Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Пока мы помним, они живы. Устранив течь в системе подачи топлива в двигатели во время боевого полета, Владимир Гафин сохранил бомбардировщик Пе-8 в строю и жизнь всему экипажу самолета
Цель боевого задания – Кенигсберг
В ночь с 18 на 19 июля 1942 г. пять бомбардировщиков Пе-8 из состава 746-го авиаполка (АП) вылетели с аэродрома ЛИИ в Кратово на бомбардировку столицы Восточной Пруссии – города Кенигсберга.
Суммарно в ту июльскую ночь 1942 г. на бомбардировку Кенигсберга было направлено 75 самолетов авиации дальнего действия (АДД) ВВС Красной армии, в основном – бомбардировщики Ил-4. Пробиться к цели смогли только 38 машин. Бомбовые удары по Кенигсбергу затем повторно нанесли 21, 22 и 24 июля 1942 г.
…Из пяти тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков Пе-8 только три самолета сбросили бомбы на основную цель – Кенигсберг. Один Пе-8 из пятерки самолетов бомбардировал запасную цель в Восточной Пруссии – Лабиау (ныне город Полесск Калининградской области) и один Пе-8 сбросил бомбы на железнодорожный узел Орла.
Причиной тому обстоятельству, что группа распалась во время полета к Кенигсбергу, была сплошная облачность. Высота нижнего края облачности составляла 800-1000 метров, верхнего – 7000 метров. При полете в облаках происходило обледенение машин.
Согласно боевому донесению штаба 746-го АП полка, три самолета Пе-8 бомбардировали объект противника во втором часу ночи из-за облаков с высоты от 3000 метров до 7400 метров. Далее в боевом донесении отмечалось: «…Кенигсберг был прикрыт интенсивным огнем зенитной артиллерией (ЗА) крупного и среднего калибров. Экипажи наблюдали по 8 одновременных разрывов снарядов». Всего на город с Пе-8 было сброшено 9 тонн бомб.
Командиром одного из воздушных кораблей Пе-8 (№ 42067), бомбившего Кенигсберг ночью 19 июля, был майор Василий Обухов. В состав экипажа в качестве помощника борттехника входил техник-лейтенант Владимир Кириллович Гафин. В этом июльском полете при возвращении на базовый аэродром в Кратово он совершил подвиг.
Назначение в 746-й авиаполк 45-й авиадивизии
После объявления войны кадровый военный (в Красной армии с 1937 г.) Владимир Кириллович Гафин (14.08.1919 – 8.09.2004) был направлен в конце августа 1941 г. в 433-й резервный авиационный полк. Авиаполк формировался на аэродроме в Казани на основании приказа Народного комиссариата обороны (НКО) СССР № 0052 от 15.07.41 г. «О сформировании 81-й авиационной дивизии дальнего действия». 433-й резервный авиационный полк намечалось оснастить тяжелыми бомбардировщиками ТБ-7 (Пе-8), которые серийно строились на Казанском авиазаводе № 22. Четыре машины ТБ-7 авиационная часть смогла получить. Авиаполк был сформирован летом 1941 г., но в составе действующей армии полк не находился ни одного дня. На основании приказа № 00115 НКО СССР от 3 декабря 1941 г. 433-й тяжелый бомбардировочный АП был расформирован. В составе 81-й авиадивизии (АД) 433-й авиаполк числился до 3 декабря 1941 г. Самолеты Пе-8 были переданы 746-му авиаполку, который постоянно нуждался в пополнении новыми бомбардировщиками. В среднем боевая жизнь бомбардировщика Пе-8 измерялась 30-35 боевыми вылетами.
Весной 1942 г. техника-лейтенанта Владимира Гафина направили в 746-ой АП, базировавшийся на аэродроме ЛИИ в Кратово. После прохождения специальной подготовки Гафина включили в состав экипажа майора Василия Обухова помощником борттехника.
