Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Пока мы помним, они живы
Погибший при выполнении боевого задания в годы Великой Отечественной войны штурман 746-го авиаполка капитан Николай Алексеевич Губарец до сих пор в значится в списках пропавших без вести
Участник двух войн
Николай Алексеевич Губарец родился 12 декабря 1913 г. в селе Лука Винницкой области Украины. Окончил 14-ю Винницкую среднюю школу в 1930 г. В декабре 1932 г., когда ему исполнилось ровно 19 лет, был призван в Красную армию.
Находясь на срочной службе в армии, Николай решил стать кадровым военным и служить в авиации. Он подал рапорт и после успешного прохождения медкомиссии поступил на учебу в 9-ю военную школу летчиков и летчиков-наблюдателей, расположенную в Харькове. В 1936 г. Николай Губарец, окончив военную авиашколу, получил квалификацию штурмана бомбардировочной авиации. В довоенные годы 9-я военная школа летчиков и летчиков-наблюдателей считалась одной из лучших среди военно-учебных заведений CCCР.
В конце 30-х годов старшему лейтенанту Губарец довелось принять участие в боевых действиях во время советско-финская войны 1939-40 гг. Во время войны, которая продлилась три с половиной месяца, он воевал в должности штурмана эскадрильи на бомбардировщике ДБ-3Ф. Во время «зимней» войны старший лейтенант Губарец совершил 17 боевых вылетов.
До начала Великой Отечественной войны Николай Губарец последовательно прошел должности штурмана корабля, штурмана звена, штурмана эскадрильи и штурмана полка.
Начало войны с фашисткой Германией 22 июня 1941 г. капитан Губарец встретил на должности штурмана 208-го бомбардировочного авиаполка (БАП). 208-й БАП начали формировать в августе 1940 г. Часть получала на вооружение фронтовые бомбардировщики СБ. По состоянию на 1 января 1941 г. 208-й БАП продолжал находиться в стадии формирования и боевых самолетов на вооружении не имел. Авиаполк входил в состав 46-й авиадивизии ВВС Московского военного округа и имел шести эскадрильный состав.
В весной 1941 г. авиаполк был перевооружен на бомбардировщики Пе-2, однако с 30 июня 1941 г. часть начала боевые действия на Западном фронте на фронтовых бомбардировщиках СБ (АНТ-40).
Во время выполнения боевого задания 7 июля 1941 г. бомбардировщик СБ, в состав экипажа которого входил капитан Губарец, попал под обстрел зенитной артиллерии и подвергся атакам трех истребителей Ме-109 в районе белорусского города Барановичи. Экипажу удалось сбросить все бомбы на цель (механизированную колонну) и взять обратный курс. На самолете был подбит один из двух двигателей М103, который полностью вышел из строя, также были повреждены рули управления. Летчик из-за ранения не мог самостоятельно вести самолет. Штурман Губарец шлангом кислородной маски подвязал штурвал и помог летчику довести самолет на аэродром и посадить машину. Командующий Западного фронта маршал Семен Тимошенко объявил капитану Губарец благодарность.
Летом 1941 г. авиаполк принимал участие в Смоленской стратегической оборонительной операции (с 10 июля по 10 сентября), во время которой советские войска обороняясь и временами наступая, не дали частям вермахта быстро подойти к Москве, тем самым сорвав по срокам выполнение плана операции «Барбаросс».
В начале августа 1941 г. 208-й БАП был разделен на три части и переформирован. Капитан Николай Губарец был назначен штурманом 208-го «А» БАП. В сентябре 1941 г. 208-й «А» БАП был отозван с фронта и перевооружен на тяжелые истребители Пе-3. С этого времени авиаполк стали называть истребительным, но официально часть не была переименована. С октября 1941 г. АП стал входить в состав 6-го истребительного авиакорпуса ПВО Москвы.
В июле 1942 г. 208-й «А» БАП был переименован в 778-й БАП. На вооружении авиаполка были пикирующие фронтовые бомбардировщики Пе-2. С 6 июля 1942 г. 778-й БАП действовал в составе 284-й бомбардировочной авиадивизии на воронежском направлении Брянского фронта. В 778-ом БАП капитан Николай Губарец служил также на должности штурмана полка.
Осенью 1941 г. за успешное выполнение боевых заданий капитан Губарец был представлен к награждению орденом Красное Знамя. Наградные документы были подписаны командиром 46-й авиадивизии, в состав которой входил 208-й БАП, полковником Анатолием Бурдиным. Из-за того, что армия попала в окружение, а полковник А.Бурдин утонул при переправе, документы на награждение были потеряны, поэтому награждение не состоялось.
