Незаменимый помощник командира стратегического тяжелого бомбардировщика Пе-8 – второй летчик

 

Пока мы помним, они живы. Почти всю войну гвардии капитан Александр Сердюков пролетал вторым летчиком на бомбардировщике Пе-8, а под конец войны стал командиром экипажа бомбардировщика Б-25 Митчелл

Четыре успешных боевых вылета старшего лейтенанта Сердюкова в 1941 г.

Кадровый военный летчик лейтенант Александр Сергеевич Сердюков перед началом Великой Отечественной войны служил в 14-ом тяжелом бомбардировочном авиационном полку (тбап), на вооружении которого находились тяжелые четырехмоторные бомбардировщики ТБ-3. В апреле 1941 г. Александру Сердюкову исполнилось 34 года. Авиаполк базировался под Борисполем на Украине. В мае 1940 г. на вооружение 14-го тбап поступили первые шесть бомбардировщиков ТБ-7 (Пе-8). На вооружении 1-й и 3-й эскадрилий оставались машины ТБ-3. Осенью 1940 г. летный состав 2-й авиаэскадрильи (АЭ) 14-го тбап приступил к ознакомительным полетам на машинах ТБ-7. В декабре 1940 г. полеты были прекращены и лишь в конце весны 1941 г. возобновились. К июню 1941 г. по данным Наркомата обороны СССР в 14-м тбап находилось 9 машин ТБ-7 (Пе-8). В первые дни Великой Отечественной войны несколько бомбардировщиков Пе-8 были уничтожены при налете на аэродром под Борисполем немецких самолетов.

Остатки авиаполка были перебазированы в Казань. Александра Сердюкова переводят в 433-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк, который  начал формироваться на аэродроме Казани на основании приказа Наркомата обороны (НКО) СССР № 0052 от 15 июля 1941 г.

Однако в июле 1941 г. старшего лейтенанта А.Сердюкова направляют в 4-й бомбардировочный авиаполк в качестве командира экипажа дальнего бомбардировщика Ил-4. С 1940 г. по март 1942 г. 4-й бомбардировочный авиаполк входил в состав Дальней бомбардировочной авиации. До конца 1941 г. Александр Сергеевич совершил 4 боевых вылета днем на бомбардировщике Ил-4. Пятого боевого вылета не состоялось: бомбардировщик Ил-4, который он пилотировал, попал в аварию. А.Сердюкова получил ранения и его отправили в госпиталь на лечение. После излечения в военном госпитале летом 1942 г. Сердюкова откомандировывают для прохождения службы в 746-й бомбардировочный авиаполк, который базировался на аэродроме ЛИИ в Кратово. В августе 1942 г. старший лейтенант А.Сердюков приступил к полетам в качестве второго летчика на самолете Пе-8 в составе экипажа капитана Леонида Васильевича Сумцова.

В экипаже Пе-8 капитана Леонида Сумцова

В 1942 г. и в начале 1943 г. Пе-8 под командованием капитана Л.Сумцова летал бомбить помимо военных объектов на захваченной противником советской территории, летал бомбить объекты в глубоком тылу противника: в Варшаве, Штольце, Кенигсберге и других городов на территории Третьего рейха.

Летом-осенью 1942 г. два полка (746-й и 890-й) 45-й авиадивизии (АД) Авиации дальнего действия (АДД), базировавшиеся на аэродроме ЛИИ, оказывали поддержку нашим обороняющимся частям в районе Сталинграда. Бомбардировщики Пе-8 из 746-го АП летали с аэродрома ЛИИ на боевые задания только ночью. Ночные бомбовые удары наносили противнику значительные материальные потери и оказывали большое психологическое воздействие на личный состав немецко-фашистских войск, стремящихся захватить город на Волге.

Помимо Сталинграда экипажи бомбардировщиков Пе-8 746-го АП под командованием капитанов Василия Обухова, Леонида Сумцова, Арсения Чурилина, Михаила Симонова, Степана Макаренко и др. летали на задания в районы Брянска, Орла, Сещи, Смоленска, Харькова, Полтавы и др. Также летали для нанесения бомбовых ударов в глубокий тыл противника: города Данциг, Кенигсберг, Тильзит, Варшава.

В преддверии контрнаступления под Сталинградом полки 45-й авиадивизии стали «обрабатывать» цели в полосе Юго-Западного фронта, которому предстояло наносить главный удар по немецко-фашистским войскам. Ночью бомбардировкам подвергались также железнодорожные узлы Миллерово и Лихая, Обливская, станции Острогожск, Богучар, Чертково, аэродромы Тацинская и Обливская.

В начале ноября – в декабре 1942 г. советские войска перешли в контрнаступление в районе Сталинграда. С началом контрнаступления и после окружения войск противника в районе Сталинграда действия АДД были направлены на пресечении работы «воздушного моста» немецкой транспортной авиации и срыв попыток прорыва внешнего и внутреннего колец окружения, созданного войсками Сталинградского и Юго-Западного фронтов. Для этого самолеты 45-й АД и других частей АДД бомбардировали железнодорожную станцию Тацинская и располагавшийся вблизи нее аэродром и железнодорожная станция Морозовск, аэродром Обливская.

