Летчик-испытатель полковник Валентин Васильевич Лисицын и его боевые вылеты

Пока мы помним, они живы

Военный летчик-испытатель капитан Лисицын в первые месяцы Великой Отечественный войны летал бомбить объекты противника на самолете Пе-8 в 432/746-ом авиаполку, а затем вернулся к летным испытаниям

Обретение профессии летчика

Валентин Васильевич Лисицын родился 11 ноября 1907 г. в Москве. После окончания средней школы в апреле 1927 г. по собственной инициативе вступил в ряды Красной армии (РККА). Был направлен на обучение в Военно-теоретическую школу (ВТШ) ВВС РККА, расположенную в Ленинграде, по окончанию которой его зачислили курсантом во 2-ую Военную школу летчиков (ВШЛ) в Борисоглебске. В ноябре 1929 г. Валентин Лисицын окончил 2-ую ВШЛ по специальности «Разведчики». После выпуска Лисицына  оставили летчиком-инструктором в Борисоглебске, а затем перевели в качестве летчика-инструктора в Военную школу морских летчиков и летчиков-наблюдателей (ВАШМЛ) ВВС РККА им. Сталина, в которой он прослужил до 1937 г.

В октябре 1935 г. на ХI Всесоюзных планерных состязаниях, проходивших на горе Клементьева в Коктебеле (Крым), Валентин Лисицын, представлявший планеристов РККА, установил рекорд безмоторного полета для двухместных планеров: на планере «Сталинец-2бис» с пассажиром на борту он продержался в воздухе 38 часов 40 минут. Этот результат превысил международные рекорды для одноместных и двухместных планеров.

В конце мая 1936 г. старший лейтенант Валентин Лисицын был награжден высокой правительственной наградой – орденом Ленина. В Указе о награждении дословно сказано «за выдающиеся личные успехи по овладению боевой авиационной техникой и умелое руководство боевой и политической подготовкой военно-воздушных сил РККА». Всего 25 мая 1936 г. в соответствии с Указом Верховного совета СССР было награждено 110 человек.

В 1937 г. В.Лисицына направляют от РККА в Полярную авиацию, в которой он прослужил до 1938 г. Осенью 1937 г. Валентин Лисицын принимал участие в поисках пропавшего экипажа, которым командовал летчик Герой Советского Союза Сигизмунд Леваневский. Тяжелый четырехмоторный самолет Н-209 (вариант дальнего бомбардировщика ДБ-А), созданный под руководством авиаконструктора Виктора Болтовитинова, пропал в середине августа 1937 г. при совершении перелета по маршруту Москва – Фербанск (штат Аляска, США).

Служба в НИИ ВВС и участие в двух военных конфликтах

В 1938 г. Валентина Лисицына переводят на летно-испытательную работу в НИИ ВВС Красной армии. В 1939 г. он участвовал в испытаниях самолета-разведчика Р-10 с двигателем М-24В, разработанного под руководством авиаконструктора Иосифа Немана, и дальнего бомбардировщика ДБ-3, оснащенного двумя моторами М-87А, разработанного в КБ Сергея Ильюшина.

В декабре 1939 г. Валентина Васильевича направили в 85-й бомбардировочный авиаполк особого назначения (бапон), который был задействован в советско-финской войне (ноябрь 1939 г. – март 1940 г.).

По предложению полковника Бориса Стерлигова, отвечавшего за штурманскую службу в ВВС РККА (главный штурман ВВС в 1933-1947 гг.), в декабре 1939 г. из опытного летного состава был сформирован 85-й бапон, который был предназначен для выполнения слепых полетов (по приборам). Командиром полка назначили полковника Бориса Васильевича Стерлигова. Авиаполк базировался на аэродроме Пушкино под Ленинградом. В конце декабря 1939 г. 85-й авиаполк приступил к выполнению боевых заданий. На вооружении полка, состоящем из трех эскадрилий, находились бомбардировщики ДБ-3 и СБ-2бис. Во время участия в боевых действиях бомбардировщики авиаполка (АП) совершили более 300 боевых вылетов. Потеряли 8 самолетов, из которых 4 машины не вернулись с боевых заданий, а 4 самолета были потеряны по эксплуатационным причинам.

3-я эскадрилья 85-го бапон специально предназначалась для бомбометаний с короткого пикирования (под углом до 80 град.). Для этого использовались специально доработанные бомбардировщики ДБ-3 и СБ-бис. Во время «зимней войны» бомбардировщики ДБ-3 и СБ-2бис пробовали 19 раз применять бомбардировку объектов противника с пикирования.

За выполнение боевых заданий во время советско-финской войны капитан Валентин Лисицын в апреле 1940 г. был награжден орденом Красная Звезда.

Первые месяцы Великой Отечественной войны

В мае 1940 г. на вооружение 2-й эскадрильи 14-го тбап, располагавшейся в Украине на аэродроме Борисполь под Киевом, поступили первые шесть бомбардировщиков ТБ-7 (Пе-8). Осенью 1940 г. летный состав 2-й авиаэскадрильи (АЭ) 14-го тбап приступил к ознакомительным полетам на машинах ТБ-7. В декабре 1940 г. полеты были прекращены и лишь в конце весны 1941 г. возобновились. На вооружении 1-й и 3-й эскадрилий 14-го тбап оставались машины ТБ-3. К июню 1941 г. по данным Наркомата обороны СССР в 14-м тбап находилось 9 машин ТБ-7 (Пе-8).

