Участник Сталинградского сражения воздушный стрелок-радист бомбардировщика Пе-8 Георгий Щербов

Пока мы помним, они живы

Военная биография гвардии лейтенанта Георгия Ивановича Щербова – участника Сталинградского сражения, которое началось в июле 1942 г. и победоносно завершилось 2 февраля 1943 г.

Первый год войны

Георгий Иванович Щербов родился 20 марта 1913 г. в сибирском селе Пресное недалеко от города Томске, который тогда входил состав Новосибирской области. После окончания средней школы Георгий был призван на срочную военную службу и служил в рядах Красной армии с 1935 г.  по 1937 г. До начала Великой Отечественной войны он работал в Гражданском воздушном флоте (ГВФ), летал бортрадистом на транспортном самолете ПС-84.

Двухмоторный пассажирский самолет ПС-84, рассчитанный на перевозку 14-21 пассажира, был лицензионной версией американского самолета DC-3 американской компании Дуглас (военный вариант этой машины обозначался как С-47). Первым главным конструктором по лицензионному освоению самолету DC-3 в серийном производстве был Владимир Михайлович Мясищев. Впоследствии машина получила обозначение Ли-2, когда ее серийное производство освоили на Ташкентском авиазаводе (эвакуированном в Узбекистан авиазаводе № 84) в 1942 г.

В апреле 1941 г. на авиазаводе № 84 в Химках собрали 100-й самолет, К началу Великой Отечественной войны в «Аэрофлоте» было 72 самолета ПС-84, ВВС Красной армии располагал 49 машинами, в авиацию ВМФ было передано 5 самолетов.

Первоначально экипаж пассажирского ПС-84 в ГВФ состоял из пяти человек: два пилота, бортмеханик, бортрадист и стюардесса, которая именовалась буфетчицей. Экипаж военно-транспортного самолета ПС-84 и экипаж Ли-2 в варианте бомбардировщика состоял из шести человек: двух летчиков, штурмана, борттехника, радиста и воздушного стрелка.

В годы Великой Отечественной войны самолет ПС-84 (Ли-2) хорошо зарекомендовал себя как пассажирский и транспортный, отличался надежностью, экономичностью и простотой в эксплуатации.

Сразу после начала войны ПС-84 собрали в отдельные авиагруппы ГВФ, поддерживающие боевые операции, на 25 июня в них насчитывалось 68 ПС-84 и DC-3. После призыва в армию Георгий Щербов был направлен в конце июня 1941 г. для прохождения службы бортрадистом на самолете ПС-84 в Московскую авиационную группу ГВФ Генерального штаба Красной армии. С лета 1941 г. по весну 1942 г. старший сержант Георгий Щербов совершил 25 боевых вылетов по доставке боеприпасов советским войскам, действовавшим в тылу противника и выброске десанта на территории, оккупированной немецко-фашистскими войсками.

Участие 746-го авиаполка в Сталинградском сражении

В мае 1942 г. старшего сержанта Щербова переводят в 746-й бомбардировочный авиаполк (АП), который базировался в Кратово на аэродроме ЛИИ, на должность воздушного стрелка-радиста в экипаж бомбардировщика Пе-8, которым командовал капитан Василий Обухов, вторым летчиком в этом экипаже был капитан Сергей Сугак. В сентябре 1942 г. капитан Сергей Савельевич Сугак стал командиром корабля Пе-8.

Летом-осенью 1942 г. два полка (746-й и 890-й) 45-й авиадивизии Авиации дальнего действия (АДД), которая с весны 1942 г. постоянно базировалась на аэродроме ЛИИ в Кратово, оказывали поддержку обороняющимся частям Красной армии в районе Сталинграда, а затем зимой 1942/1943 гг. приняли участие в контрнаступлении советских войск на Волге. 746-й АП и 890-й АП летали с аэродрома ЛИИ в Кратово на боевые задания только ночью. Ночные бомбовые удары наносили противнику значительные материальные потери и оказывали большое психологическое воздействие на личный состав немецко-фашистских войск.

