Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Пока мы помним, они живы
Воздушный стрелок бомбардировщика Пе-8, гвардии старшина Петр Костин прошел всю войну с первого дня до последнего и погиб при исполнении служебных обязанностей в сентябре 1945 г.
Полет на Британские острова и обратно
В Красную армию Петр Васильевич Костин, родившийся в 1913 г., был призван в 1939 г. Службу проходил в ВВС Красной армии. С началом Великой Отечественной войны воздушного стрелка сержанта Костина направляют в действующую армию. Назначение в 746-й бомбардировочный авиаполк он получил в январе 1942 г. Как хорошо подготовленный воздушный стрелок Костин был включен в апреле 1942 г. в экипаж тяжелого бомбардировщика Пе-8 (№ 4215), которым командовал один из лучших летчиков авиаполка майор Сергей Асямов. К апрелю 1942 г. майор Сергей Александрович Асямов, в мирной жизни служивший в Полярной авиации, совершил более 50 боевых вылетов.
В конце апреля 1942 г. с целью проверки возможности доставки советской правительственной делегации во главе с наркомом иностранных дел Вячеславом Молотовым в Англию на бомбардировщике Пе-8 через линию фронта командующим Авиации дальнего действия (АДД) генерал-лейтенантом Александром Головановым был послан на Британские острова лучший экипаж 746-го авиаполка 45-й авиадивизии АДД. Экипажем Пе-8 (№ 42076) командовал майор С.Асямов. На всякий случай готовился и запасной самолет Пе-8 (№ 4221) с экипажем под командованием капитана Э.Пусэпа.
...26 апреля майор С.Асямов и капитан Э.Пусэп доложили командиру 45-й авиадивизии полковнику В.Лебедеву о готовности к полету своих экипажей. 28 апреля майору С.Асямову был отдан приказ вылетать вечером. Полковник Викторин Лебедев назначил капитана Э.Пусэпа вторым летчиком в вылетающий в Англию экипаж. К вылету на аэродром ЛИИ в Кратово прибыли пассажиры – четыре человека, среди которых был переводчик-стенографист В.Н.Павлов из Народного комиссариата иностранных дел СССР.
В состав экипажа машины Пе-8 (№ 42076) кроме второго пилота капитана Энделя Пусэпа вошли капитаны Сергей Романов и Александр Штепенко, старший борттехник, инженер-капитан Федор Масюк, борттехник, инженер-капитан Александр Золотарев, стрелок-радист, техник-лейтенант Вениамин Кузьмичев, его заместитель воздушный стрелок-радист, младший лейтенант Сергей Муханов воздушные стрелки старший сержант Иван Дерюгин (старший стрелок), старший сержант Дмитрий Кожин, сержант Петр Костин и др. К апрелю 1942 г. сержант Костин совершил более 20 боевых вылетов. В феврале 1942 г. за выполнение 13 успешных боевых вылетов он и был награжден медалью «За отвагу».
Как впоследствии вспоминал о полете в Англию в своей книге «Тревожное небо» Э.Пусэп, «…погода 28 апреля стояла по-настоящему осенняя: по низкому небу мчались мрачные стаи облаков, временами моросил дождь. К вечеру небо сделалось тусклым, свинцовым».
Самолет благополучно взлетел с аэродрома в Кратово и через некоторое время преодолел линию фронта и взял курс на Балтику. Полет над Балтийским морем проходил ночью почти вслепую на высоте около 7,5 тыс. метров.
Летели над Балтийским морем, Швецией, Норвегией, Данией, Северным морем до Шотландии (Данди) почти постоянно на высоте свыше 7 тыс. метров. Бомбардировщик Пе-8 под командованием майора С.Асямова после семи часов нахождения в воздухе приземлился утром в четверг 29 апреля на аэродроме Тилинг (Северная Шотландия), расположенном недалеко от городка Данди, крупной базы ВМФ Великобритании в годы Второй мировой войны. Сильный попутный ветер нарушил расчеты штурманов, и самолет прибыл к побережью Шотландии на два часа раньше, чем предполагалось.