Также группы дальних бомбардировщиков ВВС Красной армии стали наносить бомбовые удары по оперативным резервам немецко-фашистских войск, аэродромам и складам противника и др.

Согласно сводкам штаба 45-ой АД, 746-й авиаполк в течение 1942 г. произвел 620 ночных самолето-вылетов с боевым налетом 2699 часов 29 минут и сбросил 1829 т фугасных и зажигательных бомб и 42,7 тыс. экземпляров листовок.

За участие в боевых заданиях по обороне и по разгрому группировки противника в районе Сталинграда в период с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 г. большая группа летного состава (более 300 человек) АДД ВВС Красной армии, в том числе военнослужащих 746-го АП, была награждена в конце 1942 г. – начале 1943 г. орденами и медалями.

В декабре 1942 г. Александр Сердюков был награжден медалью «За оборону Сталинграда», а в марте 1943 г. капитана Сердюкова наградили орденом Красного Знамени.

В экипаже Героя Советского Союза, майора Арсения Чурилина

Весной 1943 г. капитан А.Сердюков был переведен вторым летчиком в экипаж вначале капитана, а затем майора Арсения Павловича Чурилина, которому в марте 1943 г. было присвоено звание Героя Советского Союза.

В составе экипажа самолета Пе-8 (№ 42077) Александр Сердюков принимал участие в бомбардировках объектов и войск противника под Орлом и Курском, четыре раза вылетал на помощь Ленинградскому фронту, в том числе один вылет был на бомбардировку столицы Восточной Пруссии – город Кенигсберг, а также участвовал в выполнении специального задания по выброске десанта и грузов над территорией Венгрии.

27 апреля 1943 г. экипажам двух самолетов Пе-8 была поставлена боевая задача – нанести бомбовый удар по Кенигсбергу. Были выбраны два наиболее опытных экипажа: Пе-8 (№ 42077) майора Арсения Чурилина и Пе-8 (№ 42088) майора Николая Ищенко. В донесении штаба 746-го АП записано, что «в ночь на 28 апреля 1943 г. во время бомбардировки города Кенигсберга, который имел мощную систему противовоздушной обороны, прямым попаданием зенитного снаряда был поврежден третий двигатель у самолета майора А.Чурилина. Была повреждена магистраль подачи масла. Третий двигатель заклинил. На обратном пути летели на трех работающих мотора. По пути заглох и еще один мотор. Вернулись на свой аэродром и благополучно совершили посадку на двух работающих моторах».

Необходимо сказать, что бомбардировщик под командованием майора А.Чурилина трижды производил успешные посадки на аэродром ЛИИ в Кратово при отказе одного из мотора по причине отказа во время боевого вылета. Приходилось возвращаться с маршрута, если не успели пересечь линию фронта. Командиру корабля и второму летчику приходилось проявлять большое мастерство и самообладание, чтобы посадить тяжелую машину с полным грузом бомб на свой аэродром.

Несколько раз экипажу Пе-8 (№ 42077) поручалось очень ответственное и опасное задание: они были осветителем цели, и благодаря хорошему подсвету другие экипажи Пе-8 поражали цели. В сентябре 1943 г. за успешное выполнение боевых заданий Александр Сергеевич был удостоен ордена Отечественной войны 2-й степени.

22 октября 1943 г. самолет Пе-8 (№ 42077) гвардии майора А.Чурилина после выполнения боевого задания по бомбардировке железнодорожного узла Знаменка на Украине совершил аварийную посадку в расположении 732-го зенитно-артиллерийского полка ПВО, который охранял небо Тулы. С 1942 г. личный состав полка в основном состоял из женщин. Как сказано в боевом донесении: «…В 17.30 самолет с выключенными моторами врезался в хозяйственные постройки 732 ЗАП, возник пожар. В результате пожара погибли 6 бойцов, 6 лошадей, сгорела конюшня, столовая полка, автомашина. Самолет разбит и сгорел. Экипаж самолета не пострадал и прибыл в часть».

Послесловие

В конце войны гвардии капитан А.Сердюков летал самостоятельно в должности командира корабля на американском бомбардировщике среднего радиуса действий марки Б-25 Митчелл. Двухмоторные пятиместные машины Б-25 СССР получал из США по ленд-лиз в годы войны. Всего за период Великой Отечественной войны он совершил 122 боевых вылетов.

Второго ордена Красного Знамени гвардии капитан Сердюков был удостоен после Победы в июле 1945 г. После Великой Отечественной войны Сердюков продолжил службу в дальнебомбардировочной авиации, участвовал в испытаниях новых типов самолетов, в том числе первого отечественного стратегического бомбардировщика Ту-4. В 1947 г. за успешное выполнение заданий командования Сердюков был награжден орденом Красная Звезда, а в 1953г. – орденом Красного Знамени. В отставку Александр Сергеевич ушел в звании подполковника в конце 50-х годов.

Юрий Пономарев

 

Фото из архива 746-го АП