Мастер воздушного боя – стрелок-радист Давид Чхиквишвили

Пока мы помним, они живы. Из всех советских республик, входивших в состав СССР, наибольшие потери в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. понесла Грузинская ССР, если сравнить в процентном соотношении количество погибших от общего числа населения республики. На фронт ушли более 700 тысяч грузин (одна пятая населения Грузии). Половина из них не вернулась. В Грузии, которая c 1922 г. по 1991 г. входила в состав СССР, гордятся участниками Великой Отечественной войны. Среди именитых ветеранов войны с нацистами значится и имя старшего лейтенанта Давид Иосифовича Чхиквишвили (1921-1987),который прошел всю Великую Отечественную войну с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г.

Со студенческой скамьи в бомбардировочную авиацию

Давид Чхиквишвили родился 23 февраля 1921 г. в грузинском городе Гутури. Летом 1939 г. он окончил в Батуми среднюю школу и решил поехать в Москву, чтобы получить высшее образование. Успешно сдав вступительные экзамены, Давид стал студентом Московского энергетического института. Проучившись несколько месяцев, в октябре 1939 г. он был призван на действительную военную службу в Красную армию Первомайским райвоенкоматом г. Москвы. Давид не стал просить об отсрочке и решил отслужить три года в армии, а затем продолжить учебу в МЭИ. Благодаря отменному здоровью его послали учиться в Школу младших авиационных специалистов (ШМАС) ВВС РККА, после окончания которой в звании младшего сержанта направили служить в дальнюю бомбардировочную авиацию.

В начале 1941 г. Д.Чхиквишвили получил назначение в формировавшийся в это время 212-й дальний бомбардировочный авиационный полк (дбап), оснащенный самолетами Ил-4 (ДБ-3Ф), в котором были собраны опытнейшие летчики Гражданского воздушного флота страны, имевшие большой опыт полетов в сложных метеоусловиях и над любой местностью.

Командиром авиаполка назначили шеф-пилота «Аэрофлота» подполковника Александра Евгеньевича Голованова. Он командовал 212-м АП с 16 февраля 1941 г. по 16 августа 1941 г., а затем в звании полковника  был назначен на должность командира 81-й дальней бомбардировочной авиационной дивизии. В феврале 1942 г. генерала Голованова назначают командующим Авиации дальнего действия (АДД), непосредственно подчинявшейся Ставке Верховного Главнокомандования.

Первые полгода войны

Авиаполк, в котором служил сержант Давид Чхиквишвили, принимал участие в боевых действиях с первых дней Великой Отечественной войны.

23 июня в 18 часов 40 минут вылетела эскадрилья 212-го авиаполка в составе 9 самолетов для бомбардировки автоколонн с войсками в районе Картуз-Береза. При подходе к цели она была перехвачена большой группой истребителей противника. В результате неравного воздушного боя с превосходящими силами врага эскадрилья потеряла 8 самолетов Ил-4. Всего за второй день войны авиаполк потерял 14 бомбардировщиков.

Необходимо сказать, что в начале войны бомбардировщики ДБ-3Ф (Ил-4) действовали группами общим количеством до авиаполка в боевых порядках клин, пеленг, колонна звеньев и эскадрилий. Бомбометание производилось с горизонтального полета. Очень часто летали на задания без прикрытия истребителями.

В первые три месяца войны Давид Чхиквишвили совершил 18 боевых вылетов на самолете ДБ-3Ф, сбил три истребителя противника и один раз был сбит сам. Покинул горящий бомбардировщик на парашюте.

В номере от 26 июня 1941 г. о нем написали в газете «Красная Звезда»: «Много раз Давид Чхиквишвили спасал экипаж от вражеских истребителей, неотразимым огнем заставлял стервятников прекращать атаки. Еще в начале войны стрелок смастерил на своем воздушном корабле оригинальный броневой фартук, вращающийся вместе с турелью. В хвост самолета ДБ-3Ф, где было непростреливаемое пространство, он попросил установить дополнительный пулемет ШКАС. Ленты его снаряжались только трассирующими пулями. К спусковому механизму пулемета сержант Давид Чхиквишвили прикрепил трос и во время полета привязывал его к ноге. Таким образом он отбивался от истребителей противника, пытавшихся зайти в хвост бомбардировщику».

За исключительную отвагу и смелость в боях он одним из первых среди воздушных стрелков-радистов ВВС Красной армии был представлен в октябре 1941 г. к награждению орденом Ленина. Высокую правительственную награду орден Ленина ему вручили в январе 1942 г. Суммарно за первый год войны Чхиквишвили сбил семь фашистских истребителей.

