Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Пока мы помним, они живы Штурман гвардии капитан Казимир Поплавский во время войны перегонял американские самолеты в Сибири, а в конце войны бомбил объекты противника на советско-германском фронте на бомбардировщике Пе-8
Из артиллерии в авиацию
Казимир Станиславович Поплавский родился 24 августа 1909 г. в Киеве. После окончания средней школы в сентябре 1926 г. возрасте 17 лет был призван в Рабоче-крестьянскую Красную армию (РККА). В 1932 г. Казимир Поплавский окончил Киевскую артиллерийскую школу. Киевская артиллерийская школа (КАШ) им. П.П. Лебедева, размещалась в отдельном военном городке на окраине украинской столицы. Обучение в КАШ длилось три года. После окончания Школы выпускникам присваивалось звание лейтенант.
В 1937 г. лейтенант Казимир Поплавский был направлен на учебу в 3-ю военную авиационную школу летчиков и летчиков-наблюдателей, расположенную в Оренбурге. В июне 1938 г. 3-я ВАШЛиЛН была преобразована в Военное авиационное училище им. К.Е.Ворошилова. Обучение в военной школе, готовящей кадры для ВВС Красной армии, длилось меньше года.
В 1938 г. лейтенанта авиации Поплавского направляют для прохождения службы в 1-й скоростной бомбардировочный авиационной полк (сбап), расположенный в Красноярске. Авиаполк начали формировать в мае 1938 г. из личного состава 44-й авиабригады Сибирского военного округа. Первоначально на вооружении 1-го сбап находились самолеты Р-5 в варианте легкого бомбардировщика. В конце 30-х годов в ВВС РККА насчитывалось более 5 тыс. машин Р-5 в вариантах разведчика, легкого бомбардировщика и штурмовика.
В октябре 1938 г. в 1-й сбап начали поступать фронтовые бомбардировщики СБ. До января 1939 г. летный и технический состав авиаполка (АП) проходил обучение на новых бомбардировщиках, которые поступили на вооружение части.
В июне 1939 г. 1-й сбап передислоцировали в Забайкальский военный округ на 74-й разъезд. Это поселок Ясная Оловяннинского района Забайкальского края, расположенныйо в долине реки Турги притоки реки Онона. В этом месте недалеко от русла реки Турги в сжатые сроки был построен полевой аэродром, на котором разместилось несколько авиационных частей. Аэродром располагался примерно в 100 км от советско-монгольской границы. В боевых действиях против японцев во время вооруженного конфликта на реке Халкин-Гол в Монголии (май-сентябрь 1939 г.) непосредственное участие приняли только пять лучших экипажей 1-го сбап на бомбардировщиках СБ, остальные экипажи занимались летной подготовкой. После поражения японцев авиаполк вернулся в Красноярск.
В январе 1940 г. 1-й сбап разделили на две части: большая часть полка под командованием полковника Александра Богородецкого была направлена на советско-финскую войну, а меньшая часть осталась в Красноярске. Причем обе части сохранили одно и то же обозначение. Летом 1940 г. 1-й сбап передислоцировался в Черногорск в Хакасии, а в январе 1941 г. авиаполк перевели в Туркмению в Ашхабад. Авиаполк вошел в состав Среднеазиатского военного округа.
Вооруженный конфликт в Иране
Летом 1941 г. авиаполк перебазировали из Ашхабада в туркменский город Кизил-Арват (ныне Сердар). В конце августа 1941 г. и по октябрь 1941 г. 1-й сбап принимал участие в Иранской военной кампании, базируясь на иранском аэродроме Гарган.
Иранская операция – это вооруженный конфликт между Великобританией, СССР и Австралией с одной стороны и Шахиншахским Государством Иран – с другой стороны.
Военные действия продолжались с 25 августа по 17 сентября 1941 г. Операция в Иране проводилась с целью обеспечения добычи нефти для Великобритании во время Второй мировой войны и обеспечения «Персидского коридора» для поставок вооружения и стратегических материалов во время войны в Советский Союз в рамках ленд-лиза. По «Персидскому коридору» в годы Второй мировой войны в СССР были доставлены до 34% грузов по программе ленд-лиза.
