Погибший после Победы штурман эскадрильи гвардии майор Василий Гладкий

Пока мы помним, они живы. Прошедший всю Великую Отечественную войну от первого дня до последнего гвардии майор Василий Гладкий погиб в авиакатастрофе в сентябре 1945 г. в районе аэродрома Быково

Выживший в первый год войны

Василий Андреевич Гладкий родился 21 марта 1914 г. в поселке Ново-Николаевский, Балаковского района, Саратовской области. После окончания средней школы в 1934 г. был призван в Красную армию. В 1937 г. после обучения в авиационной спецшколе стал штурманом в ВВС Красной армии. В начале 1940 г. Василия Гладкого направили для прохождения службы в 93-й дальнебомбардировочный авиаполк (дбап), который сформировали в мае 1940 г. на аэродроме Скоморохи Житомирской области Украины. На вооружении авиаполка находились бомбардировщики ДБ-3Ф.

После начала Великой Отечественной войны в августе 1941 г. 93-й дбап был переименован в 98-й дбап. Этот авиаполк (АП) находился в составе действующей армии с августа по март 1942 г. Лейтенант Василий Гладкий воевал на бомбардировщике ДБ-3Ф в начале штурманом экипажа, а затем штурмана звена.

Более десяти боевых вылетов штурман старший лейтенант Гладкий совершил с экипажем ДБ-3Ф, которым командовал летчик лейтенант Николай Чурсин. В состав экипажа входили воздушный стрелок-радист Коблев и воздушный стрелок Шишков. Во фронтовой газете был описан один случай, когда группа машин ДБ-3Ф из 98-го дабп, летя плотным строем, отбилась от нападения пятерки немецкий истребителей «Мессершмитт-109». Один из самолетов пилотировал Николай Чурсин. Было сбито 4 истребителей противника, и потерян один бомбардировщик ДБ-3Ф. Это редкий случай, в основном бомбардировочные полки несли большие потери в начальный период войны во время выполнения боевых заданий днем от истребителей противника.

После понесенных потерь 98-й дбап был направлен на переформирование, после которого в марте 1942 г. получил обозначение 752-й авиаполк дальнего действия (дд). В составе 98-го дбап и 752-го апдд Василий Гладкий совершил 40 дневных и 16 ночных боевых вылетов на дальнем двухмоторном бомбардировщике ДБ-3Ф.

Рейд на Берлин в августе 1942 г. по маршруту Раменское-Берлин-Раменское

Весной 1942 г. старшего лейтенанта Василия Гладкого перевели в 746-й АП, который базировался в Кратово на аэродроме ЛИИ. С мая 1942 г. он воевал составе 746-го АП Авиации дальнего действия (АДД) в должности штурмана воздушного корабля Пе-8. За успешное выполнение боевых заданий старший лейтенант Василий Гладкий был награжден в июне 1942 г. орденом Красного Знамени. В этом же году ему было присвоено звание капитан.

На базе 746-го АП АДД 21 мая 1942 г. были сформированы 45-я АД АДД и 890-й АП АДД. Командиром дивизии был назначен полковник Викторин Лебедев. Необходимо сказать, что ряд боевых заданий Василий Гладкий выполнил в составе экипажей Пе-8 890-го АП. В 1942 г. Василий Гладкий летал в экипаже под командованием Василия Обухова, в 1943 г. – Степана Макаренко, в 1944 г. – Федора Шатрова и Михаила Булин-Соколова, а в 1944-45 гг. – Николая Ищенко.

Согласно представлениям к награждению, штурман 25-го гвардейского авиаполка (бывший 746-й АП) гвардии капитан Василий Гладкий совершил с весны 1942 г. по начало марта 1944 г. 74 ночных боевых вылета, в том числе на дальние цели в глубоком тылу противника: Берлин, Тильзит, Кенигсберг, Брест и др. За успешное выполнение боевых заданий в 746-ом АП в 1944 г. он был награжден вторым орденом Красное Знамя.

…Вечером 29 августа 1942 г. четыре самых опытных экипажей 45-й АД вылетели с аэродрома ЛИИ в Кратово на бомбардировку Берлина. Командованием 45-й АД было решено привлечь к выполнению боевого задания особой сложности только четыре экипажа двух полков – 746-го и 890-го АП. У этих бомбардировщиков был достаточный ресурс моторов, т.к. предстояло лететь до Берлина и обратно. Остальным экипажам поставили задачу бомбить объекты в Кенигсберге.

