Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Пока мы помним, они живы. Гвардии старший лейтенант штурман Пимен Григорьевич Рогожников, начав воевать летом 1942 г., прошел всю войну без ранений и травм, совершил около 80 боевых вылетов
В 125-ом авиаполку
Пимен Рогожников родился 5 сентября 1915 г. в татарской крестьянской семье в селе Савалеево Акташского района (ныне это Заинский район) Татарской АССР. После окончания семи классов, он решил стать военным. В ряды Красной армии Пимен выступил добровольно в августе 1937 г. в возрасте 22 лет, за год до службы в армии он стал членом ВЛКСМ. Родители его выбор не одобряли, так как в хозяйстве нужны были мужчины: на селе было много работы. Однако он настоял на своем, и после призыва, имея отменное здоровье, был направлен на учебу в военное авиационное училище, где прошел полный курс обучения на штурмана бомбардировочной авиации.
Летом 1942 г., когда немецко-фашистские войска наступали на Сталинград, Пимена Рогожникова направили из резерва в 125-й бомбардировочный авиаполк, на вооружении которого находились фронтовые бомбардировщики Пе-2. К январю 1942 г. 125-й авиаполк (АП), воевавший в составе Ленинградского фронта, потерял 60% летного состава и 22 самолета, и 21 января, когда в полку остался один исправный Пе-2, полк был выведен в тыл для пополнения личным составом и получения новых самолетов.
Оставшийся в строю личный состав части и вновь прибывших военнослужащих разместили в подмосковном Монино, где летчики, штурманы и др. стали обучаться летать на американских бомбардировщиках Б-25 «Митчелл», получаемых СССР по ленд-лизу. Лейтенант Пимен Рогожников проходил переобучение со штурмана фронтового бомбардировщика Пе-2 на штурмана самолета Б-25. С 8 августа 1942 г., базируясь на аэродроме Чкаловское Московской области, летный и наземный состав полка начал принимать участие в боевых действиях, как 125-й бомбардировочный авиаполк Авиации дальнего действия. (АДД).
В 746-ом авиаполку
Направление для прохождения службы в 746-ом бомбардировочном авиаполку АДД, который базировался на аэродроме ЛИИ в Кратово Московской области, Рогожников получил в октябре 1942 г. Вначале его назначили стрелком-бомбардиром в экипаж тяжелого четырехмоторного бомбардировщика Пе-8, которым командовал майор Сергей Сугак, ставший в марте 1944 г. Героем Советского Союза. Сергей Савельевич Сугак (1909-2001) в 746-ом АП начинал летать вторым летчиком на Пе-8 летом 1942 г., а в сентябре 1942 г. его назначили на должность командира корабля (машина Пе-8 № 42088).
Весной 1943 г. Рогожникова переводят на должность штурмана в экипаж капитана Михаила Шатрова. Необходимо сказать, что будущего Героя Советского Союза, летчика капитана Михаила Анисимовича Шатрова (1914-1990) направили для прохождения службы в 746-й АП на аэродром ЛИИ в Кратово на должность командира корабля Пе-8 в мае 1943 г.
Летом 1943 г. 746-й АП и, в частности, экипаж машины Пе-8 под командованием капитана Михаила Шатрова принимал активное участие в Орловско-Курской оборонительно-наступательной операции. В июле 1943 г. бомбардировщик Пе-8 под командованием капитана Шатрова дважды наносил бомбовый удар с применением пятитонной авиабомбы ФАБ-5000.
Длина бомбы ФАБ-5000 со стабилизатором составляла 5,2 метра, диаметр – около одного метра, общая масса – 5,4 тонны, масса взрывчатого вещества – 3,2 т. ФАБ-5000 (предел грузоподъемности самолета) полностью не помещалась в бомбовом отсеке Пе-8, поэтому полет до цели проходил с приоткрытыми створками люков. Первый сброс авиабомбы ФАБ-5000 состоялся в ночь на 12 июля перед началом наступления советских войск. В первый раз экипаж М.Шатрова сбросил бомбу ФАБ-5000 на укрепрайон противника на Западном фронте, который выявила фронтовая разведка.
Второй раз применение сверхмощной авиабомбы состоялось в ночь на 19 июля. Два бомбардировщика Пе-8 746-го АП взлетели с аэродрома Кратово и взяли курс на Орел. Экипаж Пе-8 под командованием командира 2-й авиаэскадрильи майора Александра Додонова сбросил бомбу ФАБ-5000 на железнодорожный узел Орла, а экипаж Федора Шатрова – на район города, где по донесению разведки была отмечена наибольшая концентрация немецких войск. В результате бомбового удара был полностью выведен из строя железнодорожный узел Орла. После бомбового удара мощного боеприпаса немецкие железнодорожные составы могли идти к фронту только по обходной ветке, срочно проложенной восстановительной бригадой. Снабжение войск противника в разгар битвы на Орловско-Курской дуге существенно уменьшилось.
Пимен Рогожников участвовал и в нанесении бомбовых ударов по дальним целям глубоком тылу Германии (сброс листовок) – февраль 1943 г., Варшаве – май 1943 г., Тильзиту – июль 1944 г., румынской Констанце – апрель 1944 г., дважды летал в феврале 1944 г. бомбить столицу Финляндии – Хельсинки.
В конце 1943 г. – начале 1944 г. состоялся перевод гвардии старшего лейтенанта Пимена Рогожникова штурманом в экипаж машины Пе-8, которым командовал гвардии капитан Владимир Алексеевич Адамов.
Послесловие
За годы Великой Отечественной войны Пимен Рогожников совершил 47 ночных боевых вылетов в качестве стрелка-бомбардира и 27 ночных боевых вылетов в качестве штурмана бомбардировщика Пе-8, а также несколько боевых вылетов на машине Б-25 «Митчелл».
За время войны Пимен Рогожников был удостоен ордена Отечественной войны 1-й степени (1943 г.), ордена Красной Звезды (1945 г.). Необходимо сказать, что Рогожников очень гордился своей медалью «За оборону Ленинграда» (1942 г.).
После войны Пимен Григорьевич остался служить в ВВС. В 1948 г. его наградили медалью «За боевые заслуги». Демобилизовался он из армии в звании старшего лейтенанта в 1953 г. и поселился в Москве. Скончался ветеран Великой Отечественной войны и Вооруженных сил СССР Пимен Григорьевич Рогожников на 87-ом году жизни 24 апреля 2002 г. в столице.
Юрий Пономарев
Фото из архива Минобороны РФ