Территория Ирана во время Второй мировой войны была разделена на советскую и британскую зоны влияния: советская находилась в северной части Ирана, британская – в юго-восточной части Ирана (к югу от городов Хамадан и Казвин).
Самолеты 1-го сбап совершили 65 боевых вылетов на разведку и бомбардировку. В частности, они бомбили иранские авиабазы. Согласно различным источникам, во время Иранской кампании 1-й сбап не понес боевых потерь, но в результате эксплуатации несколько самолетов было повреждено. Во время Иранской военной операции старший лейтенант Казимир Поплавский командовал транспортно-десантной службой 1-го сбап.
Полеты по секретной трассе АлСиб
В октябре 1941 г. К.Поплавского назначают штурманом эскадрильи 458-го бомбардировочного полка САВО. Полк в боевых действиях участия не принимал. В 1942 г. Поплавского возвращается в Сибирь. Его, как имеющего опыт полетов в Сибири, откомандировывают в 3-й перегоночный авиаполк (ПАП) для перегона поставляемых по ленд-лизу американских бомбардировщиков по секретной трассе, идущей по Чукотке, Магаданской области, Сибири, Уралу и далее на советско-германский фронт.
Воздушная трасса Аляска – Сибирь (АлСиб) была создана в соответствии с постановлением Государственного комитета обороны СССР № 739 от 9 октября 1941 г. для организации доставки самолетов из США в СССР по воздуху.
К октябрю 1942 г. на АлСиб на территории СССР были введены в эксплуатацию пять базовых аэродромов: в Уэлькале (Чукотка), Сеймчане (Магаданская область), Якутске, Киренске (Иркутская область) и Красноярске. Также было введено в строй пять запасных аэродромов: Всего на территории СССР было построено и отремонтировано 16 аэродромов, в Канаде и США – 15 аэродромов.
Общая протяженность трассы от Фэрбанкса до Красноярска составляла 6,5 тыс. км, из них по территории СССР – 5 тыс. км. С предприятий в США до фронта в СССР самолету в среднем приходилось преодолевать до 14 тыс. км.
В августе 1942 г. старшего лейтенанта Казимира Поплавского переводят на должность штурмана эскадрильи в 3-й ПАП. Зона перегона 3-го ПАП – из Сеймчана (Магаданская область) до Якутска.
1-й перегоночный авиационный полк (ПАП) ВВС Красной армии перегонял самолеты из Фэрбанкса (штат Аляска, США) до Уэлькаля (с промежуточной посадкой в Номе на Аляске). 2-й ПАП, базировавшийся в Уэлькале, перегонял самолеты до Сеймчана, 3-й ПАП – из Сеймчана до Якутска, 4-й ПАП – из Якутска до Киренска. 5-й ПАП перегонял самолеты из Киренска до Красноярска.
Передав самолеты соседнему на трассе авиаполку, летчики перегоняемых машин возвращались на свою базу транспортными самолетами специальной эскадрильи, которую позже переименовали в 8-й транспортный авиаполк. В качестве второстепенных задач по АлСибу выполнялась перевозка грузов, дипломатической почты, дипломатических работников и др.
Старший лейтенант, а затем капитан Казимир Поплавский в январе 1943 г. был переведен на должность штурмана эскадрильи в 7-й ПАП, а в мае 1943 г. – на должность штурмана звена в 5-й ПАП.
Необходимо сказать, что за каждый доставленный самолет летный состав получали премиальное вознаграждение. За истребитель на участках трассы Уэлькаль – Сеймчан и Сеймчан – Якутск пилоту платили 700 рублей, на остальных участках – 600 руб. За успешный перегон бомбардировщик Б-25 «Митчелл» в зависимости от участка трассы летчику платили соответственно 850 или 650 руб.; штурману – 700 или 500 руб., второму пилоту – 600 или 450 руб., борттехнику и бортрадисту – 500 или 400 руб. Согласно официальным данным, по трассе АлСиба всего перегнали 7908 одномоторных и двухмоторных самолетов, в частности, 729 бомбардировщиков Б-25 «Митчелл» и 1355 бомбардировщиков А-20 «Бостон».
