Наставник молодых летчиков – заместитель командира 746-го авиаполка подполковник Алексей Дмитриев

Пока мы помним, они живы

Ветеран авиаполка летчик подполковник Алексей Дмитриева с 1942 г. занимался боевой подготовкой летного состава части

Летная работа до назначения на штабную должность

Кадровый военный летчик майор Алексей Дмитриев до 22 июня 1941 г. было командиром эскадрильи в 14-м тяжелом бомбардировочном авиаполку (тбап). С ноября 1927 г. он служил в Красной Армии, в 1941 г. ему исполнилось 37 лет.

К июню 1941 г. по данным Наркомата обороны СССР в 14-м тбап находилось 9 машин ТБ-7 (Пе-8). 25 июня 1941 г. военный аэродром под Борисполем на Украине, где находилась 2-я авиаэскадрилья (АЭ) 14-го тбап, оснащенная новейшими тяжелыми бомбардировщиками ТБ-7, подвергся бомбардировке самолетами Люфтваффе. Немецкими бомбардировщиками было уничтожено 2 самолета ТБ-7. Через несколько дней 2-ю АЭ вывели в глубокий тыл. Местом нового базирования АЭ была выбрана Казань, где находился авиазавод № 124 (затем получил обозначение № 22), серийно выпускавший Пе-8. Причиной этого решения Государственного комитета обороны (ГКО) было намерение сосредоточить наиболее боеспособные авиачасти в Резерве Главного Командования. С 6 июля 1941 г. на базе 2-ой АЭ 14-го тбап начали формировать 412-й бомбардировочный авиаполк (АП).

В июле 1941 г. в подмосковное Монино, где началось формирование 412-го бомбардировочного авиаполка, был направлен  летчик, майор А.Дмитриев.

Новый 412-й АП, входивший в состав 81-й авиадивизии дальней бомбардировочной авиации, вступил в войну в августе того же года под № 432, а с декабря 1941 г. авиачасть вела боевую работу под № 746. Командовал полком с первого дня создания (он же руководил формированием части) полковник Викторин Иванович Лебедев, до этого проходивший службу в НИИ ВВС. Начальником штаба назначили подполковника Георгия Ивановича Яроцкого, а на должность военного комиссара 746-го АП – старшего батальонного комиссара, что соответствовало воинскому званию подполковника, Анатолия Сергеевича Брюзгина.

В начальный период боевой работы после завершения формирования штаб 412-й АП дислоцировался на аэродроме Монино. На вооружении АП было 12 самолетов ТБ-7 (Пе-8), из которых 8 машин с дизельными моторами М-40, один с дизельными моторами М-30 и три самолета с бензиновыми моторами М-35 и М-35А. Командиром 5-й эскадрильи АЭ 412-го АП стал майор А.Г.Дмитриев.

Майор Алексей Гаврилович Дмитриев был назначен заместителем командира 746-го авиаполка в апреле 1942 г., когда базе 746-го АП Авиации дальнего действия (АДД) начали формировать 45-ю авиадивизию (АД) АДД и 890-й АП АДД. Процесс формирования частей завершился в мае 1942 г. Местом базирования 45-й АД АДД стал аэродром ЛИИ в Кратово Раменского района Московской области.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 746-м АП последовательно командовали вначале полковник Викторин Иванович Лебедев (с июля 1941 г. по май 1942 г.), затем майор Николай Дементьевич Егоров (с мая 1942 г. по март 1943 г.), а потом подполковник, впоследствии полковник Владимир Алексеевич Абрамов (с марта 1943 г. по октябрь 1945 г.).

Начальником штаба 746-го АП вначале был назначен подполковник Арефий Никитович Иващенко, затем он стал начальником штаба 45-й авиадивизии (АД) и ему было присвоено звание полковника. После ухода в 45-ю АД Арефия Иващенко начальником штаба 746-го АП, а впоследствии 25-й гвардейского АП стал штурман майор Афанасий Николаевич Бондаренко, который на начальном этапе войны летал в одном экипаже вместе с майором А.Дмитриевым.

Ответственный за боевую подготовку

В начале 1942 г. командиру эскадрильи Алексею Гавриловичу Дмитриеву присваиваю очередное воинское звание – подполковника. Необходимо сказать, что 746-й АП АДД был особым полком в ВВС Красной Армии и напрямую подчинялся Ставке Верховного Главнокомандования. Значительную часть личного состава полка составляли опытнейшие летчики и штурманы из ВВС, Гражданского воздушного флота и Полярной авиации. Полк был сформирован по штату № 015/241 пяти эскадрильного состава. Летный состав АП был подобран высококвалифицированный, обладающий отличной подготовкой, способный летать в любых метеоусловиях днем и ночью на полный радиус тяжелого бомбардировщика. Двумя эскадрильями даже командовали известный полярный летчик полковник Анатолий Алексеев и летчик-испытатель, испытывавший машину ТБ-7, подполковник Александр Курбан.