30 апреля после осмотра английских самолетов на аэродроме в Ист-Форчуне (Шотландия) транспортный самолет DH 95 «Фламинго» ВВС Великобритании, на котором летел майор С.Асямов, потерпел катастрофу в районе Йоркшира. Погибли четыре члена экипажа, три советских военнослужащих из дипмиссии и два сопровождающих английских офицера. Машина Пе-8 вернулась в СССР без командира. На месте второго пилота сидел капитан С.Романов, который имел навыки пилотирования.
Как написал в своих воспоминаниях Э.Пусэп, обратный путь машина летела по тому же маршруту, что и в Англию. «До линии фронта остается совсем немного, километров сто, минут двенадцать – пятнадцать полета.
– Сзади нас нагоняет истребитель, – докладывает густым басом из центральной башни пушкарь Кожин.
«Начинается», – думаю я с досадой и, нажав на штурвал, увеличиваю скорость. Если уж драться, то над своими. Дома и стены помогают.
– Не подпускать, открыть предупредительный огонь! – даю команду.
Тут же корабль охватывает дрожь – значит заработали пулеметы и пушки.
– Вот зар-р-раза, чуть не убил, – возмущается Штепенко, – шуганул мне прямо под пятку. Я не сразу сообразил, под какую пятку. Позже выяснилось, что снаряд из пушки вражеского истребителя ударил под пятку антенной рамки радиокомпаса. Ну, это беда не так уж и велика. Прибавив еще скорость, проскакиваем через линию фронта. Вздыхаю с облегчением – летим над своими».
Вот как обратный путь домой был отражен в боевом донесении штаба 746-го АП: «В 22 час 05 мин 1.5.42 г. самолет вылетел в обратный рейс. Полет был произведен на высоте 6000 - 8000 метров. В 5 час 40 мин 2.5. 1942 г., в 30 км западнее Калинин, самолет был атакован одномоторным истребителем, по силуэту самолет был не наш. Истребитель производил атаки с дальних дистанций – до 2 км. Произвел 5-6 атак с задней полусферы, на высоте 4500 метров.
Прямым попаданием снаряда калибра 20 мм пробита рамка радиокомпаса РПК-2. Наш самолет на повышенной скорости со снижением ушел от атак истребителя.
Воздушные стрелки кормовой и подшассийной вели огонь по истребителю. Севернее города Калинина истребитель прекратил преследование нашего самолета.
В 7 час 05 мин 2.5.1942 г. экипаж произвел посадку на аэродроме Раменское».
После возвращения самолета из проверочного полета в Англию сержант Костин был переведен в экипаж майора Николая Ищенко будущего Героя Советского Союза, в котором он летал на боевые задания с 1942 г. по 1944 г. В декабре 1942 г. старшего сержанта Костина наградили первым орденом Красной Звезды.
Боевая работа в годы войны
Всего за четыре года войны гвардии старшина Петр Костин совершил 122 боевых вылета. В 1942 г. он участвовал в выполнении бомбовых ударов по дальним целям: Варшаве, Кенигсбергу и Тильзиту, в 1943 г. – по Бресту и Варшаве, в 1944 г. – по Констанце и Хельсинки. В мае 1945 г. Петр Васильевич был награжден вторым орденом Красная Звезда.
В военной биографии Петра Костина есть один трагический эпизод – гибель самолета Пе-8, на котором он летел с экипажем на боевое задание, в районе деревень Дядьково и Орудьево Дмитровского района Подмосковья. 9 февраля 1943 г. после 34 минут полета, на высоте 3100 метров у аэродрома Дядьково, корабль был атакован и обстрелян истребителем Як-7, который пилотировал пилот 183-го истребительного авиационного полка (ИАП) сержант И.Щелоков. Сержант И.Щелоков дал по кораблю две очереди с дистанции около 800 метров, выпустив 280 пуль «БС» и 30 снарядов ШВАК. От обстрела корабль моментально загорелся, бензобаки правой плоскости начали взрываться. Командир корабля, капитан Н.Ищенко дал команду – «Покинуть самолет».
Командир экипажа Н.Ищенко направил горящий самолет от населенного пункта, перевел его на планирование, включил автопилот и только после этого сам выбросился на парашюте. Благополучно приземлились на парашютах 11 членов экипажа. Кроме одного. Нигде не был обнаружен командир 1-й АЭ майор Г.Бойченко, которого капитан Н.Ищенко перед покиданием машины видел стоящим на сидении второго летчика, расположенной сзади сиденья командира корабля. Поиски майора Бойченко на месте падения и взрыва корабля никаких результатов не дали.
