Летчик из Гражданского воздушного флота Владимир Адамов во время войны стал командиром бомбардировщика Пе-8

 

Пока мы помним, они живы Призванный из Гражданского воздушного флота в действующую армию в 1942 г. летчик Владимир Адамов был вначале направлен в военно-транспортную авиацию, а затем  в 1943 г. в 746-й бомбардировочный авиаполк Авиации дальнего действии, который базировался на аэродроме ЛИИ

101-й транспортный авиационный полк (ТАП)

Владимир Адамов родился 30 июня 1914 г. в Ярославской области, в поселке Большое Село Большесельского района. После окончания средней школы в августе 1934 г. был призван в Красную армию. После демобилизации в 1938 г. поступил в авиационное училище Гражданского воздушного флота (ГВФ). После окончания училища по распределению в конце 30-х годов был направлен на работу в Таджикское управление ГВФ. Летом 1942 г. Владимира Адамова призвали в армию через Сталинабадский райвоенкомат Таджикской ССР.

Лейтенанта Адамова направили в августе 1942 г. в 101-й транспортный авиационный полк (ТАП) Авиации дальнего действия (АДД).

101-й ТАП, на вооружении которого первоначально находилось 20 самолетов Ли-2, входил в состав 1-й транспортной авиационной дивизии АДД. Авиаполк формировался на аэродроме Чкаловский Московской области в апреле 1942 г. Первым командиром полка (с апреля 1942 г. по май 1944 г.) была летчица Герой Советского Союза Валентина Степановна Гризодубова. Вначале она командовала полком в звании подполковника, а затем в 1943 г. ей было присвоено звание полковника. Летный состав (летчики) 101-го и 102-го (ТАП) был в основном из ГВФ. Формирование экипажей этих двух полков в начале формирования задерживалось из-за нехватки квалифицированных штурманов.

После назначения командиром корабля Ли-2 лейтенант Адамов с сентября 1942 г. по май 1943 г. выполнил 60 ночных боевых вылетов по бомбардировке объектов противника и доставке грузов за линию фронта по заданию Центрального штаба партизанского движения. Экипаж Ли-2, которым он командовал, летал ночью на бомбардировку железнодорожных узлов в Вязьме, Орле, Смоленске, Вязьме, Рославле и др. В состав экипажа машины Ли-2 входило 5-6 человек.

В начальный период войны в Авиации дальнего действия не хватало бомбардировщиков. С этой целью на авиазаводе № 84, который был эвакуирован из подмосковных Химок в Ташкент, провели работы по установке на Ли-2 ночного прицела НКПБ-3 (по правому борту с наружной стороны) и наружных бомбодержателей. Опытный образец Ли-2, переоборудованный в ночной дальний бомбардировщик, выпустили в конце апреля 1942 г. До конца апреля 1942 г. командир 102-го транспортного авиационного полка капитан Борис Осипчук (до войны работавший летчиком-испытателем в НИИ ГВФ) провел серию летных испытаний дооборудованного самолета, которые прошли успешно. Для машины Ли-2 максимальной нагрузкой допускалась подвеска 4 авиабомб типа ФАБ-500 (каждая массой по 500 кг).

Штурману при прицеливании приходилось высовывать голову наружу. Неудачное расположение прицела в случае полета со сносом влево осложняло прицельное бомбометание, поэтому постепенно перешли к практике ударов по площадным объектам типа железнодорожных узлов и аэродромов.

В мае 1943 г. летчик 101-го ТАП лейтенант Владимир Адамов за успешное выполнение боевых заданий был награжден орденом Красная Звезда.

746-й бомбардировочный авиаполк (БАП)

В июне 1943 г. Адамова перевели на должность командира тяжелого бомбардировщика Пе-8 в 746-й АП 45-й авиадивизии АДД для восполнения понесенных полком потерь в летном составе. Служба на новом месте началась с освоения самолета и тренировочных полетов. Летом 1943 г. сформировался экипаж машины Пе-8 (№ 42076) под командованием старшего лейтенанта Владимира Адамова, который летал на боевые задания почти до конца войны. В состав экипажа машины Пе-8 (№ 42076), которым командовал старший лейтенант Владимир Александрович Адамов (основная часть экипажа была сформирована летом-осенью 1943 г.), входили: второй пилот, старший лейтенант Алексей Спиридонович Шендяпин; штурман, старший лейтенант Пимен Григорьевич Рогожников; стрелки-бомбардиры, младшие лейтенанты Адам Фадеевич Петроченков и Илья Тихонович Курако; борттехник, инженер-капитан Петр Акимович Бордюгов, помощник борттехника, техник-лейтенант Николай Васильевич Партыко; воздушный стрелок-радист, старшина Василий Петрович Глухов; воздушные стрелки: старший сержант Юрий Николаевич Салмин, старший сержант Владимир Иванович Абрамов, сержант Константин Петрович Соколов, старший сержант Михаил Емельянович Дмитриев, старшина Василий Семенович Королев и старший сержант Григорий Леонтьевич Бабий.

Стоит сказать, что примерно до конца 1943 г. Владимир Адамов летал с опытным штурманом капитаном Василием Гладким (1914-1945). В конце 1943 г. – начале 1944 г. состоялся перевод гвардии старшего лейтенанта Пимена Рогожникова штурманом в экипаж машины Пе-8 гвардии старшего лейтенанта Владимира Адамова. Необходимо сказать, что в сентябре 1943 г. 746-й АП был переименован в 25-й гвардейский бомбардировочный авиаполк АДД.

В этом составе экипаж бомбардировщика Пе-8 летал до августа 1944 г, когда была прекращена эксплуатация основной части бомбардировщиков Пе-8.

Первое упоминание в журнале боевых действий 746-го авиаполка о выполнении боевого задания экипажем самолета Пе-8 (№ 42076) под командованием гвардии старшего лейтенанта Адамова встречается в середине октября 1943 г.

После августа 1944 г. Владимир Адамов освоил пилотирование американских бомбардировщиков Б-24 «Либерейтор» и Б-25 «Митчелл». В качестве командира корабля он перегнал в глубокий тыл из прифронтовой зоны два бомбардировщика Б-25Д.

Всего за годы Великой Отечественной войны гвардии капитан Адамов совершил 99 боевых вылетов: 60 – на самолете Ли-2 и 39 – на Пе-8.

За успешное выполнение боевых заданий в марте 1944 г. старшего лейтенанта Адамова наградили орденом Красного Знамени, а в июле 1945 г. уже в звании гвардии капитана – орденом Отечественной войны 1-й степени. Владимир Александрович гордился своей медалью «За оборону Ленинграда», которой он был награжден в 1942 г., когда еще не была снята блокада Северной столицы.

В наградных документах отмечалось, что Адамов является участником трех дальних рейдов в глубокий тыл противника в 1944 г.: одного на бомбардировку военно-промышленных объектов в румынской Констанце и двух – финской столицы города Хельсинки.

Победу гвардии капитан Адамов встретил на аэродроме Болбасово Витебской области в Белоруссии. В августе 1944 г. 25-й гвардейский Орловский бомбардировочный авиаполк (бывш. 746-й АП) перебазировался из Кратово вначале на аэродром Олсуфьево (Брянская обл.), а затем в Балбасово (Витебская обл.).

Юрий Пономарев

 

Фото из архива Минобороны РФ