Три года войны штурмана гвардии старшего лейтенанта Пимена Рогожникова

Пока мы помним, они живы. Гвардии старший лейтенант штурман Пимен Григорьевич Рогожников, начав воевать летом 1942 г., прошел всю войну без ранений и травм, совершил около 80 боевых вылетов

В 125-ом авиаполку

Пимен Рогожников родился 5 сентября 1915 г. в татарской крестьянской семье в селе Савалеево Акташского района (ныне это Заинский район) Татарской АССР. После окончания семи классов, он решил стать военным. В ряды Красной армии Пимен выступил добровольно в августе 1937 г. в возрасте 22 лет, за год до службы в армии он стал членом ВЛКСМ. Родители его выбор не одобряли, так как в хозяйстве нужны были мужчины: на селе было много работы. Однако он настоял на своем, и после призыва, имея отменное здоровье, был направлен на учебу в военное авиационное училище, где прошел полный курс обучения на штурмана бомбардировочной авиации.

Летом 1942 г., когда немецко-фашистские войска наступали на Сталинград, Пимена Рогожникова направили из резерва в 125-й бомбардировочный авиаполк, на вооружении которого находились фронтовые бомбардировщики Пе-2. К январю 1942 г. 125-й авиаполк (АП), воевавший в составе Ленинградского фронта, потерял 60% летного состава и 22 самолета, и 21 января, когда в полку остался один исправный Пе-2, полк был выведен в тыл для пополнения личным составом и получения новых самолетов.

Оставшийся в строю личный состав части и вновь прибывших военнослужащих разместили в подмосковном Монино, где летчики, штурманы и др. стали обучаться летать на американских бомбардировщиках Б-25 «Митчелл», получаемых СССР по ленд-лизу. Лейтенант Пимен Рогожников проходил переобучение со штурмана фронтового бомбардировщика Пе-2 на штурмана самолета Б-25. С 8 августа 1942 г., базируясь на аэродроме Чкаловское Московской области, летный и наземный состав полка начал принимать участие в боевых действиях, как 125-й бомбардировочный авиаполк Авиации дальнего действия. (АДД).

В 746-ом авиаполку

Направление для прохождения службы в 746-ом бомбардировочном авиаполку АДД, который базировался на аэродроме ЛИИ в Кратово Московской области, Рогожников получил в октябре 1942 г. Вначале его назначили стрелком-бомбардиром в экипаж тяжелого четырехмоторного бомбардировщика Пе-8, которым командовал майор Сергей Сугак, ставший в марте 1944 г. Героем Советского Союза. Сергей Савельевич Сугак (1909-2001) в 746-ом АП начинал летать вторым летчиком на Пе-8 летом 1942 г., а в сентябре 1942 г. его назначили на должность командира корабля (машина Пе-8 № 42088).

Весной 1943 г. Рогожникова переводят на должность штурмана в экипаж капитана Михаила Шатрова. Необходимо сказать, что будущего Героя Советского Союза, летчика капитана Михаила Анисимовича Шатрова (1914-1990) направили для прохождения службы в 746-й АП на аэродром ЛИИ в Кратово на должность командира корабля Пе-8 в мае 1943 г.

Летом 1943 г. 746-й АП и, в частности, экипаж машины Пе-8 под командованием капитана Михаила Шатрова принимал активное участие в Орловско-Курской оборонительно-наступательной операции. В июле 1943 г. бомбардировщик Пе-8 под командованием капитана Шатрова дважды наносил бомбовый удар с применением пятитонной авиабомбы ФАБ-5000.

Длина бомбы ФАБ-5000 со стабилизатором составляла 5,2 метра, диаметр – около одного метра, общая масса – 5,4 тонны, масса взрывчатого вещества – 3,2 т. ФАБ-5000 (предел грузоподъемности самолета) полностью не помещалась в бомбовом отсеке Пе-8, поэтому полет до цели проходил с приоткрытыми створками люков. Первый сброс авиабомбы ФАБ-5000 состоялся в ночь на 12 июля перед началом наступления советских войск. В первый раз экипаж М.Шатрова сбросил бомбу ФАБ-5000 на укрепрайон противника на Западном фронте, который выявила фронтовая разведка.

Второй раз применение сверхмощной авиабомбы состоялось в ночь на 19 июля. Два бомбардировщика Пе-8 746-го АП взлетели с аэродрома Кратово и взяли курс на Орел. Экипаж Пе-8 под командованием командира 2-й авиаэскадрильи майора Александра Додонова сбросил бомбу ФАБ-5000 на железнодорожный узел Орла, а экипаж Федора Шатрова – на район города, где по донесению разведки была отмечена наибольшая концентрация немецких войск. В результате бомбового удара был полностью выведен из строя железнодорожный узел Орла. После бомбового удара мощного боеприпаса немецкие железнодорожные составы могли идти к фронту только по обходной ветке, срочно проложенной восстановительной бригадой. Снабжение войск противника в разгар битвы на Орловско-Курской дуге существенно уменьшилось.

Пимен Рогожников участвовал и в нанесении бомбовых ударов по дальним целям глубоком тылу Германии (сброс листовок) – февраль 1943 г., Варшаве – май 1943 г., Тильзиту – июль 1944 г., румынской Констанце – апрель 1944 г., дважды летал в феврале 1944 г. бомбить столицу Финляндии – Хельсинки.

В конце 1943 г. – начале 1944 г. состоялся перевод гвардии старшего лейтенанта Пимена Рогожникова штурманом в экипаж машины Пе-8, которым командовал гвардии капитан Владимир Алексеевич Адамов.

Послесловие

За годы Великой Отечественной войны Пимен Рогожников совершил 47 ночных боевых вылетов в качестве стрелка-бомбардира и 27 ночных боевых вылетов в качестве штурмана бомбардировщика Пе-8, а также несколько боевых вылетов на машине Б-25 «Митчелл».

За время войны Пимен Рогожников был удостоен ордена Отечественной войны 1-й степени (1943 г.), ордена Красной Звезды (1945 г.). Необходимо сказать, что Рогожников очень гордился своей медалью «За оборону Ленинграда» (1942 г.).

После войны Пимен Григорьевич остался служить в ВВС. В 1948 г. его наградили медалью «За боевые заслуги». Демобилизовался он из армии в звании старшего лейтенанта в 1953 г. и поселился в Москве. Скончался ветеран Великой Отечественной войны и Вооруженных сил СССР Пимен Григорьевич Рогожников на 87-ом году жизни 24 апреля 2002 г. в столице.

Юрий Пономарев

 

Фото из архива Минобороны РФ