Помимо Сталинграда экипажи бомбардировщиков Пе-8 746-го АП под командованием капитанов Василия Обухова, Арсения Чурилина, Михаила Симонова, Степана Макаренко, майора Ивана Лисачева, капитана Сергея Сугака и др. летали на задания в районы Брянска, Орла, Сещи, Смоленска, Харькова, Полтавы и др. Также летали для нанесения бомбовых ударов и в глубокий тыл противника: города Данциг, Кенигсберг, Тильзит, Варшава.

В преддверии контрнаступления под Сталинградом полки 45-й авиадивизии стали «обрабатывать» цели в полосе Юго-Западного фронта, которому предстояло наносить главный удар по немецко-фашистским войскам. Ночью бомбардировкам подвергались также железнодорожные узлы Миллерово и Лихая, Обливская, станции Острогожск, Богучар, Чертково, аэродромы Тацинская и Обливская. С началом контрнаступления и после окружения войск противника в районе Сталинграда действия АДД были направлены на пресечении работы «воздушного моста» немецкой транспортной авиации и срыв попыток прорыва внешнего и внутреннего колец окружения, созданного войсками Сталинградского и Юго-Западного фронтов. Для этого самолетами 45-й АД и других частей АДД наносились бомбовые удары по железнодорожной станции Тацинская и по располагавшемуся вблизи нее аэродрому и по железнодорожной станции Морозовск, аэродрому Обливская.

Согласно сводкам штаба 45-ой АД, 746-й авиаполк в течение 1942 г. произвел 620 ночных самолето-вылетов с боевым налетом 2699 часов 29 минут и сбросил 1829 т фугасных и зажигательных бомб и 42,7 тыс. экземпляров листовок.

За участие в боевых заданиях по обороне и по разгрому группировки противника в районе Сталинграда в период с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943г. и успешное выполнение боевых заданий большая группа летного состава (более 300 человек) АДД ВВС Красной Армии, в том числе военнослужащих 746-го АП, была награждена в конце 1942 г. – начале 1943 г. орденами и медалями.

Под Сталинградом экипажу бомбардировщика Пе-8 (№ 42028) под командованием С.Сугака приходилось осуществлять почти ежедневные вылеты на бомбардировку наземной инфраструктуры врага и скоплений живой силы. Иногда этих вылетов было по два за ночь. В декабре 1942 г. старший сержант Г.Щербов за успешное выполнение боевых заданий был награжден орденом Красной Звезды.

Штурманом в составе экипажа Сергея Сугака в период Сталинградской битвы был Константин Павлович Иконников (1916-1994). Константин Павлович Иконников – известный человек в Жуковском. После окончания Великой Отечественной войны он остался на военной службе. До 1957 г. работал в штабе ВВС на разных должностях. В 1957 г. полковник Иконников перешел в ОКБ В.М.Мясищева на должность начальника штурманской службы. Испытательной работой К.Иконников занимался до 1966 г. В 1966 г. он был списан с летно-испытательной работы по состоянию здоровья и после этого стал работать начальником парашютной службы ЛИИ. До выхода на заслуженный отдых в 1990 г. Константин Иконников работал начальником высотно-кислородной службы Школы летчиков-испытателей МАП СССР.

Особо важное задание

В феврале 1943 г. после окружения и разгрома группировки противника под командованием фельдмаршала Фридриха Паулюса ставкой Верховного главнокомандования было решено совершить полет для выброски листовок в глубоком тылу противника, чтобы донести до населения Германии информацию о судьбе попавших в плен и в особенности фельдмаршала Паулюса, которого в Германии считали погибшим.

8 февраля 1943 г. экипаж дальнего четырехмоторного бомбардировщика Пе-8 746-го АП под командование капитана Сергея Сугака получил задание сбросить листовки о результатах битвы за Сталинград на немецком языке над территорией Германии.

Штурманом воздушного корабля был Константин Иконников, в помощники ему был определен второй штурман  Николай Белоус. Воздушным стрелком-радистом – Георгий Щербов. Полету придавалось особое значение, поэтому на боевое задание полетел заместитель командира 746-го АП по политчасти майор Владимир Николаев.

