Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Пока мы помним, они живы. Летчик 746-го бомбардировочного авиаполка Авиации дальнего действия капитан Алексей Дмитриевич Хорошилов был мобилизован в армию за два дня до начала Великой Отечественной войны, а до 1941 г. он успел повоевать в Испании
Учеба в авиационном училище и спецкомандировка в Испанию
Алексей Дмитриевич Хорошилов родился 13 марта 1909 г. в Курске. После окончания средней школы пошел работать на завод. В 1928 г. году он был призван на военную службу в Красную армию. Находясь в армии, был направлен в Борисоглебскую 2-ю военную школу летчиков Красного Воздушного флота, которую окончил в 1930 г., а затем служил в Белорусском военном округе.
Необходимо сказать, что одним из выпускников Школы в Борисоглебске был выдающийся отечественный летчик Валерий Чкалов (1904-1938). После его трагической гибели во время испытательного полета в декабре 1938 г. Школа в 1940 г. получила новое наименование и стала называться Борисоглебская военная авиационная школа пилотов им. В.П.Чкалова.
В биографии Алексея Дмитриевича есть упоминание, что он участвовал как летчик в Гражданской войне в Испании (1936-1939). Советские летчики-добровольцы участвовали в боевых действиях до середины октября 1938 г. По данным испанского историка Р.Миральеса, на стороне республиканцев сражались 772 советских летчика, из них 99 погибли. По данным российских архивов, советские потери составили 93 человека летно-технического состава и авиационных советников.
В конце 30-х годов до начала Великой Отечественной войны Хорошилов работал летчиком Гражданского воздушного флота в Туркмении. Он был призван на действительную военную службу в ВВС Красной армии 20 июня 1941 г., т.е. за два дня до начала войны.
Великая Отечественная война. Битва на Курской дуге
В 746-й бомбардировочный авиаполк Авиации дальнего действия (АДД), базирующийся на аэродроме ЛИИ в подмосковном Кратово, капитан Алексей Хорошилов прибыл по направлению в июне 1942 г. После курса подготовки с зимы 1943 г. он летал вторым летчиком в экипаже тяжелого четырехмоторного бомбардировщика Пе-8 под командованием капитана Владимира Зеленского, а затем был переведен вторым летчиком в экипаж капитана Владимира Пономаренко.
В апреле 1943 г. капитан Хорошилов участвовал в дальнем рейде на Кенигсберг и в мае этого же года в бомбардировке военных объектов в Варшаве.
С начала июня 1943 г. 45-я авиадивизия, в состав которой входил 746-й авиаполк, стала участвовать в Орловско-Курской оборонительно-наступательной операции. Бомбардировщики Пе-8 летали бомбить аэродромы немцев под Орлом и Брянском, железнодорожные узлы Орши, Рудни, Курска и др.
В июле все экипажи 746-го АП участвовали в ночных бомбардировках военных объектах противника под Орлом. В ночь с 19 на 20 июля 1943 г. в ходе бомбардировки железнодорожного узла Орла самолет Пе-8 (№ 42058) под командованием капитана В.Пономаренко был сбит огнем зенитной артиллерии противника.
В № 8 журнала «Наш современник» за 2001 г. был опубликован биографический рассказ В.В.Пономаренко «Я был сбит под Орлом». Вот как рассказывал Владимир Васильевич о событиях боевого полета в ночь с 19 на 20 июля: «Самолет, освобожденный от шеститонного смертоносного груза, словно облегченно вздрогнул – и в это время получил резкий удар по правому крылу: прямое попадание зенитного снаряда. Бог ты мой! Пробиты топливные баки. За самолетом в воздухе тянется бензиновый шлейф. Ранение для машины смертельное – это уже видно по управлению. Появился крен, из которого я с большим трудом самолет вывел. Вызываю воздушного стрелка старшего сержанта Панченко: «Первый подшассийный! Доложи, какие повреждения!»
В ответ молчание. На второй запрос также нет ответа. Первая жертва в экипаже! Слышу доклад центрального стрелка старшины Секунова: «Командир, загорелся третий двигатель»!
Слышу доклад кормового стрелка старшины Ярцева, что бомбы легли точно в цель, фашистские эшелоны горят. Хорошо хоть, что боевое задание выполнено.