В октябре 1942 г. Губарец вновь был представлен к награждению орденом Красное Знамя, однако в ноябре 1942 г. был награжден орденом Красная Звезда.
Последнее боевое задание
Высококлассного специалиста с опытом боевых полетов на дальнем бомбардировщике ДБ-3Ф (Ил-4) решили направить в Авиацию дальнего действия (АДД), где из-за потерь в личном составе не хватало квалифицированного летного состава. В начале 1943 г. Николай Губарец был переведен в 746-й АП АДД, который базировался на аэродроме ЛИИ в Кратово, и после специальной подготовки назначен на должность штурмана корабля Пе-8. Он стал летать в экипаже капитана Алексея Угрюмова, который был назначен командиром корабля в январе 1943 г.
Необходимо сказать, что записи о выполнении боевых заданий машины Пе-8 (№ 42049) под командованием капитана Алексея Угрюмова в боевых донесениях авиаполка появились только в начале июня 1943 г.
Утром 5 июля 1943 г. началась Курская битва. В ночь на 21 июля 1943 г. экипаж бомбардировщика Пе-8 (№ 42049) под командованием капитана Алексея Угрюмова вылетел на бомбардировку объектов в районе железнодорожного узла Брянска. Вместе с постоянным экипажем полетел в качестве проверяющего штурман полка, подполковник Александра Макарович Лебедев. К моменту начала Орловско-Курской битвы Александр Макарович совершил около 80 боевых вылетов.
На задание полетело шесть бомбардировщиков Пе-8 из 1-й, 2-й и 3-й эскадрилий 746-го АП. С задания возвратилось пять машин. При выполнении боевого задания бомбардировщик Пе-8 (№ 42049) был атакован немецким ночным истребителем Me-110 G-4 и загорелся. Стоит сказать, что в Люфтваффе один сбитый тяжелый четырехмоторный бомбардировщик Пе-8 засчитывали за четыре победы.
Командир корабля капитан Угрюмов дал команду на покидание машины с парашютами. По рассказу командира корабля Алексея Угрюмова, он и 2-й летчик старший лейтенант Вениамин Булатников прыгали из горящей машины последними из экипажа. В ту же ночь они вышли к передовым частям Красной армии, которая вела наступление. Вдвоем они вернулись в свою часть в Кратово 27 июля1943 г. В начале августа 1943 вернулся в часть воздушный стрелок старший сержант Дмитрий Кожин, а 25 марта 1944 г. – воздушный стрелок старший сержант Георгий Белоусов.
В часть не вернулись и стали числиться пропавшими без вести штурман полка подполковник Александр Макарович Лебедев (р. 1907 г.), штурман корабля капитан Николай Алексеевич Губарец (р. 1913 г.), старший борттехник техник-лейтенант Петр Ильич Зубарев (р. 1914 г.), помощник борттехника техник-лейтенант Владимир Матвеевич Дученко (р. 1919 г.), стрелок-радист младший лейтенант Сергей Федорович Бородай (р. 1910 г.), воздушные стрелки старшие сержанты Павел Викторович Сальников (р. 1916 г.) и Иван Григорьевич Прокопенко (р. 1916 г.).
Что значило пропасть без вести время войны
В документах строевой части значилось, что капитан Николай Алексеевич Губарец родных не имел.
Учет потерь в годы Великой Отечественной войны в Красной армии велся в соответствии с приказом № 138 Народного комиссара обороны СССР от 15 марта 1941 г. под названием «Положение о персональном учете потерь и погребении погибшего личного состава Красной Армии в военное время».
Согласно утвержденным документам, после 15-дневного срока без вести пропавшие заносятся в список безвозвратных потерь и исключаются из списков части с донесением по команде. По истечении 45 дней о без вести пропавших военнослужащих извещаются родственники. Если впоследствии судьба без вести пропавших военнослужащего выяснена, то о нем немедленно сообщаются дополнительные сведения, как по команде, так в военкоматы или родственникам.
Под руководством генерал-полковника Григория Федотовича Кривошеева (1929-2019) группа отечественных историков подготовила и опубликовала в 1993 г. монографию «Гриф секретности снят: Потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах». В книге указывается следующее число пропавших без вести военнослужащих в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. – 4,453 млн. человек.
Начиная с 90-х годов прошлого столетия, неоднократно предлагалось к очередному юбилею Победы признать всех пропавших без вести погибшими при защите Отечества. Однако в высоких государственных инстанциях постоянно откладывают решение этого вопроса, мотивируя отказ тем, что установлено, что среди пропавших без вести есть и предатели.
Юрий Пономарев
Фото из архива Минобороны