В феврале 1942 г. Дмитриева за восемь успешных боевых вылета награждают первым орденом – Красного Знамени. Один из восьми боевых вылетов, как раз перед награждением орденом, – бомбардировка в составе группы самолетов Пе-8 столицы Восточной Пруссии – города Кенигсберг, который имел мощную систему ПВО. Алексей Гаврилович также летал бомбить в апреле 1943 г. город Тильзит в Восточной Пруссии. Сейчас это город Советск Калининградской области.

В качестве инструктора подполковник Алексей Дмитриев совершил в годы войны 36 ночных боевых вылетов. Он отвечал за подготовку летчиков и командиров кораблей к выполнению самостоятельных полетов на тяжелом четырехмоторном бомбардировщике Пе-8. Согласно штабным документам, Дмитриев подготовил 26 летчиков на должность командира корабля и 36 пилотов на должность второго летчика. Для вывозки и тренировки летчиков по программе переучивания всего в 746-ом АП было выполнено около 1 тыс. дневных и ночных полетов.

Согласно боевому донесению, 5 февраля 1943 г. в составе группы Пе-8 самолет А.Дмитриев полетел на бомбардировку железнодорожной станции Льгов-2. В документе отмечено, что длч совершения более точного бомбометания самолет, который пилотировал подполковник А.Дмитриев, спустился до высоты 2200 м. Обычно бомбили с высоты не менее 3000 и более метров. Отмечено, что над целью он уверенно маневрировал, при этом был сильный огонь зенитной артиллерии противника. Во время выполнения боевого задания майор Алексей Дмитриев вводил в должность командира корабля старшего лейтенанта Арсения Чурилина. По докладам экипажей других машин Пе-8, несколько немецких военных эшелонов на станции Льгов-2 было уничтожено.

На завершающем этапе войны

За проявленную отвагу в боях с немецко-фашистскими захватчиками, за стойкость, дисциплину и организованность, за героизм личного состава приказом Наркомата обороны СССР № 274 от 18 сентября 1943 г., 746-й АП АДД был преобразован в 25-й Гвардейский авиационный полк Авиации дальнего действия, а затем приказом НКО СССР № 0137 от 27 мая 1944 г. 25-му Гвардейскому авиаполку авиации дальнего действия, отличившемуся в боях с немецкими захватчиками при освобождении города Орел, было присвоено наименование «Орловский».

C августа 1944 г. 25-й гвардейский авиаполк боевой работы по существу не вел из-за отсутствия моторов. Стоит отметить, что у большинства отечественных двигателей, которые устанавливались на самолете Пе-8, был небольшой ресурс. В частности, мотор АМ-35А, установленный на ряде модификаций машины Пе-8 имел ресурс в 100 часов до первой переборки. В боевых вылетах  с августа 1944 г. были в основном задействованы американские бомбардировщики Б-25 «Митчелл», которые были на вооружении 890-го и 362-го АП, входивших в состав 45-й авиадивизии АДД.

В это период войны значительная часть работы штаба авиаполка была направлена на переучивание летно-технического состава на освоение американских бомбардировщиков Б-24 «Либерейтор» и Б-25 «Митчелл», которые СССР получал по лендлизу. За полгода было подготовлено 15 экипажей для полетов на четырехмоторных бомбардировщиках Б-24 и 20 командиров кораблей для двухмоторных бомбардировщиков Б-25. В это же время летный состав АП занимался перегонкой американских стратегических бомбардировщиков В-17 «Флаингфортресс» и Б-24 «Либерейтор», которые совершили вынужденную посадку на территории, занятой частями Красной армии. Весной 1945 г. «летучие бригады» занимались восстановлением и затем перегоняли американские бомбардировщики с территории Венгрии, Польши и Югославии. Всего перегнали около 25 машин, которые покинули американские экипажи.

В августе 1944 г. 25-й гвардейский Орловский бомбардировочный авиаполк перебазировался из Кратово вначале на аэродром Олсуфьево (Брянская обл.), а затем в Балбасово (Витебская обл.). Последние бомбовые удары на бомбардировщиках Пе-8 25-й гвардейский Орловский авиаполк нанес в конце лета 1944 г. по целям в Прибалтике и Восточной Пруссии.

 

В Балбасово ветеран авиаполка гвардии подполковник Алексей Гаврилович Дмитриев встретил День Победы 9 мая 1945 г. После войны он продолжил службу в ВВС Красной армии. За успешное выполнение заданий командования в 1948 г. был награжден орденом Красного Знамени. Демобилизовался из армии в начале 50-г годов в звании полковника.

Юрий Пономарев

Фото из архива 746-го АП