Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Пока мы помним, они живы. С первого дня войны до последнего капитан Павел Михайлец был на фронте. За годы Великой Отечественной войны он совершил более 110 боевых вылетов на бомбардировщиках Ер-2, Пе-8 и Б-25
Великая Отечественная война для штурмана лейтенанта ВВС Красной армии Павла Михайлеца, родившегося в Украине 16 января 1911 г. в селе Романовка, Велико-Крынковского района, Полтавской области, началась 22 июня 1941 г. В первый день войны он находился на аэродроме Воронежа, где быстрыми темпами формировался 420-й дальний бомбардировочный авиационный полк (дбап) особого назначения (ОСНАЗ), который начали создавать в Казани на базе 100-го дальнебомбардировочного авиаполка.
420-й АП оснащался новейшими двухдвигательными бомбардировщиками Ер-2 (ДБ-240), серийное производство которых началось зимой 1941 г. на Воронежском авиазаводе. Авиаполк окончательно был сформирован 26 июня 1941 г. Всего в Воронеже в 1941 г. была построена 71 машина, затем серийное производство бомбардировщиков Ер-2 перенесли вглубь страны – в Иркутск. 420-й АП укомплектовывался летно-техническим составом из 100-го дбап и призванными на военную службу кадрами из Гражданского воздушного флота. Всего к началу боевых действий в авиаполку на вооружении было 40 бомбардировщиков Ер-2. Лейтенанта Михайлеца зачислили в 420-ый АП штурманом бомбардировщика Ер-2.
Три самолета Ер-2 из состава 420-го АП вместе с четырехмоторными бомбардировщиками Пе-8 участвовали 10 августа 1941 г. в нанесении бомбового удара по столице Третьего рейха – Берлину. Позднее в ночь на 28 на 29 августа и 1 на 2 сентября 1941 г. самолеты 420-го АП, взлетев с аэродрома ЛИИ (аэродрома Раменское), нанесли бомбовые удары по Кенигсбергу (оба раза тремя самолетами).
Необходимо сказать, что, начиная с июня 1941 г., 420-й АП базировался на аэродромах Воронежа, Пушкино, Монино, Раменское и с сентября 1941 г. на аэродроме в Киржаче (Владимировская область).
Большие потери фронтовой авиации и сложная обстановка на фронте заставили командование ВВС Красной армии временно прекратить бомбардировку целей в глубоком тылу противника и перенацелить авиаполки, оснащенные машинами Ер-2, на нанесение бомбовых ударов по оккупированной противником территории СССР. В сентябре и октябре 1941 г. бомбардировщики Ер-2 420-го АП бомбили железнодорожные узлы Витебска, Рославля, Гомеля, Орла и др. С октября самолеты Ер-2 наносили удары непосредственно по колоннам войск и бронетехники противника в ближнем тылу и на поле боя. Полеты Ер-2 осуществлялись днем и ночью. 420-й АП принимал участие в битве за Москву в октябре-ноябре 1941 г. В частности, 6 октября самолеты АП бомбили немецкую механизированную колонну под Спас-Деменском (Смоленская область). В конце октября почти ежедневно Ер-2 420-го АП бомбили танковые и механизированные колонны противника на участке Вязьма-Гжатск.
Всего к концу ноября 1941 г. экипажи полка совершили 154 боевых вылета, авиаполк потерял 30 самолетов из 40. За пять месяцев нахождения в строю 4 бомбардировщика было сбито истребителями противника, 5 самолетов не вернулись с боевых заданий, 2 машины были подбиты огнем зенитной артиллерии, в авиакатастрофах потеряли 4 бомбардировщика, 15 машин разбито из-за аварий. Погибли 11 летчиков, 8 штурманов, 9 воздушных стрелков-радистов и 13 воздушных стрелков. Экипаж Ер-2 состоял из 4-5 человек.
3 декабря 1941 г. во время начала контрнаступления советских войск под Москвой авиаполк вывели из состава действующей армии.
Служба в 45-й авиадивизии Авиации дальнего действия.
В декабре 1941 г. старший лейтенант Михайлец был переведен из 420-го АП в 432-й АП на должность стрелка-бомбардира бомбардировщика Пе-8. В начале декабря 1941 г. 432-ой АП получил наименование 746-й АП.
На базе 746-го АП Авиации дальнего действия (АДД) 21 мая 1942 г. были сформированы 45-я АД АДД и 890-й АП АДД. Местом постоянного базирования авиадивизии выбрали аэродром ЛИИ в Кратово (по документам – аэродром Раменское), а командиром дивизии был назначен полковник Викторин Лебедев, а вместо него командиром 746-го АП полка стал подполковник Владимир Абрамов (до этого он командовал полком бомбардировщиков ДБ-3Ф (Ил-4). В.Абраменко командовал 746-ым АП с 5 июня 1942 г. по 6 сентября 1947 г.
Командиром 890-го авиаполка (АП), сформированного в мае-июне 1942 г. (формирование было закончено 15 июня) на базе 746-го АП АДД в октябре 1942 г. назначили подполковника (бывшего полярного летчика) Энделя Карловича Пусэпа. Подполковник, Герой Советского Союза, эстонец по национальности, Эндель Пусэп командовал 890-м АП до мая 1946 г. В сентябре 1943 г. 890-й авиаполк был удостоен почетного наименования «Брянский».
