Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
...9 февраля 1943 г. самолет Пе-8 (№ 42107) был сбит своим же истребителем в небе Подмосковья. На этот раз четырехмоторный тяжелый бомбардировщик Пе-8 (№ 42107) из состава 746-го АП с экипажем из 12 человек вылетел не с базового аэродрома в Кратово, а с аэродрома в г. Ковров Ивановской области для нанесения бомбового удара по железнодорожному узлу противника в Дно Псковской области.
Согласно донесению по части, "в 16.35 9 февраля 1943 г. воздушный корабль Пе-8 (42107) несла 4 т бомб. Командовал кораблем заместитель командира 1-й авиаэскадрильи (АЭ) 746-го АП капитан Николай Ищенко. Согласно техдокументации, самолет Пе-8 (№ 42107) был выпущен заводом № 22 1.7.1942 г., с момента выпуска имел налет 302 ч. 29 м., посадок -- 78. Моторы АМ-35А с момента установки на самолет наработали 39 часов.
Вновь процитирую официальный документ -- "Технический акт" комиссии, которую возглавилкомандир 746-го АП подполковник Николай Егоров: "После 34 минут полета, на высоте 3100 метров у аэродрома Дядьково, корабль был атакован и обстрелян истребителем Як-7, который пилотировал пилот 183-го истребительного авиационного полка (ИА) сержант И.Щелоков. Сержант И.Щелоков дал по кораблю две очереди с дистанции около 800 метров, выпустив 280 пуль "БС" и 30 снарядов ШВАК. От обстрела корабль моментально загорелся, бензобаки правой плоскости начали взрываться. Командир корабля капитан Н.Ищенко дал команду: "Покинуть самолет".
Благополучно приземлились на парашютах 11 членов экипажа. Кроме одного. Нигде не был обнаружен командир 1-й АЭ майор Григорий Бойченко, которого капитан Н.Ищенко перед покиданием машины видел стоящим на сидении второго летчика, расположенного сзади сиденья командира корабля. Тело майора Г.Бойченко нашел местный житель через год в лесу.
Жаркое лето 1943 г.
Спасшийся на парашюте 9 февраля капитан Василий Рогозин вновь начал летать на боевые задания в начале марта 1943 г. на бомбардировщике Пе-8 в составе экипажа капитана Анатолия Перегудова. После получения с Казанского авиазавода новой машины Пе-8 (№ 42059 построена весной 1943 г.) Рогозин возвращается в экипаж, которым командует капитан Н.Ищенко.
В 1943 г. экипаж под командованием Н.Ищенко дважды выполнил особо важных задания: сброс на объекты противника авиабомбы ФАБ-5000. ФАБ-5000 была создана для бомбардировок крупных скоплений войск, разрушения стратегических объектов и крупных железных узлов. Авиабомба ФАБ-5000 (предел грузоподъемности самолета Пе-8) была длиной вместе со стабилизатором 5,2 м, диаметр ее – около одного метра, общая масса – 5,4 т, масса взрывчатого вещества – 3,2 т. ФАБ-5000 полностью не помещалась в бомбовом отсеке Пе-8, поэтому полет до цели проходил с приоткрытыми створками люка. Всего из поступивших на склады 45-й АД восемнадцати штук ФАБ-5000 по объектам противника применили 13 авиабомб, одна была использована при испытаниях.
Первый сброс бомбы ФАБ-5000 экипаж Н.Ищенко произвел с высоты 3250 м в ночь с 27 на 28 мая 1943 г. на войска вермахта, расположенные в Могилеве. Второй сброс ФАБ-5000 экипаж машины Пе-8 (№ 42059) осуществил в ночь 11 на 12 июля с высоты около 3 тыс. м на позиции противника в районе переднего края на Курской дуге. Всего в июне 1943 г. в районе переднего края на укрепления немецко-фашистских войск было сброшено две авиабомбы массой 5 т (экипажи капитана Н.Ищенко и майора М.Каминского). Больше ФАБ-5000 решили не сбрасывать в районе переднего края, так как была большая вероятность поражения позиций советских частей несмотря на хорошо налаженную связь с наземными войсками и светонаведение с земли.
Шесть раз с 13 по 20 июля 1943 г. самолеты 746-го авиаполка вылетали на бомбардировку объектов в районе Курской дуги. За шесть летных дней было совершено 45 самолетовылетов и сброшено на объекты противника суммарно 210 т бомб разного калибра. По количеству вылетов на боевое задание первое место в полку было за экипажем под командованием майора Н.Ищенко.
Новая должность – штурман 362-го авиаполка
В начале 1944 г. был сформирован 362-ой авиаполк на базе четырех экипажей бомбардировщиков Пе-8, выведенных из состава 25-го Гвардейского АП АДД и 890-го АП АДД. Авиаполк формировался с февраля по май 1944 г. на аэродроме ЛИИ в Кратово. Командиром авиаполка был назначен подполковник Николай Николаевич Илюхин. Весной 1944 г. имевшиеся в 362-ом АП 4 самолета Пе-8 были возвращены в свои первоначальные части, а полк начал принимать на вооружение американские бомбардировщики среднего радиуса действий В-25 «Митчелл» модификаций D-30, В-35, J, поставляемые в СССР по ленд-лизу.
В 362-ом АП штурман полка гвардии майор Василий Рогозин летал в экипаже старшего лейтенанта Лахно, также летал в экипаже командира АП подполковника Николая Илюхина
На бомбардировщике Б-25 гвардии майор В.Рогозин участвовал в бомбардировке дальних целей в глубоком тылу противника: военных объектов в Будапеште, Дебрецене, Почечене. Риге, Таллинне. Одновременно готовил молодых штурманов. На завершающем этапе войны подготовил около 20 штурманов. В ноябре 1944 г. Рогозин был награжден вторым орденом Красного Знамени. К ноябрю 1944 г. он совершил 130 боевых вылетов.
Летом 1944 г. 362-ой авиаполк перебазировался из Кратово вначале на аэродром Олсуфьево (Брянская обл.), а затем в Балбасово (Витебская обл.). Там ветеран авиаполка гвардии майор Василий Рогозин встретил День Победы 9 мая 1945 г. После войны он продолжил службу в ВВС Красной армии. Демобилизовался из Вооруженных сил СССР Василий Григорьевич Рогозин в ноябре 1954 г. в звании подполковника.
Юрий Пономарев
Фото из архива 746-го авиаполка