Комиссия, в состав которой вошла часть оставшихся в живых членов экипажа бомбардировщика Пе-8, сделала вывод, что сигнал «Я – свой» – красная ракета – был дан хвостовым стрелком Пе-8 сержантом Петром Костиным почти одновременно с открытием стрельбы по кораблю истребителя Як-7. Ответчик радиосистемы опознавания «свой-чужой» устанавливалась с самолетов Пе-8, начиная только с 7-й серии. Наземный приемник системы принимал сигналы только от Пе-8. Передатчик включался тогда, когда экипаж, возвращаясь с задания, пересекал линию фронта и входил в воздушный коридор, ведущий к своему аэродрому. Небольшая антенна передатчика располагалась в нижней части фюзеляжа Пе-8.
Сентябрьская авиакатастрофа
В августе 1944 г. 25-й гвардейский Орловский бомбардировочный авиаполк (бывш. 746-й АП) перебазировался из Кратово вначале на аэродром Олсуфьево (Брянская обл.), а затем в Балбасово (Витебская обл., Белоруссия) поближе к линии фронта.
В июне 1945 г. после объявления о Победе в Великой Отечественной войне машины Пе-8 продолжали базироваться в Балбасово недалеко от Оршы. По случаю намечавшейся воздушной части парада Победы из-под Оршы на аэродром Быково перелетело 12 машин из состава 203-го Гвардейского полка (бывшего 25-го Гв. Орловского АП). Воздушная часть парада Победы, состоявшегося 24 июня 1945 г., по погодным условиям не состоялась. Самолеты Пе-8 до сентября оставались на Быковском аэродроме, а в начале сентября было принято решение о перелете на место постоянного базирования на аэродром Болбасово.
12 сентября 1945 г. лидирующий Пе-8 (сер. № 42811), которым командовал командир эскадрильи, Герой Советского Союза, гвардии майор, Николай Ищенко (на его счету было 135 боевых вылетов), должен был повести всю группу домой.
Вот как описывают этот последний полет очевидцы: «У самолета долго не запускался один из четырех двигателей М-82. Вскоре двигатель начал работать нормально, и машина пошла на взлет. Н.Ищенко поднял свой Пе-8 на высоту 400 м и выполнил круг над аэродромом, после четвертого разворота, проходя над летным полем, «прижал» машину к полосе, а затем сделал прощальную «горку», которая оказалась и впрямь прощальной. При наборе высоты у самолета сложилась правая полуплоскость крыла, и машина рухнула на землю, похоронив под своими обломками 14 человек. Эта машина была доработана по лонжеронам, после того, как на ряде машин Пе-8 были обнаружены усталостные разрушения в конструкции крыла, и все равно произошла трагедия.
Во время авиакатастрофы погибли: командир эскадрильи, гвардии (гв.) майор Николай Ищенко (род. 1910 г.); летчик, гв. лейтенант Леонид Бурмистров (род. 1918 г.); летчик, гв. младший лейтенант Матвей Болебрюх (род. 1923 г.), штурман эскадрильи, гв. майор Василий Гладкий (род. 1914 г.); старший борттехник, гв. старший лейтенант Иван Печорин (род. 1907 г.); старший борттехник, гв. старший лейтенант Иван Литвинов (род. 1912 г.), бортрадист-стрелок, гв. младший лейтенант Максим Зинченко (род. 1914 г.); авиатехник, гв. техник-лейтенант Иван Кравчук (род. 1915 г.); техник по радио, гв. старший техник-лейтенант Иван Богачев (род. 1911 г.); воздушные стрелки: гв. старшина Марк Марунчак (род. 1919 г.), гв. старшина Петр Костин (род. 1913 г.) и гв. старшина Евгений Щебухов (род. 1924 г.); авиамеханики: гв. сержант Андрей Сорокин (род. 1918 г.) и гв. сержант Владимир Митрофанов (род. 1923 г.).
Экипаж разбившегося Пе-8 (сер. № 42811) похоронили с воинскими почестями на Центральном кладбище города Раменское.
Юрий Пономарев
Фото из архива 746-го АП