Желание летать привело инженер-капитана по наземному обслуживанию самолетов Петра Бордюгова в небо

Пока мы помним, они живы. Специалист наземной технической службы инженер-капитан Петр Акимович Бордюгов во время войны в возрасте 37 лет добился перевода на летную работу бортмехаником тяжелого бомбардировщика Пе-8

Первый полгода войны

Начало Великой Отечественной войны застало инженер-капитан Петра Акимовича Бордюгова в Средней Азии, где он служил в ВВС Красной армии. Во время битвы за Москву решением Ставки Верховного главнокомандования входившая в состав ВВС Среднеазиатского военного округа в октябре 1941 г. 39-я отдельная тяжелая бомбардировочная авиационная эскадрилья (тбаэ), в которой он служил, была перебазирована на Западный фронт. 39-я тбаэ вошла в состав 23-й тяжелой бомбардировочной авиадивизии (тбад). 23-я тбад была сформирована в августе 1941 г. в городе Подольске Московской области.

Инженер-капитан Петр Бордюгов, родившийся в 1905 г. в Сумской области на Украине, занимался в 23-й тбаэ наземной технической подготовкой к полетам. Он служил на должности инженера авиаэскадрильи. К этому времени его стаж военной службы насчитывал 15 лет.

К моменту отправки на фронт в эскадрилье было 14 тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков ТБ-3.С ноября 1941 г. командовал авиаэскадрильей капитан, а затем майор Иосиф Аграновский. В ноябре 1941 г. 23-ю тбаэ привлекли к доставке продовольствия и боеприпасов в осажденный Ленинград. За несколько самых тяжелых блокадных месяцев эскадрилья совершила 318 боевых вылетов, при этом перебросила в блокадный Ленинград несколько десятков тонн продовольствия и медикаментов, 13,5 т вооружения и боеприпасов, эвакуировала из Ленинграда 188 тяжелораненых бойцов и командиров.

При полетах в Ленинград экипажи машин постоянно нарушали технические нормы загрузки самолетов: при предусмотренных инструкциями 1,6 т машины брали на борт до 3 т, стремясь доставить в осажденный город как можно больше жизненно важных грузов.

Осенью 1941 г. в блокадном Ленинграде быстрыми темпами построили четыре временных аэродрома: в Соснове, Пискаревке и Каменке. Активно использовался и Комендантский аэродром, существовавший с начала XX века. Еще в довоенное время были построены аэродромы в Агалатове и Левашове, которые тоже активно использовались. Это позволило рассредоточить авиационные части.

Как рассказывают военные историки, немецкие истребители остерегались нападать на транспортные самолеты, следовавшие группами по 6 и 9 машин, но на одиночные самолеты, как правило, нападали. Перед советскими истребителями стояла задача прикрывать транспортные самолеты. Ее решали с помощью двух групп истребителей: одна сопровождала транспортные самолеты над Ладожским озером (основной маршрут), другая прикрывала погрузку и разгрузку следующей партии. Для увеличения дальности и продолжительности полетов на самолетах использовали подвесные баки с топливом.

Одновременно экипажи 23-я тбаэ совершили более ста боевых вылетов по бомбардированию объектов противника на Ленинградском фронте. Тихоходные четырехмоторные бомбардировщики ТБ-3 возвращались, как правило, с ночных боевых заданий с большими повреждениями от пуль и осколков зенитных снарядов. Ремонтировали израненные машины преимущественно днем и нередко ночью, на морозе, при свете электроламп, соблюдая светомаскировку. 20 марта 1942 г. при переформировании 23 тбад эскадрилья была расформирована.

Весна 1942 г.: перевод в 746-й авиаполк в подмосковное Кратово

В 1942 г. началось наращивание серийного производства новых четырехмоторных тяжелых бомбардировщиков ТБ-7(Пе-8) на авиазаводе № 124 им. С.Орджоникидзе в Казани.

За два предвоенных года было построено 18 самолетов ТБ-7. В 1941 г. – 17 машин, а в 1942 г. – 20 бомбардировщиков. Это был пик производства бомбардировщиков Пе-8 в СССР. В 1943 г. и 1944 г. в Казани изготовили по 18 самолетов Пе-8. В 1945 г. серийное производство Пе-8 было прекращено.

Для двух бомбардировочных авиаполков (746-го и 890-го), базировавшихся с 1942 г. на аэродроме ЛИИ в Кратово, нужны были хорошо подготовленные специалисты. Весной 1942 г. капитана-инженера Бордюгова направляют в распоряжения начальника инженерно-технической службы 746-го бомбардировочного авиаполка Авиации дальнего действия (АДД).