...Огонь уже добрался до унтов, пламя лижет мне лицо, я почти не вижу показания приборов. Срочно включаю рулевые машинки автопилота – автопилот заработал, какое везение! Теперь я могу перчатками прикрыть от огня лицо – места, не защищенные кислородной маской. Линия фронта должна быть уже под нами. Приказываю: «Экипаж! Всем срочно покинуть самолет! Всем прыгать!»
Вначале отвалился третий двигатель, затем левое крыло. Едва Владимир Васильевич успел открыть фонарь кабины, как отвалилось правое крыло, и как он вспоминал, машину резко кинуло вниз с сильным креном, и его выбросило из кабины.
Командир корабля капитан Владимир Пономаренко и второй летчик капитан Алексей Хорошилов прыгали из горящей машины самыми последними из экипажа. Капитан В.Пономаренко думал, что они со вторым летчиком последними из экипажа покинули горящую падающую машину, но оказалось, что это было не так. Из двенадцати членов человек экипажа машины Пе-8 (№ 42058) в часть вернулись только семеро человек. Тем, кто удачно выпрыгнул с парашютом, повезло: они приземлились во фронтовой полосе в расположении советских войск, которые ввели наступательный бой.
Удачно покинули горящую машину и вернулись в свою часть командир корабля капитан Владимир Пономаренко, второй летчик капитан Алексей Хорошилов, который покинул самолет предпоследним, штурман майор Мирон Легкоступ, стрелок-бомбардир младший лейтенант Дмитрий Кораблинов, воздушный стрелок-радист лейтенант Анатолий Борисов, воздушные стрелки старшины Леонид Ярцев и Георгий Евстигнеев.
При выполнении боевого задания погибли: борттехник, старший техник-лейтенант Игорь Михайлович Маштаков (1911 г.р.); борттехник, инженер-капитан Василий Васильевич Привалов (1914 г.р.); помощник борттехника, старшина технической службы Александр Федорович Исаев (1922 г.р.); воздушные стрелки, старший сержант Иван Данилович Панченко (1918 г.р.) и старшина Василий Иванович Секунов (1918 г.р.). Останки всех пятерых членов экипажа были найдены на месте крушения самолета и захоронены в 2 км западнее деревни Нижний Гаврилец Мценского района Орловской области.
В эту же ночь были сбиты еще два бомбардировщика Пе-8 из состава 45-й авиадивизии: командиры кораблей капитаны Алексей Семенович Угрюмов (самолет Пе-8 № 42049) и Алексей Васильевич Вихорев (самолет Пе-8 № 42109).
За участие в боях на Курской дуге капитан Хорошилов в ноябре 1943 г. был награжден орденом Красной Звезды. В документах штаба полка отмечается, что после этого покидания горящего бомбардировщика у Хорошилова начались проблемы со здоровьем, однако он продолжал летать, только чаще обращался за помощью к врачам. Он не хотел уходить с летной работы, а командование его ценило как опытного летчика, имеющего большой налет.
Повышение по службе в 1944 г.
В июне 1944 г. гвардии капитана Алексея Хорошилова назначают на должность командира корабля. До июня 1944 г. он совершил 42 боевых вылета вторым летчиком, а затем до конца войны 7 боевых вылетов а качестве командира корабля. Хорошилов возглавил экипаж машины Пе-8, в состав которого входили второй летчик гвардии лейтенант Алексей Егарев, штурман гвардии лейтенант Степан Рязанов, стрелок-бомбардир гвардии младший лейтенант Дмитрий Кораблинов, борттехник гвардии старший лейтенант Леонид Смирнов, помощник борттехника гвардии техник-лейтенант Иван Кравчук, стрелок-радист гвардии лейтенант Анатолий Борисов, воздушные стрелки гвардии старшина Георгий Евстигнеев, гвардии старшие сержанты Павел Фофанов и Виктор Некрасов.
В 1945 г. гвардии капитан Хорошилов был награжден двумя орденами: Красной Звезды (апрель 1945 г.) и Отечественной войны 1-ой степени (ноябрь 1945 г.).
В конце января 1946 г. гвардии капитана Алексея Дмитриевича Хорошилова демобилизовали из армии. Умер ветеран Великой Отечественной войны 14 марта 1966 г. в Москве.
Юрий Пономарев
Фото из архива Минобороны РФ