На задание полетел экипаж капитана Владимира Пономаренко (746-й АП), и три экипажа 890-го АП: командира эскадрильи майора Энделя Пусэпа (шла второй), заместителя командира эскадрильи капитана Михаила Родных (шла третьей) и командира звена капитана Бориса Кубышко. Машина Пе-8 под командованием В.Пономаренко была головной, а замыкал группу самолет под командованием Б.Кубышко.

Сбросив бомбы с высоты 7,5-7,9 км, группа полетела домой. Обратный полет для трех машин прошел без происшествий. После двенадцатичасового полета первой приземлилась на аэродроме в Кратово машина В.Пономаренко, затем еще два бомбардировщика. В этом боевом вылете принимал участие и капитан Василий Гладкий. Не вернулся с боевого задания бомбардировщик под командование капитана Бориса Кубышко…

Боевой вылет в ночь с 26 на 27 июля 1944 г.

Согласно боевому распоряжению штаба 45-й авиадивизии, все исправные самолеты Пе-8 должны были вылететь для нанесения бомбового удара по железнодорожной станции города Тильзит. В донесении штаба 25-го гвардейского авиаполка (в сентябре 1943 г. 746-й АП был переименован в 25-й гвардейский) сказано, что «при постановке задачи командир полка дал указание летному составу о надлежащем наблюдении за воздухом по маршруту и в районе цели, а также при отсутствии радиосвязи в первой половине маршрута возвратиться на свой аэродром».

На выполнение боевого задания вылетело 14 самолетов. Один бомбардировщик Пе-8 (№ 42059) под командованием гвардии капитана Федора Шатров из-за отказа «материальной части» (как сказано в донесении) через 20 минут полета произвел посадку на своем аэродроме. Еще один бомбардировщик Пе-8 (№ 42212) «ввиду отказа матчасти до цели не дошел, бомбы 1 ФАБ-2000, 1 ФАБ-1000 и 2 ФАБ-250 сбросил в озеро Нерочь, что 40 км севернее г. Вилейка. Третья машина произвела посадку на базовом аэродроме с бомбами. Один корабль № 42028 (командир корабля гв. капитан Михаил Булин-Соколов), при полете к цели в 22 час 56 мин дал радиограмму: «Прошли Шклов, передаю погоду», после чего связь с ним прекратилась, и корабль на свой аэродром не вернулся. Следует сказать, что в июле 1944 г. аэродромом базирования для 25-го гвардейского АП (ранее 746-го АП) был аэродром в районе станции Олсуфьево Брянской области.

По донесениям экипажей, вернувшихся с боевого задания, «погода по маршруту туда и обратно была малооблачная, над целью безоблачно, дымка. Цель прикрывалась огнем трех батарей зенитной артиллерии (ЗА) среднего калибров. Работы прожекторов отмечено не было. Огонь ЗА велся заградительный с различной интенсивностью. Разрывы снарядов на высоте ниже 5 тыс. м. Временами огонь ЗА ослабевал, очевидно, под воздействием наших самолетов-подавителей ПВО. Отмечено патрулирование истребителей, которые взаимодействуя с ЗА, давали сигналы фарами и ракетами красного цвета, встреч с истребителями не было».

…Через десять дней (к 4 августа) в полк возвратился командир корабля гвардии капитан Михаил Булин-Соколов, который выпрыгнул с парашютом недалеко от линии фронта юго-восточнее Тильзита. В июле 1944 г. линия фронта проходила в районе реки Неман. Будучи раненым Булин-Соколов сумел перейти линию фронта.

Необходимо уточнить, что с 1946 г. Тильзит, расположенный в бывшей Восточной Пруссии (после войны это территория Калининградской области), называется Советск. Противник долго и упорно оборонял Тильзит, расположенный при слиянии рек Неман и Тыльжа. Город был взят советскими войсками только 20 января 1945 г. Причем летом 1944 г. Тильзит бомбили самолеты не только ВВС Красной Армии, но и Королевских ВВС Великобритании.