В апреле 1942 г. инженер-капитан Петр Бордюгов начал заниматься наземной подготовкой самолетов Пе-8 к полетам. Освоив ремонт и эксплуатацию бомбардировщика Пе-8, Петр Акимович попросил перевести его в летный состав на должность бортмеханика самолета. Пройдя в мае медкомиссию и аттестацию, в июне 1942 г. его включают старшим борттехником в состав экипажа самолета Пе-8 (№ 42088), которым командовал капитан Анатолий Перегудов. Со второй половины лета 1942 г. 746-й АП, входивший в состав 45-й АД, принимал участие в обороне Сталинграда. В битве на Волге бомбардировщик Пе-8 под командованием капитана А.А.Перегудова принимал непосредственное участие.

В июне 1943 г. Петр Бордюгов получает «постоянную прописку» в экипаже, которым командует старший лейтенант Владимир Адамов. В этом летном коллективе Петр Акимович летает до августа 1944 г, когда была прекращена эксплуатация основной части бомбардировщиков Пе-8.

В состав экипажа машины Пе-8 (№ 42076), которым командовал старший лейтенант Владимир Александрович Адамов, входили: штурман, старший лейтенант Алексей Спиридонович Шендяпин; штурман, старший лейтенант Пимен Григорьевич Рогожин; стрелки-бомбардиры, младшие лейтенанты Адам Фадеевич Петроченков и Илья Тихонович Курако; помощник борттехника, техник-лейтенант Николай Васильевич Партыко; воздушный стрелок-радист, старшина Василий Петрович Глухов; воздушные стрелки: старший сержант Юрий Николаевич Салмин, старший сержант Владимир Иванович Абрамов, сержант Константин Петрович Соколов, старший сержант Михаил Емельянович Дмитриев, старшина Василий Семенович Королев и старший сержант Григорий Леонтьевич Бабий.

Пик боевой работы

В апреле-мае 1943 г. машина Пе-8 (№ 42076) летала бомбить военные объекты противника в Кенигсберге, Данциге, Варшаве, зимой 1944 г. – Хельсинки, весной 1944 г. – румынской Констанцы. Это были дальние боевые задания, которые были на особом счету у командования Дальней авиации.

С начала июня 1943 г. 45-я авиадивизия, в которую входил 746-й авиаполк, была направлена на бомбардировки объектов в районе Орловско-Курской оборонительно-наступательной операции. Бомбардировщики Пе-8 летали бомбить аэродромы немцев под Орлом и Брянском, железнодорожные узлы Орши, Рудни, Орла, Брянска и др.

746-й АП принимал активное участие в боях за освобождение Орла. В ночь с 3 на 4 июня 1943 г. авиаполк произвел бомбардировку железнодорожного узла в Орле. Немецкие эшелоны с военной техникой и армейскими подразделениями бомбили шесть экипажей 746-го АП. Каждый из самолетов нес бомбовую нагрузку в 5 т.

В июле 1943 г. все экипажи 746-го АП также участвовали в ночных бомбардировках военных объектов под Орлом: 7 июля бомбили скопление войск и танков в селе Тамаровка. 11 июля наносили бомбовый удар по живой силе и технике, скопившимся в поселке «Прогрессе». 13 июля – железнодорожный узел города Орел. 14 июля – железнодорожный узел Болохов. 17 и 18 июля вновь наносили бомбовые удары по железнодорожному узлу Орла. 19 июля бомбили аэродром и авиагородок Орла.

Пик боевой работы бомбардировщиков Пе-8 пришелся на 1943 г. и первую половину 1944 г. В этот период самолеты Пе-8 из состава 45-й АД АДД применялись на главных направлениях ударов Красной армии. Бомбили по ночам крупные железнодорожные узлы, аэродромы, места концентрации войск противника. Вместе с тем продолжали бомбардировщики Пе-8 совершать налеты на военные и политические центры Германии и ее союзников (Венгрии, Румынии).

Всего за годы войны Петр Акимович Бордюгов совершил на бомбардировщике Пе-8 около 90 боевых вылетов.

Послесловие

В августе 1944 г. 25-й гвардейский Орловский бомбардировочный авиаполк (бывш. 746-й АП) перебазировался из Кратово вначале на аэродром Олсуфьево (Брянская обл.), а затем в Балбасово (Витебская обл.). Там ветеран авиаполка гвардии инженер-капитан Петр Акимович Бордюгов и встретил День Победы 9 мая 1945 г. После войны он продолжил службу в ВВС Красной армии.

Юрий Пономарев

 

Фото из архива 25 гвардейского Орловского АП

Юрий Пономарев

 

Фото из архива 25 гвардейского Орловского АП