Военное небо штурмана гвардии майора Василия Рогозина

Пока мы помним, они живы. 80 лет назад 22 июня 1941 г. штурман бомбардировочной авиации Василий Рогозин полетел защищать Родину. Для него война растянулась на 1418 дней и ночей

Служба в бомбардировочной авиации до июня 1941 г.

Кадровый военный, призванный в Красную армию в августе 1931 г., штурман Василий Григорьевич Рогозин получил первый боевой опыт во время советско-финляндской войны 1939-1940 гг. До Великой Отечественной войны он летал в качестве штурмана на бомбардировщиках ТБ-3, СБ, ДБ-3Ф. Вначале его направили служить в 21-ый запасной бомбардировочный авиаполк (ЗАП) в Приволжском военном округе, а затем в 221-й дальний бомбардировочный АП 48-й авиадивизии Орловского военного округа.

Необходимо сказать, что Орловский военный округ (ОрВО) – это оперативно-стратегическое территориальное объединение в РККА вначале вооруженных сил РСФСР, а затем СССР, которое существовало в периоды с 1918 г. по 1922 г., затем с 1938 г. по 1941 г. и с 1943 г. по 1945 г. Управление (штаб) ОрВО находилось в городах Орел и Воронеж.

221-й дальний бомбардировочный авиационный полк (дбап) был сформирован в начале 1941 г. на основании постановления Совета народных комиссаров (СНК) СССР №2665-977сс от 5 ноября 1940 г. 221-й АП базировался на аэродроме города Щигры Курской области, кстати, стоит сказать, что Василий Рогозин – уроженец Курской области. Он родился 25 декабря 1908 г. в селе Голубино, Ново-Оскольского района, Курской области.

Начало войны

С первых дней Великой Отечественной войны 221-й дбап принимал участие вначале в поддержке с воздуха пограничных сражений, а затем по мере отступления советских войск на территории Украины. Силами 221-го дбап и других дальних бомбардировочных полков, на вооружении которых находились двухмоторные бомбардировщики ДБ-3Ф (Ил-4), наносились бомбовые удары по наступающим частям вермахта. 16 июля 221-й АП сбрасывал бомбы на колонны сухопутных частей вермахта в районе города Новоград-Волынский, 17 июля – по войскам противника в районе Житомира – Сквира, 27 июля – севернее Смоленска.

Огромные потери во фронтовой авиации, понесенные советскими авиационными частями в первые дни войны на приграничных аэродромах, заставили использовать дальние бомбардировщики ДБ-3Ф в качестве бомбардировщиков фронтовой авиации. Машины ДБ-3Ф наносили бомбовые удары по колоннам и переправам наступавших сухопутных частей вермахта. Часто боевые задания выполнялись днем без истребительного прикрытия на высотах, редко превышавших 2–3 тыс. метров. Потери от применения самолетов ДБ-3Ф в качестве фронтовых бомбардировщиков были очень большие.

В конце лета 1941 г. остатки 221-го АП были выведены в тыл. 21 августа 1941 г. на основании приказа Наркомата обороны № 0064 от 13 августа 1941 г. 221-й дальний бомбардировочный авиационный полк расформировали.

Василий Рогозин продолжил участвовать в боевых действиях осенью 1941 г. во время наступления немецко-фашистских войск на Москву. В октябре 1941 г. его направляют в 579-й дальний бомбардировочный авиаполк, который находился в стадии формирования. Авиаполк формировался в Подмосковье. В начале декабря 1941 г. во время контрнаступления под Москвой 579-й авиаполк (АП) был переименован в 751-й дальний бомбардировочный авиаполк (дбап), который вооружили самолетами ДБ-3Ф. В 751-ом АП Авиации дальнего действия (с марта 1942 г.), базировавшемся с декабря 1941 г. по июнь 1942 г. на аэродроме ЛИИ в Кратово, капитан Рогозин служил в качестве штурмана бомбардировщика ДБ-3Ф.

В начале июня 1942 г. капитана В.Рогозина переводят в 746-й авиаполк Авиации дальнего действия (АДД). На принятие такого решения командования АДД сказалось наличие у Василия Григорьевича большого боевого опыта: он совершил к этому времени 10 успешных вылетов на боевые задания днем и 30 ночью, и необходимостью восполнить боевые и небоевые потери в 746-м АП.

