков, из них 11 кораблей бомбардировали основную цель, а один корабль Пе-8 (№ 42028) 25-го Гардейского АП (командир М.Симонов-штурман И.Гончаров) бомбили запасную цель.

На боевое задание вылетало 14 бомбардировщиков. 12 кораблей Пе-8 задание выполнили. 2 корабля по неисправности материальной части задание не выполнили и вернулись на аэродром ЛИИ в Кратово (один сбросил бомбы в поле в 12 км юго-западнее Бронниц, другой сел с бомбами).

Из машин 25-го Гвардейского АП 4 корабля с моторами М-35А по заданию должны были произвести посадку на промежуточных аэродромах в Конотопе, Прилуках, Орле, Однако из-за того, что эти аэродромы были закрыты туманом, самолеты при возвращении произвели посадки на других аэродромах: корабль Пе-8 № 42088 (командир С.Сугак-штурман Т.Васильченко) приземлился на аэродроме Ротмистровка (Черкасская область); корабль Пе-8 № 42076 (командир В.Адамов-штурман П.Рогожников) в районе села Гремячка в 10 км южнее города Ямполь (Винницкая область); корабль Пе-8 № 42067 (командир А.Додонов-штурман К.Иконников) в районе станции Липовицы в 15 км южнее города Прилуки (Черниговская область). При посадке этой машины была сломана стойка левого шасси, погнуты два винта. Экипаж остался невредим. Корабль Пе-8 № 42028 (командир М.Симонов-штурман И.Гончаров) благополучно совершили посадку в район деревни Дрозды в 15 км севернее Белой Церкви.

Повышение по службе в 1944 г

К августу 1944 г. Степан Рязанов совершил в качестве стрелка-бомбардира 58 ночных боевых вылетов. В августе 1944 г. воздушный стрелок-бомбардир гвардии младший лейтенант Степан Рязанов, пройдя специальную подготовку в течение 1942-1943 гг., был назначен на должность штурмана корабля Пе-8, а также повышен в звании – стал гвардии лейтенантом. Его назначили штурманом в экипаж Пе-8 под командованием гвардии капитана Алексея Хорошилова. В этой должности он совершил 5 боевых вылетов.

А.Хорошилов возглавил экипаж машины Пе-8, в состав которого входили второй летчик гвардии лейтенант Алексей Егарев, штурман гвардии лейтенант Степан Рязанов, стрелок-бомбардир гвардии младший лейтенант Дмитрий Кораблинов, борттехник гвардии старший лейтенант Леонид Смирнов, помощник борттехника гвардии техник-лейтенант Иван Кравчук, стрелок-радист гвардии лейтенант Анатолий Борисов, воздушные стрелки гвардии старшина Георгий Евстигнеев, гвардии старшие сержанты Павел Фофанов и Виктор Некрасов.

Экипаж встретил День Победы на аэродроме в Балбасово (Витебская обл.). Вторым орденом Красной Звезды штурман гвардии лейтенант Степан Рязанов был награжден в июне 1945 г. За годы войны Степан Федорович совершил 63 боевых вылета на машине Пе-8.

Послесловие

После Великой Отечественной войны Степан Рязанов продолжил служить в родном полку, который был переименован в 203-й гвардейский тяжелобомбардировочный авиаполк дальнего действия.

В послевоенное время еще дважды он был награжден орденом Красной Звезды: в 1955 г. и 1956 г. Степан Федорович демобилизовался из армии в звании гвардии майора в августе 1960 г.

Юрий Пономарев

 

Фото из архива Минобороны РФ