Наш самолет летел по пеленгу домой…

Пока мы помним, они живы. О воздушном радиолоцмане 746-го авиаполка гвардии инженере-капитане Василии Попрыкине

Участник становления службы по радионавигации и радиотехническому обеспечению полетов боевой авиации

Первый боевой опыт воентехник 2 ранга (соответствует воинскому званию лейтенант) Василий Иванович Попрыкин, призванный в армию в мае 1934 г., получил в ходе советско-финляндской войны 1939-1940 гг. За участие в «зимней войне» в районе Карельского перешейка он был награжден в апреле 1940 г. орденом Красная Звезда.

В январе 1941 г. Василию Попрыкину исполнилось 27 лет. В это время он служил в НИИ ВВС Красной армии. Когда 22 июня началась Великая Отечественная война, воентехник Василий Попрыкин продолжал работать в НИИ ВВС. В действующую армию его направили в конце июля 1941 г. Василия Попрыкина хорошо знал по совместной работе в Научно-испытательном институте ВВС полковник Викторин Иванович Лебедев, который командовал в НИИ рядом структурных подразделений. В начале июля 1941 г. полковнику В.Лебедеву было поручено сформировать авиаполк особого назначения № 412, вооруженный самолетами Пе-8 (ТБ-7). Полк формировался в период с 3 июля по 9 августа 1941 г. Авиаполк авиации дальнего действия (АДД) № 412 вступил в войну в августе того же года под № 432, а с начала декабря 1941 г. вел боевую работу под № 746.

Необходимо сказать, что в 1940 г. во время войны с Финляндией в ВВС Красной армии начали создавать радиотехническую службу обеспечения полетов (РТО). Целью спешного создания РТО полетов была острая необходимость в навигационном обеспечении боевых заданий бомбардировочной авиацией в сложных метеоусловиях и ночью. Специалистов в этой области было мало.

Также для навигационного обеспечения выполнения боевых задач авиацией в 1940 г. в Военно-воздушных силах (ВВС) Красной армии была создана отдельная служба земного обеспечения самолетовождения (ЗОС). За годы Великой Отечественной войны служба прошла путь от начала создания до полностью построенной стационарной сети средств земного обеспечения самолетовождения с централизованной системой управления и определенной тактикой ее боевого применения.

С февраля 1941 г. в составе созданных взводов ЗОС стали формироваться подразделения отдельных радиомаяков, радиопеленгаторов и приводных радиостанций. На первоначальном этапе войны подразделения (взводы) ЗОС находились в штатной структуре батальонов аэродромного обслуживания. В конце 1941 г. служба ЗОС ВВС Красной армии приступила к работе по строительству стационарных радиопеленгаторных станций.

В частности, в начальный период войны в СССР предприятия радиопромышленности начали изготавливать приводные радиостанции типа «Пчела», которые монтировали в железнодорожных вагонах. Они имели радиус действия до 1000 км, обеспечивая надежный привод самолетов на свой аэродром при возвращении после выполнения боевого задания.

Стоит также сказать, что, например, на Западном фронте в 1941-1942 гг. были оборудованы три трассы полетов самолетов из районов базирования частей АДД в направлении к линии фронта и ее пересечения: северная, юго-западная и южная.

В 1941 г. был создан подвижной радиомаяк, который получил название «Колба», с рамочной антенной. Радиомаяк размещался на двух автомашинах марки ЗИС-6. Также была сконструирована приводная радиостанция типа ПАР, размещаемая также на автомобиле ЗИС-6. Аппаратуру «Колба» и ПАР-6 получила и 45-я авиадивизия АДД, в состав которой входил 746-й авиаполк.

Радионавигационное оборудование обеспечивало взлет и посадку бомбардировщиков Пе-8, сбор авиационных подразделений самолетов в воздухе в группу, выходы на коридоры в районе фронта и на маршруты, также выполняла контроль за выдерживанием заданных маршрутов полета, выводы машин Пе-8 на цели и привод их на свой аэродром.