25 июня 1941 г. военный аэродром под Борисполем, где находилась 2-я АЭ, подвергся бомбардировке самолетами Люфтваффе Германии. В первые дни войны были потеряны 5 бомбардировщиков ТБ-7. Через несколько дней 2-ю АЭ вывели в глубокий тыл. Местом нового базирования АЭ была выбрана Казань, где находился авиазавод № 124 (затем предприятие получило обозначение № 22), серийно выпускавший Пе-8. Причиной этого решения Государственного комитета обороны (ГКО) было намерение сосредоточить наиболее боеспособные авиачасти в Резерве Главного Командования. С 6 июля 1941 г. на базе 2-ой АЭ 14-го тбап начали формировать 412-й бомбардировочный авиаполк (АП) авиации дальнего действия (АДД).

Новый 412-й АП вступил в войну в августе того же года под № 432, а с декабря 1941 г. авиаполк вел боевую работу под № 746. Командовал полком с первого дня его создания (он же руководил формированием части) полковник Викторин Иванович Лебедев, до этого проходивший службу в НИИ ВВС, где руководил направлением по бомбардировочной авиации.

Многие летчики и штурманы-испытатели НИИ ВВС летом 1941 г. отправились на фронт, а в связи с его приближением к Москве советское правительство приняло решение об эвакуации НИИ ВВС с Чкаловского аэродрома в Свердловск. Перелом в ходе войны позволил НИИ ВВС вернуться на подмосковный аэродром в Чкаловском в январе 1943 г. С июля 1941 г. по апрель 1942 г. НИИ ВВС руководил полковник (затем с июня 1942 г. генерал-майор) инженерно-технической службы Петр Федоров.

Полковник Викторин Лебедев руководил перегоном уцелевших бомбардировщиков ТБ-7 (Пе-8) из-под Полтавы в Казань. При формировании 412-го АП полковник Лебедев привлек для полетов на Пе-8 самых опытных пилотов из летного состава НИИ ВВС. В состав создаваемого 412-го АП были включены летчики 2-й эскадрильи 14-го тбап, остальные вакансии укомплектовали опытными летчиками и штурманами Гражданского воздушного флота, Главсевморпути, а затем летчиками дальнебомбардировочной авиации, имевшими боевой опыт при полетах на двухмоторных машинах ДБ-3Ф и Ер-2. Штаб 412-го АП (с августа 1941 г. 432-го АП) находился в Монино под Москвой.

Вначале для 432-го АП АДД основным аэродромом базирования был один из аэродромов Ивановской области, а в качестве промежуточной посадочной площадки при боевых полетах в глубокий тыл противника использовался аэродром ЛИИ в Кратово. В первых числах декабря 1941 г. 432-й АП был переименован в 746-й АП. Со 2 апреля 1942 г. 746-й АП был полностью перебазирован на ст. Кратово в Подмосковье, который стал основным местом базирования 746-го авиаполка до лета 1944 г.

Майора В.Лисицын ввели вторым летчиком в состав экипажа Пе-8, командиром которого числился полковник Викторин Лебедев, но так как командир полка Лебедев был сильно загружен штабной работой и опыта пилотирования тяжелой машиной Пе-8 у него было мало, то изредка на боевые задания полковник вылетал в качестве второго летчика в основном в экипаже капитана Энделя Пусэпа. За годы Великой Отечественной войны полковник (затем генерал-майор) Викторин Лебедев совершил 23 боевых вылета.

Во время службы в 412/432 АП майор В.Лисицын совершил 10 боевых вылетов в июле-августе 1941 г. в качестве второго пилота в разных экипажах. Был сбит во время выполнения одного из боевых заданий. Вернулся в полк, пройдя линию фронта, которая постоянно передвигалась.

В 1941 г. 432/746-ой авиаполк потерял 16 бомбардировщиков ТБ-7 (Пе-8). С боевого задания в первый год войны не вернулось 12 летчиков. К 31 декабря 1941 г. в части погибло 5 летчиков, 4 штурмана. 8 борттехников, 7 воздушных стрелков-радистов и 13 воздушных стрелков.

Возвращение на летно-испытательную работу

С конца августа 1941 г. майора Лисицына откомандировали из действующей армии в НИИ ВВС для продолжения испытательной работы, назначив на должность старшего летчика-испытателя. В годы Великой Отечественной войны Лисицына стал командиром полка 3-го Управления ГК НИИ ВВС Красной Армии. Согласно служебной характеристики, «он летал на всех типах отечественных бомбардировщиков, летал в любых метеоусловиях, днем и ночью и имел отличную технику пилотирования. К началу 1946 г. подполковник Лисицын освоил 90 типов самолетов, имел налет 3791 час. 22 мин., провел 8639 полетов. Валентин Васильевич принял участие в написании инструкций по эксплуатации штурмовика Ил-2, бомбардировщиков Ер-2 и Ту-2. Участвовал в испытаниях тяжелого бомбардировщика Пе-8 с двигателями М-30 и М-40, дальнего бомбардировщика Ер-2 с двигателями АЧ-30Б и АМ-37 (1941), бомбардировщика ДБ-3Ф (Ил-4) в 1942 г.

Полковника В.Лисицына за годы Великой Отечественной войны наградили орденом Отечественной войны 2-й степени, вторым орденом Красная Звезда и орденом Красное Знамя.

30 апреля 1948 г. в звании полковника он вышел в запас. Суммарно по времени полковник Валентин Лисицын испытывал самолеты 15 лет. Скончался в Москве в 1979 г.

Несмотря на то, что летчик-испытатель В.Лисицын совершил в годы Великой Отечественной войны всего 10 боевых вылетов, его имя значится в списках 432/746-го АП, который в 1943 г. стал 25-м гвардейским авиаполком авиации дальнего действия АДД, а еще через год авиаполк получил почетное наименование «Орловский» за участие в Орловско-Курской оборонительно-наступательной операции.

Юрий Пономарев

 

Фото из архива Минобороны РФ