В 746-ом АП капитана В.Рогозина назначают на должность штурмана эскадрильи и вводят штурманом в экипаж бомбардировщика Пе-8, командиром которого был старший лейтенант Николай Ищенко – будущий Герой Советского Союза. В июне 1942 г. капитана Василия Рогозина за успешное выполнение заданий командования награждают орденом Красного Знамени.

Служба в 746-ом авиаполку

Из боевого донесения штаба полка: «В ночь с 9 на 10 июля 1942 г. бомбардировщик Пе-8 (№ 4227, выпущенный в 1940 г.), под командованием старшего лейтенанта Н.Ищенко при возвращении после выполнения боевого задания по бомбардировке аэродрома противника в г. Орша, совершил вынужденную посадку лес в районе железнодорожной станции Раменское. Самолет летел на одном четвертом моторе, так как в результате повреждения бензомагистрали огнем зенитной артиллерии противника над целью стали выходить из строя двигатели. При вынужденной посадке самолет был разбит. Второй летчик старший лейтенант Алексей Дмитриевич Хорошилов, старший борттехник инженер-капитан Владимир Афанасьевич Громов и воздушный стрелок старший сержант Петр Васильевич Костин были ранены. Остальные члены экипажа бомбардировщика получили незначительные ушибы».

...9 февраля 1943 г. самолет Пе-8 (№ 42107) был сбит своим же истребителем в небе Подмосковья. На этот раз четырехмоторный тяжелый бомбардировщик Пе-8 (№ 42107) из состава 746-го АП с экипажем из 12 человек вылетел не с базового аэродрома в Кратово, а с аэродрома в г. Ковров Ивановской области для нанесения бомбового удара по железнодорожному узлу противника в Дно Псковской области.

Согласно донесению по части, "в 16.35 9 февраля 1943 г. воздушный корабль Пе-8 (42107) несла 4 т бомб. Командовал кораблем заместитель командира 1-й авиаэскадрильи (АЭ) 746-го АП капитан Николай Ищенко. Согласно техдокументации, самолет Пе-8 (№ 42107) был выпущен заводом № 22 1.7.1942 г., с момента выпуска имел налет 302 ч. 29 м., посадок -- 78. Моторы АМ-35А с момента установки на самолет наработали 39 часов.

Вновь процитирую официальный документ -- "Технический акт" комиссии, которую возглавилкомандир 746-го АП подполковник Николай Егоров: "После 34 минут полета, на высоте 3100 метров у аэродрома Дядьково, корабль был атакован и обстрелян истребителем Як-7, который пилотировал пилот 183-го истребительного авиационного полка (ИА) сержант И.Щелоков. Сержант И.Щелоков дал по кораблю две очереди с дистанции около 800 метров, выпустив 280 пуль "БС" и 30 снарядов ШВАК. От обстрела корабль моментально загорелся, бензобаки правой плоскости начали взрываться. Командир корабля капитан Н.Ищенко дал команду: "Покинуть самолет".

Благополучно приземлились на парашютах 11 членов экипажа. Кроме одного. Нигде не был обнаружен командир 1-й АЭ майор Григорий Бойченко, которого капитан Н.Ищенко перед покиданием машины видел стоящим на сидении второго летчика, расположенного сзади сиденья командира корабля. Тело майора Г.Бойченко нашел местный житель через год в лесу.

Жаркое лето 1943 г.

Спасшийся на парашюте 9 февраля капитан Василий Рогозин вновь начал летать на боевые задания в начале марта 1943 г. на бомбардировщике Пе-8 в составе экипажа капитана Анатолия Перегудова. После получения с Казанского авиазавода новой машины Пе-8 (№ 42059 построена весной 1943 г.) Рогозин возвращается в экипаж, которым командует капитан Н.Ищенко.

В 1943 г. экипаж под командованием Н.Ищенко дважды выполнил особо важных задания: сброс на объекты противника авиабомбы ФАБ-5000. ФАБ-5000 была создана для бомбардировок крупных скоплений войск, разрушения стратегических объектов и крупных железных узлов. Авиабомба ФАБ-5000 (предел грузоподъемности самолета Пе-8) была длиной вместе со стабилизатором 5,2 м, диаметр ее – около одного метра, общая масса – 5,4 т, масса взрывчатого вещества – 3,2 т. ФАБ-5000 полностью не помещалась в бомбовом отсеке Пе-8, поэтому полет до цели проходил с приоткрытыми створками люка. Всего из поступивших на склады 45-й АД восемнадцати штук ФАБ-5000 по объектам противника применили 13 авиабомб, одна была использована при испытаниях.