Как  указано в донесении штаба авиаполка, бомбардировщик Пе-8 летел ночью на высоте 8 тыс. метров. Первый раз машина была обстреляна огнем зенитной артиллерии противника в районе литовского города Каунас. Южнее города Данциг (ныне польский Гданьск) начались проблемы с первым двигателем АМ-35А: интенсивный выброс масла. Пришлось убрать обороты у двигателя. После этого самолет, нагруженный листовками массой 3,5 тонны, стал терять высоту. Было решено срочно выбросить весь груз листовок. Пришлось, находясь в кислородных масках, вручную через открытую дверь в хвостовой части самолета, постепенно сбросить все пачки с листовками.

Затем из строя вышел также и четвертый мотор. Возвращаясь к линии фронта, самолет продолжал терять высоту. Нефлюгирующиеся винты 1-го и 4-го двигателей создавали значительное сопротивление и тряску, что затрудняло экипажу считывание показаний приборов.

В конце концов решили возвращаться на свой аэродром в подмосковное Кратово. Для этого, чтобы спрямить маршрут, минуя воздушный коридор, которым пользовались, полетели через зону аэростатного заграждения ПВО Москвы. На высоте 5,5 тыс. метров 1-й двигатель окончательно вышел из строя и остановился. Как вспоминал после войны Константин Иконников, после пролета линии фронта, когда машина вновь подверглась интенсивному обстрелу зенитных орудий, и при подходе к зоне ПВО столицы был включен передатчик системы опознавания «свой-чужой». На пути следования самолета стали опускать аэростаты заграждения. Пройдя над Москвой по его западной окраине до района Люблино, машина, выполнив левый разворот, пошла на посадку и приземлилась на аэродроме ЛИИ. На земле выяснилось, что причиной выхода двух двигателей из строя был характерный для моторов АМ-35А дефект: интенсивное выбрасывание на большой высоте масла через патрубок системы суфлирования. Экипажу вместе с тем повезло, так как двигатели вышли из строя на разных консолях крыла, если было бы иначе, летчики не смогли управлять тяжелой машиной столь долгое время.

После выполнения этого боевого задания капитан Сугак был представлен к званию Героя Советского Союза.

Послесловие

За годы Великой Отечественной войны Георгий Иванович Щербов совершил 121 боевой вылет. В 1944 г. ему было присвоено звание гвардии младший лейтенант. Он летал бомбить цели в дальнем тылу противника: в Кенигсберге, Данциге, Варшаве, Бухаресте, Констанце и Хельсинки, В июне 1944 г. как отличного специалиста по радиосвязи Георгия Ивановича назначили на должность помощника начальника штаба авиаполка по связи и он был повышен в звании до лейтенанта.

Во время Великой Отечественной войны Щербов был награжден в марте 1944 г. орденом Великой Отечественной войны 1-ой степени, а в сентябре 1945 г. – вторым орденом Красной Звезды, а также многочисленными медалями и, в частности, медалью «За оборону Сталинграда».

Георгий Иванович был дважды ранен: в январе 1942 г. и в июне 1944 г. 28 июня 1944 г. экипаж гвардии майора С.Сугака вылетел для оценки нанесенного бомбового удара по Борисовской группировки противника. Во время фотографирования бомбардировщик был сбит. Разрывом зенитного снаряда убиты помощник борттехника и подшассийный воздушный стрелок. Командир корабля отдал приказ на покидание горящей машины, которая теряла управление. Экипаж Пе-8 приземлился на территории противника, но поскольку советские войска быстро продвигались на запад, в течение недели часть выпрыгнувших с парашютом собралась на аэродроме полка Олсуфьево Брянской области.

Георгий Иванович демобилизовался из армии в апреле 1946 г. Скончался ветеран Великой Отечественной войны в Новосибирске 21 ноября 1987 г.

Юрий Пономарев

 

Фото из архива Минобороны РФ