На советском участке трассы АлСиб произошло 279 летных происшествий, из них: 39 авиакатастроф, 49 аварий, 131 поломка и 60 вынужденных посадок. Погибло 114 человек летного состава. На американском участке трассы по различным причинам было потеряно 20 самолетов.
В начале января 1944 г. капитана Поплавского откомандировали на фронт в 25-й гвардейский авиаполк (бывший 746-й АП) Авиации дальнего действия (АДД), который базировался на аэродроме ЛИИ в Кратово. На этот момент он перегнал в качестве штурмана 46 американских бомбардировщиков.
Участие в боевых действиях
После прохождения специальной подготовки капитана Казимира Поплавского назначают штурманом воздушного корабля Пе-8 в экипаж гвардии капитана Михаила Булин-Соколова. На завершающем этапе войны гвардии капитан Поплавский совершил 12 боевых вылетов.
В ночь с 26 на 27 июля 1944 г. все исправные бомбардировщики Пе-8 45-й авиадивизии АДД, в состав которой входил 25-й гвардейского АП, нанесли бомбовый удар по железнодорожной станции города Тильзит в Восточной Пруссии. После выполнения боевого задания бомбардировщик Пе-8 № 42028 (командир корабля гв. капитан Михаил Булин-Соколов) на аэродром базирования в районе станции Олсуфьево Брянской области не вернулся.
Впоследствии выяснилось, что бомбардировщик Пе-8 (№ 42028) был сбит в 01.37 ночи прямым попаданием снаряда зенитного орудия противника, когда он находился на боевом курсе на высоте 5 тысяч метров. Горящий корабль упал на землю в районе 25-30 км юго-восточнее Тильзита и сгорел. Гвардии капитан К.Поплавский в этом боевом вылете участия не принимал. Вместо него на бомбардировку полетел штурман гвардии капитан В.А.Гладкий.
Из состава экипажа, кроме командира корабля, возвратились в свою часть к 5 августа 1944 г. второй летчик гвардии старший лейтенант К.И.Усачев, штурман гвардии капитан В.А.Гладкий, борттехник гвардии инженер-капитан Н.С.Прудиус, воздушные стрелки гвардии старшие сержанты Ф.И.Локтюшин и В.П.Блохин. Старший бомбардир гв. младший лейтенант Петр Васильевич Летягин тоже сумел перейти линию фронта и вернуться в свою часть в конце августа 1944 г.
Вернулся в свою часть и командир корабля гвардии капитан Михаил Николаевич Булин-Соколов, который выпрыгнул с парашютом недалеко от линии фронта юго-восточнее Тильзита. В июле 1944 г. линия фронта проходила в районе реки Неман. Будучи раненым Булин-Соколов сумел перейти линию фронта.
Навсегда пропали без вести помощник борттехника гвардии старший техник-лейтенант В.И.Кутушин, воздушный стрелок-радист старшина Г.Е.Абдула, радист-воздушный стрелок гвардии младший лейтенант В.И.Шишков и воздушный стрелок гвардии старший сержант Ю.Н.Салмин.
Послесловие
Осенью 1944 г. гвардии капитан Казимир Поплавский за перегон 46 самолетов и успешное выполнение боевых заданий был награжден орденом Красное Знамя, а вскоре за успешное выполнение боевых заданий – орденом Красная Звезда.
Казимир Станиславович служил в ВВС до 1953 г. Он вышел в отставку с должности инструктора по радионавигации, заместителя штурмана полка по радионавигации в звании майора, которое ему было присвоено в январе 1947 года. Летом 1949 г. он был награжден вторым орденом Красного Знамени.
Юрий Пономарев
Фото из архива Минобороны РФ