В июне 1942 г. Михайлеца переводят из 746-го АП в 890-й АП. В 1942 г. назначают на должность стрелка-бомбардира, а затем штурмана бомбардировщика Пе-8, в 1943 г. ему присваивают звание капитана. В декабре 1942 г. Павел Михайлец был награжден первым орденом – Красной Звезды.
В 1942 г. Михайлец летал штурманом в экипаже Михаила Родных, затем в 1943 г. в экипаже Тимофея Кокорева, в 1944 и 1945 гг. – в экипажах Александра Сукоркина и Александра Романова. В ноябре 1943 г. капитана Михайлеца наградили за успешные выполнения боевых заданий весной-летом 1943 г. орденом Красного Знамени. В 1941-1944 гг. П.Михайлец летал бомбить объекты в дальнем тылу противника в Кенигсберге (трижды), Данциге, Штеттине, Хельсинки, Констанце и др.
Штурман экипажа бомбардировщика Б-25 «Митчелл»
Во второй половине 1944 г. штурман Павел Михайлец назначается в экипаж бомбардировщика Б-25 «Митчелл». К ноябрю 1944 г. он совершил 110 боевых вылетов, из них 104 на самолете Пе-8 (в экипаж машины входило 11 человек) и 6 на машине Б-25 (в экипаже было 5 человек).
Средний бомбардировщик В-25 «Митчелл» с двумя поршневыми двигателями фирмы «Райт» серии CR-2600 был разработан американской компанией «Норт Америкэн». Первый полет первая опытная машина совершила в январе 1939 г. Первая серийная машина В-25 поднялась в воздух 19 августа 1940 г. за год до вступления США во Вторую мировую войну. Самолет назвали в честь американского армейского генерала, которого считают «отцом» ВВС США – Уильяма «Билли» Митчелла (1879-1936).
Из 9984 выпущенных экземпляров В-25 862 штук разных модификаций (B-25B, B-25C, B-25D, B-25J) было поставлено в СССР согласно договору о военной помощи союзников (ленд-лиз). Первые самолёты поступили в СССР в апреле 1942 г, а массовая поставка (главным образом через Аляску по трассе Алсиб) началась с 1943 г. Вначале В-25 (в советских документах обозначался как «Б-25») определили во фронтовую авиацию, однако скоро признали более целесообразным применять его как дальний бомбардировщик в составе Авиации дальнего действия (АДД), преобразованную в 18-ю Воздушную армию в декабре 1944 г.
Прибывшие в СССР бомбардировщики подвергались переоборудованию, поскольку у американцев в экипаж входили 6 человек, а в СССР экипаж сократили до 5 человек. В экипаже не стало бомбардира, который сидел носовой кабине. Его функции в советских Б-25 стал выполнять штурман, сидевший за двумя пилотами. Максимальная взлетная масса Б-25 составляла 19 т. Максимальная скорость полета – 442 км/ч. Практический потолок – 7,6 тыс. м. Боевой радиус – 2170 км. Бомбовая нагрузка – около 3 т. В основном «Митчеллы» концентрировались в АДД.
В годы Великой Отечественной войны (до лета 1944 г.) на аэродроме ЛИИ вместе с 45-й авиадивизией, на вооружении которой были тяжелые отечественные бомбардировщики Пе-8, базировался 4-й гвардейский Гомельский авиационный корпус (АК) авиации дальнего действия (АДД). Большая часть полков 4-го гвардейского Гомельского авиакорпуса была вооружена бомбардировщиками Б-25 «Митчелл». Экипажи бомбардировщиков АК почти всегда выполняли боевые задания в ночных условиях (за исключением действий 341-го авиаполка).
…Согласно боевым донесения штаба 45-й АД, вечером 9 октября 1944 г. 26 самолетов 890-го АП и 362-го АП, входивших в состав 45-й АД, бомбардировали скопление войск противника в г. Тильзит. На обратном пути был атакован и подожжен бомбардировщик Б-25 (№ 33706) под командованием старшего лейтенанта Александра Романова. Горящий самолет упал в 5 км о деревни Покаркле (8 км юго-запад от литовского города Эйрагола). Вместе с самолетом погиб стрелок-радист старший сержант Михаил Фесик. Остальным членам экипажа Б-25 удалось покинуть горящий самолет и спастись на парашютах. В числе спасшихся были командир воздушного корабля Александр Романов, второй летчик старший лейтенант Михаил Мишин и штурман капитан Павел Михайлец. Стоит отметить, что в боевом донесении ничего не сказано о судьбе еще одного воздушного стрелка.
Вместе с полком капитан Павел Федорович Михайлец прошел боевой путь от боев за Москву до освобождения стран Восточной Европы. Победу капитан Михайлец встретил на аэродроме в Болбасово Витебской области в Белоруссии, куда авиаполки 45-й авиадивизии перебазировались из Кратово летом 1944 г. За боевые заслуги Михайлец был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени в 1944 г. и медалями «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги» и др.
Демобилизовался Павел Михайлец из армии в мае 1949 г. в звании майора.
Юрий Пономарев
Фото из архива Минобороны РФ