Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Пока мы помним, они живы. Опыт, полученный в сложных условиях Арктики, помог Василию Богданову в небе двух войн
От радиста Главморсевпути до бортрадиста Полярной авиации
Василий Филиппович Богданов родился 1 января 1914 г. в деревне Воротьково Оленинского района Калининской области (ныне вновь Тверская область). После окончания средней школы он поступил в 4-й Московский авиационный техникум Гражданского воздушного флота (ГВФ) на специальность «радио». В 1933 г. Василий окончил техникум и был направлен в распоряжение Главсевморпути (Главное управление северного морского пути), которое было создано в 1932 г. по распоряжению советского правительства для народно-хозяйственного освоения Арктики и обеспечения судоходства по Северному морскому пути.
В 1934-1935 гг. Василий Богданов работал радиотехником смены, а попросту радистом на острове Врангеля. В 1936-1937 гг. он был старшим радиотехником смены на острове Рудольфа. В августе 1937 г. за работу на о. Рудольфа Богданов был награжден орденом Знак Почета. В дальнейшем Василию Богданову, оценив профессионализм его работы на стационарной радиостанции, предложили перейти на работу бортрадистом в Полярную авиацию.
Однако в конце осени 1939 г. Василия Богданова призвали в армию. С декабря 1939 г. по март 1940 г. он был приписан в качестве воздушного стрелка-радиста к 72-му смешанному (затем – скоростному бомбардировочному) авиаполку, на вооружении которого находились бомбардировщики СБ (АНТ-40) и истребители И-153. Авиаполк, в котором служил Богданов, принимал участие в советско-финской войне (Зимней войне) осенью-зимой 1939-1940 гг. За успешное выполнение боевых заданий во время Зимней войны Василий Филипповича наградили в марте 1940 г. орденом Красной Звезды.
Необходимо сказать, что младший сын В.Ф.Богданова – Сергей – в весьма лаконичных воспоминаниях об отце написал, что Василий Филиппович принимал участие в войне с Финляндией добровольцем вместе с экипажами самолетов Полярной авиации.
Окончилась война с Финляндией и в марте 1940 г. Богданов стал радистом в экипаже известного полярного летчика Героя Советского Союза Михаила Водопьянова во время первого коммерческого рейса по маршруту Москва-Чукотка на самолете Н-170 (АНТ-6). Затем в летнюю навигацию 1940 г. Богданов летал бортрадистом на гидросамолете Н-308 (ГСТ, разработчики фирмы «Консолидейтед» (США) и КБ Г.М.Бериева) на авиалинии Москва-Анадырь.
На Крайнем Севере Василий Богданов неоднократно входил в состав экипажа известных полярников – летчика Сергея Асямова и штурмана Валентина Аккуратова, с которыми судьба вновь свела его в 746-м авиаполку во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Великая Отечественная война. 1941 г.
Василия Филипповича вызвали из запаса 14 июля 1941 г. На этот момент у него было воинское звание воентехник 2-го ранга – радист, что соответствовало званию лейтенанта. Богданова и направили в формирующийся 412-й бомбардировочный авиаполк (АП), который начали создавать в начале июля 1941 г. в Казани на базе 2-ой авиаэскадрильи (АЭ) 14-го тяжелобомбардировочного авиаполка (тбап). Новый 412-й АП вступил в войну в августе того же года под № 432, а с начала декабря 1941 г. авиаполк вел боевую работу под № 746.
10 августа 1941 г. Богданов летал бомбить Берлин в качестве воздушного стрелка-радиста в составе экипажа, которым командовал комбриг Герой Советского Союза Михаил Водопьянов. 10 августа 1941 г. 12 экипажей бомбардировщиков ТБ-7 (Пе-8) (432-го АП) и 28 экипажей бомбардировщиков Ер-2 (420-го АП, вскоре переименованного в 433-й АП) получили задание Верховного главнокомандующего И.Сталина совершить ночную бомбардировку столицы Третьего рейха.
Подготовкой налета на Берлин руководил непосредственно штаб ВВС РККА во главе с командующим ВВС – генерал-лейтенантом П.Жигаревым, прибывшим в Пушкино под Ленинградом, к которому приближались немецкие войска. Операция, санкционированная лично И.Сталиным, держалась под секретом, в том числе и для ПВО Ленинграда и Балтийского флота.
Для выполнения боевого задания особой важности было принято решение привлечь самолеты смешанной группы: Пе-8 (ТБ-7) и Ер-2, входящие в состав 81-й бомбардировочной авиадивизии ВВС Красной армии. Командиром группы назначили Героя Советского Союза, комбрига Михаила Водопьянова. После тщательного отбора оставили 10 машин Пе-8 и 16 машин Ер-2, однако курс на Берлин взяли только 7 бомбардировщиков Пе-8 и 3 бомбардировщика Ер-2, взлетев с аэродрома в Пушкино.