Радиооборудование тяжелого четырехмоторного бомбардировщика Пе-8 (ТБ-7) состояло из радиостанции ближнего действия типа РСБ, размещенной в кабине штурмана; радиостанции дальнего действия с выпускной антенной, управляемой лебедкой из кабины радиста; радиополукомпаса типа «Чайка-1». Рамка антенны радиополукомпаса, заключенная в обтекатель, располагалась под передней частью фюзеляжа, а пульт управления находился в кабине штурмана. Для внутрисамолетных переговоров имелась станция СПУ. Радиополукомпас «Чайка-1» – это радионавигационная система длинноволнового диапазона, которая была предназначена для определения координат самолета.

Во всей бортовой и наземной радиоаппаратуре и особенностях ее функционирования должен был хорошо разбираться заместитель штурмана полка по радионавигации.

Боевая работа инструктора и заместителя штурмана полка по радионавигации

За время войны вначале в звании старшего лейтенанта-инженера, а затем гвардии инженера-капитана В.И.Попрыкин привел на свой аэродром методом радиопеленгации 37 самолетов, возвращавшихся после бомбардировки объектов в глубоком тылу противника и потерявших ориентировку, обеспечил средствами радионавигации и ЗОС около 1500 ночных самолетовылетов, подготовил по радионавигации 42 штурмана корабля. Сам лично совершил 9 боевых вылетов с целью подготовки штурманов Пе-8 к работе с бортовой радиоаппаратурой во время выполнения боевого задания.

За годы войны гвардии инженер-капитан Василий Попрыкин был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени  и медалями, в частности, «За боевые заслуги».

Однако временами не все успешно проходило в полку, когда самолеты вылетали на боевое задание. Так в ночь с 22 на 23 апреля 1942 г. для нанесения бомбового удара по городу Старая Русса вылетел бомбардировщик Пе-8 (№ 4218), командиром экипажа был майор Николай Пахомчик, штурманом майор Павел Томкевич. При возвращении на аэродром базирования в Кратово штурман П.Томкевич потерял ориентировку и восстановить ее не смог.

Как было указано в приказе по 746-му авиаполку, «…майор П.Томкевич не умеет одновременно применять навигацию по компасу и радионавигацию. Не использует средства ЗОС для выхода на свой аэродром. Воздушный стрелок-радист старшина Г.Дискант не твердо знал порядок раскодирования пеленгов, в результате полученный с земли кодировочный пункт принял за пеленг, а пеленг за время. По пеленгам самолет был выведен к аэродрому Чкаловский, где произвел вынужденную посадку в 4часа 35 минут 23.04.1942 г., пробыв в воздухе 7 часов 30 минут». На штурмана и воздушного стрелка-радиста были наложены дисциплинарные взыскания.

Необходимо сказать, что на работоспособность экипажей бомбардировщиков Пе-8 при возвращении сказывалась не только усталость от длительного полета, но и также тот фактор, что на высоте свыше 5 тыс. метров длительное время приходилось дышать кислородом. Для длительных высотных полетов на Пе-8 был предусмотрен запас кислорода: 20 восьмилитровых баллонов, 4 четырехлитровых и 2 переносных двухлитровых.

Послесловие

В конце Великой Отечественной войны гвардии инженер-капитан Василий Иванович Попрыкин был назначен заместителем  штурмана 25-го Гвардейского Орловского тяжелобомбардировочного авиаполка (так с осени 1944 г. стал обозначаться 746-й АП) по радионавигации.

После Великой Отечественной войны В.Попрыкин продолжил службу в дальнебомбардировочной авиации, участвовал в испытаниях новых типов самолетов, в том числе первого отечественного стратегического бомбардировщика Ту-4, за успешное выполнение заданий командования в послевоенное время Василий Попрыкин был награжден орденом Красного Знамени. В 50-е годы в звании инженера-полковника он вышел в отставку.

Юрий Пономарев

 

Фото из архива 746-го АП