Первый сброс бомбы ФАБ-5000 экипаж Н.Ищенко произвел с высоты 3250 м в ночь с 27 на 28 мая 1943 г. на войска вермахта, расположенные в Могилеве. Второй сброс ФАБ-5000 экипаж машины Пе-8 (№ 42059) осуществил в ночь 11 на 12 июля с высоты около 3 тыс. м на позиции противника в районе переднего края на Курской дуге. Всего в июне 1943 г. в районе переднего края на укрепления немецко-фашистских войск было сброшено две авиабомбы массой 5 т (экипажи капитана Н.Ищенко и майора М.Каминского). Больше ФАБ-5000 решили не сбрасывать в районе переднего края, так как была большая вероятность поражения позиций советских частей несмотря на хорошо налаженную связь с наземными войсками и светонаведение с земли.

Шесть раз с 13 по 20 июля 1943 г. самолеты 746-го авиаполка вылетали на бомбардировку объектов в районе Курской дуги. За шесть летных дней было совершено 45 самолетовылетов и сброшено на объекты противника суммарно 210 т бомб разного калибра. По количеству вылетов на боевое задание первое место в полку было за экипажем под командованием майора Н.Ищенко.

В июне 1943 г. уже ставший к этому времени майором Василий Рогозин был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. За проявленную отвагу в боях с немецко-фашистскими захватчиками, за стойкость, дисциплину и организованность, за героизм личного состава приказом Наркомата обороны СССР № 274 от 18 сентября 1943 г. 746-й АП АДД был преобразован в 25-й Гвардейский авиационный полк авиации дальнего действия.

Новая должность – штурман 362-го авиаполка

В начале 1944 г. был сформирован 362-ой авиаполк на базе четырех экипажей бомбардировщиков Пе-8, выведенных из состава 25-го Гвардейского АП АДД и 890-го АП АДД. Авиаполк формировался с февраля по май 1944 г. на аэродроме ЛИИ в Кратово. Командиром авиаполка был назначен подполковник Николай Николаевич Илюхин. Весной 1944 г. имевшиеся в 362-ом АП 4 самолета Пе-8 были возвращены в свои первоначальные части, а полк начал принимать на вооружение американские бомбардировщики среднего радиуса действий В-25 «Митчелл» модификаций D-30, В-35, J, поставляемые в СССР по ленд-лизу.

362-й АП принимал участие в Рижской операции (с 14 сентября по 22 октября 1944 г.) и Таллиннской операции (с 17 сентября по 26 сентября 1944 г.). Приказом НКО № 0353 от 31 октября 1944 года на основании Приказа ВГК № 196 от 13 октября 1944 года 362-му авиационному полку Дальнего Действия присвоено почетное наименование «Рижский».

В 362-ом АП штурман полка гвардии майор Василий Рогозин летал в экипаже старшего лейтенанта Лахно, также летал в экипаже командира АП подполковника Николая Илюхина

На бомбардировщике Б-25 гвардии майор В.Рогозин участвовал в бомбардировке дальних целей в глубоком тылу противника: военных объектов в Будапеште, Дебрецене, Почечене. Риге, Таллинне. Одновременно готовил молодых штурманов. На завершающем этапе войны подготовил около 20 штурманов. В ноябре 1944 г. Рогозин был награжден вторым орденом Красного Знамени. К ноябрю 1944 г. он совершил 130 боевых вылетов.

Летом 1944 г. 362-ой авиаполк перебазировался из Кратово вначале на аэродром Олсуфьево (Брянская обл.), а затем в Балбасово (Витебская обл.). Там ветеран авиаполка гвардии майор Василий Рогозин встретил День Победы 9 мая 1945 г. После войны он продолжил службу в ВВС Красной армии. Демобилизовался из Вооруженных сил СССР Василий Григорьевич Рогозин в ноябре 1954 г. в звании подполковника.

 

Юрий Пономарев

Фото из архива 746-го авиаполка