Из 10 ушедших на Берлин бомбардировщиков вышли на цель и отбомбились только шесть машин. На аэродром в Пушкино возвратились только две машины. После этого рейда на Берлин комбриг М.Водопьянов был снят с должности командира дивизии, а на его место был назначен полковник Александр Голованов. После снятия с должности комбрига М.В.Водопьянова перевели на должность командира корабля Пе-8 в 432-м дальнем бомбардировочном авиаполку.
…Бомбардировщик Пе-8, командиром которого был Михаил Водопьянов, из-за пробоин от огня зенитной артиллерии противника, потеряв значительную часть горючего, сумел дотянуть до Эстонии. Водопьянов посадил самолет на болото. Все остались живы, часть экипажа отделалась ушибами. Второй летчик в экипаже Михаила Водопьянова Эндель Карлович Пусэп на эстонском языке расспросил у подростка-пастушка, который невдалеке пас коров, подробную обстановку в округе. Благодаря эстонскому подростку, который был крайне удивлен, увидев советских летчиков, экипаж самолета по кратчайшему пути вышел на станцию Ору (северо-восток Эстонии). Как вспоминал после войны Э.Пусэп в своей книге «Тревожное небо», «в районе станции располагались части 8-й армии Красной армии. Нас встретили прямо-таки по-королевски и хорошо угостили, были и довольно крепкие напитки».
Экипаж Пе-8, проспав всю ночь в здании вокзала, вернулся на грузовике к лесному болоту, где лежал на «брюхе» бомбардировщик, и взорвали самолет. Затем экипаж отправили на нескольких бронемашинах в Ленинград.
До июня 1943 г. воентехник 1 ранга (что соответствовало званию старший лейтенант) Василий Богданов летал в составе экипажа бомбардировщика Пе-8 капитана Владимира Пономаренко.
Перевод в 890-й авиаполк 45-й авиадивизии
В июне 1943 г. Василий Филиппович был переведен на должность помощника начальника штаба по связи в 890-й авиаполк, который, как 746-й АП, входил в состав 45-й авиадивизии (АД) Авиации дальнего действия (АДД), базировавшейся до лета 1944 г. на аэродроме ЛИИ в Кратово.
Василий Богданов участвовал в рейдах бомбардировщиков Пе-8 на военные объекты в Кенигсберге в 1941 г. и 1943 г., в Тильзите, Эльбинге, Варшаве, Будапеште и Дебрецене в 1943 г. и 1944 г. После Сталинградской битвы Богданова наградили в феврале 1943 г. вторым орденом Красной Звезды. К ноябрю 1944 г он совершил в качестве воздушного стрелка-бортрадиста 42 боевых вылета: из них 37 боевых вылетов на самолете Пе-8 и 5 боевых вылетов на бомбардировщике Б-25 «Митчелл».
Во время службы в 890-м АП Богданов освоил бортовую радиоаппаратуру, установленную на американских бомбардировщиках Б-25 «Митчелл» и Б-24 «Либерейтор», поступавшие в СССР из США в рамках соглашения по ленд-лизу. При его участии в 45-й АД были модернизированы 3 наземных радиостанции и заново смонтирована командная стартовая радиостанция, установленная на шасси грузового автомобиля. Василий Филиппович лично подготовил 22 бортрадиста для работы на радиостанции бомбардировщика Б-25. В период службы Богданова в 890-ом АП до перевода на службу в Управление АДД под его руководством рота связи 890-го АП, согласно документам штаба АП, обслужила 394 боевых вылетов бомбардировщиков авиаполка (причем без потери радиосвязи) и почти 450 учебно-тренировочных полетов.
В январе 1944 г. инженер-капитана Василия Богданова назначили на должность помощника начальника отдела боевой подготовки штурманов и радистов одного из Управлений АДД. На этой должности он прослужил вплоть до демобилизации из армии в октябре 1945 г. За успешное выполнение боевых заданий Богданова в ноябре 1944 г. наградили орденом Красного Знамени.
Послесловие
В 1946 г. Василий Богданов вернулся в Полярную авиацию, летал на Крайнем Севере бортрадистом на транспортном самолете Ли-2. В составе Московской группы особого назначения (МАГОН) Богданов выполнял специальные правительственные задания, участвуя в высокоширотных арктических экспедициях «Север-2» (март-май 1948 г.) и «Север-4» (апрель-май 1949 г.). Как особо отличившийся при проведении этих двух экспедиций он был награжден орденом Ленина. Василию Филипповичу Богданову было 39 лет, когда он трагически погиб в феврале 1953 г. на Крайнем Севере.
Юрий Пономарев
Фото из архива Минобороны РФ