Несколько слов о командире воздушного корабля Василии Обухове. В мае 1942 г. капитан Василий Обухов (30.12.1909-6.05.1945) получил повышение: его назначали командиром корабля Пе-8, а до этого он был вторым летчиков на Пе-8. После секретного перелета на машине Пе-8 по маршруту СССР-Англия-США-Англия-СССР ) в мае-июне 1942 г. (командир экипажа майор Эндель Пусэп, второй летчик – капитан Василий Обухов) до начала февраля 1943 г. майор В.Обухов выполнил 44 ночных дальних боевых полетов: четырежды летал бомбить Кенигсберг, дважды – Двинск, по одному разу Данциг, Будапешт, Бухарест и др. В апреле 1943 г. он бомбил Инстербург, в мае – Варшаву.
К октябрю 1943 г. заместитель командира 2-й эскадрильи 25-го гвардейского (бывшего 746-й) АП 45-й АД 8-го авиационного корпуса АДД гвардии майор В.Обухов совершил 156 боевых вылетов на бомбардировку важных стратегических объектов в глубоком тылу противника и скоплений его войск. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1944 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм гвардии майору Василию Михайловичу Обухову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
…К июлю 1942 г. техник-лейтенант Владимир Гафин совершил около дюжины боевых вылетов, а к октябрю 1942 г. – в его послужном списке числилось 18 выполненных боевых вылетов. В ночь с 18 на 19 июля 1942 г. во время выполнения боевого задания по бомбардировке Кенигсберга техник-лейтенант В. Гафин получил отравление парами бензина и ожоги рук и несколько месяцев находился на излечении…
Подвиг
После сброса бомб общей массой 3 тонны на Кенигсберг и выхода из зоны обстрела ЗА противника Пе-8 полетели домой. На машине Пе-8 (№ 42067) под командованием майора Василия Обухова обнаружилась течь топлива во внутренней плоскости консоли крыла. Из-за осколков зенитного снаряда перестала штатно работать система подачи топлива в двигатели. Два двигателя АМ-35А вышли из строя. Полет продолжался только на двух моторах.
…Топливная система Пе-8 состояла из девятнадцати топливных баков общей емкостью 17 тысяч литров. Размещались баки в консолях крыла и оснащались резиновыми протекторами. Для снижения взрыво- и пожаробезопасности в баки по мере расхода топлива подкачивались предварительно охлажденные выхлопные газы, которые отбирались от 1-го и 4-го двигателей, проходили очистку, охлаждение в радиаторах и поступали в топливные баки, связь которых с атмосферой при этом была отключена. Необходимо сказать, что после взлета помощник борттехника Пе-8 по инструкции должен залезать в плоскости крыла и осматривать моторы.
…Владимир Кириллович залез в плоскость крыла, чтобы исправить утечку топлива. От паров бензина он потерял сознание. Его вытащили, привели в сознание, и он снова полез в плоскость крыла. И так было дважды. Во время устранения неисправности Гафин также получил ожоги бензином. Однако Владимиру Кирилловичу все же удалось устранить течь в бензосистеме. Два двигателя вновь заработали, и бомбардировщик благополучно возвратился на аэродром в Кратово.
Подлетая к аэродрому, радист Пе-8 по радиостанции предупредил, чтобы к месту посадки направили санитарный автомобиль. Что и было сделано. Санитарная машина доставила героя в медсанчасть. За свой июльский подвиг в воздухе техник-лейтенант В.Гафин в декабре 1942 г. был награжден медалью «За отвагу».
Необходимо сказать, что последние боевые вылеты 25-го гвардейского Орловского бомбардировочного АП (бывш. 746-й) были произведены осенью 1944 г. также по Кенигсбергу.
Послесловие
Помимо медалей за годы Великой Отечественной войны гвардии старший техник-лейтенант Владимир Гафин был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени (1943 г.) и орденом Красного Знамени (1945 г.). За период войны он совершил 127 боевых вылетов на самолете Пе-8.
В послевоенное время за освоение новой военной техники Гафин был последовательно награжден медалью «За боевые заслуги» (1947 г.), орденом Красная Звезда (1953 г) и вторым орденом Красного Знамени (1955 г.).
Вышел в отставку в звании гвардии майора технической службы. После демобилизации из армии В.К.Гафин поселился Казани.
Юрий Пономарев
Фото из архива 747-го авиаполка