По докладу Михаила Булин-Соколова, бомбардировщик Пе-8 был сбит в 01.37 ночи прямым попаданием снаряда зенитного орудия противника, когда он находился на боевом курсе на высоте 5 тыс. метров. Горящий корабль упал на землю в районе 25-30 км юго-восточнее Тильзита и сгорел. Из состава экипажа, кроме командира корабля, возвратились в свою часть на 4 августа 1944 г. второй летчик гвардии старший лейтенант К.И.Усачев, штурман гвардии капитан В.А.Гладкий, борттехник гвардии инженер-капитан Н.С.Прудиус, воздушные стрелки гвардии старшие сержанты Ф.И.Локтюшин и В.П.Блохин.

В часть не возвратились и через три недели (17 августа) стали считаться пропавшими без вести старший бомбардир гвардии младший лейтенант П.В.Летягин, помощник борттехника гвардии старший техник-лейтенант В.И.Кутушин, воздушный стрелок-радист старшина Г.Е.Абдула, воздушные стрелки гвардии младший лейтенант А.В.Шишков и гвардии старший сержант Ю.Н.Салмин.

Необходимо сказать, что старший бомбардир гв. младший лейтенант Петр Васильевич Летягин все же сумел перейти линию фронта и вернуться в свою часть в конце августа 1944 г.

После окончания войны выяснилось, что помощник борттехника гв. старший техник-лейтенант В.Кутушкин и воздушный стрелок гв. младший лейтенант А.В.Шишков попали в плен и находились в концлагере для военнопленных летчиков до конца войны. Стоит сказать, что Александр Шишков не был постоянным воздушным стрелком экипажа Пе-8 (№ 42028). Он был младшим техником по вооружению, в экипаж был включен перед полетом после того, как уговорил командира экипажа взять его на боевое задание.

Последний полет: авиакатастрофа 12 сентября 1945 г. в Быково

В феврале 1944 г. на машине Пе-8 с серийным № 42611 неожиданно был выявлен конструктивно-технологический дефект в конструкции планера самолета. При тщательном осмотре центроплана бомбардировщика Пе-8 на авиазаводе № 22 им. С.П.Горбунова в Казани, где машина строилась серийно, обнаружили, что труба лонжерона крыла, разорвана по крайнему ряду заклепок. Впоследствии выяснилось, что это было усталостное разрушение металла лонжерона. Специалисты ОКБ под руководством Иосифа Незваля, который в то время был главным конструктором Казанского авиазавода по самолету Пе-8 (ТБ-7), предложили провести местное усиление конструкции. Доработке подверглась часть машин Пе-8, в том числе и самолет с серийным № 42811.

В июне 1945 г. машины Пе-8 базировались на аэродроме в Болбасово недалеко от белорусского города Орша. Для участия в намечавшемся параде Победы в столице из-под Оршы на аэродром Быково перелетело 12 машин из состава 203-го Гвардейского полка (бывшего 25-го Гв. Орловского АП). Воздушную часть парада Победы, состоявшегося 24 июня на Красной площади, по погодным условиям отменили. Самолеты Пе-8 до сентября оставались на Быковском аэродроме, а в начале сентября было принято решение о перелете их в Болбасово. 12 сентября лидирующий Пе-8 (сер. № 42811), которым командовал командир эскадрильи, Герой Советского Союза, гвардии майор Николай Ищенко (на его счету было 142 боевых вылета), должен был повести всю группу самолетов домой в Болбасово.

Вот как описывают этот последний полет очевидцы: «У самолета Николая Ищенко долго не запускался один из четырех двигателей М-82. Вскоре двигатель начал работать нормально, и машина пошла на взлет. Н.Ищенко поднял свой Пе-8 на высоту 400 м и выполнил круг над аэродромом, после четвертого разворота, проходя над летным полем, «прижал» машину к полосе, а затем сделал прощальную «горку», которая оказалась и впрямь прощальной. При наборе высоты у самолета сложилась правая полуплоскость крыла, и машина рухнула на землю, похоронив под своими обломками 14 человек. Эта машина была доработана по лонжеронам, и все равно произошла трагедия из-за разрушения лонжерона».

В.А.Гладкий был похоронен в братской могиле вместе с членами экипажа разбившегося Пе-8 на Центральном (старом) кладбище города Раменское. В отдельной могиле похоронили командира экипажа гвардии майора Н.Ищенко. После похорон жена Василия Андреевича – Александра Яковлевна получили в поселке Ново-Никольский, Балаковского района Саратовской области два извещения о гибели мужа: официальное и от Ильи Гаврикова – боевого товарища Василия. Сейчас их можно прочитать в Интернете.

Юрий Пономарев

Фото из архива Минобороны РФ