За первые три неполных месяца войны 212-й АП понес очень большие потери: из 74 машин противником было уничтожено 70 бомбардировщиков Ил-4. 212-й АП в боевом строю находился с 22 июня 1941 г. по 3 декабря 1941 г. Затем 212-й АП был отправлен на переформирование. Давида Чхиквишвили вначале отправили в 748-й АП АДД, а затем в начале  1942 г. воздушным стрелком-радистом в 746-й АП АДД, который к этому времени уже постоянно базировался на аэродроме ЛИИ в Кратово.

Боевые задания на Пе-8

Зимой 1942 г. Давида Чхиквишвили назначают воздушным стрелком-радистом в экипаж машины Пе-8, которой командовал капитан Александр Додонов. Весной 1942 г. штурманом экипажа Пе-8 под командованием Александра Додонова назначают майора Сергея Ушакова, которого в этом же году назначают штурманом 2-й АЭ. В состав экипажа бомбардировщика входили второй летчик  старший лейтенант Арсений Чурилин, борттехники техник-лейтенант Павел Прокофьев и старший техник-лейтенант Василий Кищенко; стрелок-бомбардир младший лейтенант Тимофей Васильченко, воздушные стрелки старшие сержанты Степан Плехно и Иван Азамат.

К июлю 1942 г. экипаж Пе-8 под командованием капитана А.Додонова совершил 20 боевых вылетов, за весь 1942 г. – около 70 боевых вылетов.

В первой половине 1942 г. самолеты Пе-8 746-й АП выполнили несколько десятков ночных бомбардировок целей на территории, оккупированной немецко-фашистскими войсками, в районе городов Калуга, Орел, Калинин (ныне Тверь); аэродромов в Смоленске и Бобруйске, железнодорожных узлов в Старой Руссе, Новгороде, Пскове, Орше, Смоленске и др. Также летали бомбить цели в глубоком тылу Третьего рейха. За период с июля по сентябрь 1942 г. бомбардировщик Пе-8 под командованием капитана А.Додонова совершил десять дальних вылетов на бомбардировку объектов в глубоком тылу противника: Берлина, Данцига, Кенигсберга, Бухареста, Варшавы.

Во второй половине 1942 г. бомбардировщики Авиации дальнего действия помогали обороняющему Сталинграду. За успешное выполнение боевых заданий в районе Сталинграда летом и осенью 1942 г. большая группа авиаторов (более 300 человек) АДД ВВС Красной Армии, в том числе военнослужащих 746-го АП, была награждена в конце 1942 г. орденами и медалями.

В августе 1942 г. Давид Чхиквишлили был награжден орденом  Отечественной войны 2-й степени. Вторым орденом Отечественной войны 2-й степени старшего лейтенанта Д.И.Чхиквишвили наградили 16 мая 1945 г.

В своих военных мемуарах, изданных в Москве в 1982 г. под названием «В интересах всех фронтов», Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации Сергей Ушаков рассказал, как во время боевого задания в ночь на 21 июля 1942 г. он вместе с Давидом Чхиквишлили спас от смерти борттехников Павла Прокофьева и Василия Кищенко, которые при полете на большой высоте погибали из-за недостатка кислорода. Все закончилось благополучно: бомбардировщик, пилотируемый капитаном Владимиром Пономаренко (он заменил на несколько полетов А.Додонова, который лечился в госпитале), резко пошел на снижение. На высоте около 5 тыс. метров Сергей Ушаков и Давид Чхиквишвили подтащили борттехников к трубкам стационарных кислородных установок и откачали их. Промедление в несколько минут привело бы к гибели П.Прокофьева и В.Кищенко.

Новые назначения

В январе 1943 г. Давида Чхиквишвили переводят на службу в Летный центр Авиации дальнего действия на должность штурмана-инструктора по воздушной радионавигации.

Практическая часть подготовки штурманов для частей Авиации дальнего действия проводилась на транспортных самолетах С-47, полученных СССР по лендлизу в годы войны. Тренировались днем и ночью. Расклад примерно был такой: 2/3 полетов совершалось днем и 1/3 полетов ночью. Через год службы в Летном центре АДД (в декабре 1943 г.) Давида Иосифовича награждают орденом Красной Звезды. Этим орденом за годы войны он был награжден дважды. В конце 1944 г. Чхиквишвили  присваивают звание старшего лейтенанта.

После демобилизации из армии в 1945 г. Давид Чхиквишвили вновь решил стать студентом, но не стал возвращаться в технический вуз. В 1950 г. он окончил исторический факультет Тбилисского государственного университета, поступил в аспирантуру при университете и в 1952 г. защитил кандидатскую диссертацию.

В 1948-1954 гг. Давид Иосифович работал в Грузинском обществе культурных связей с зарубежными странами. В 1954-1955 гг. – первый секретарь Калининского районного комитета компартии города Тбилиси. Затем карьера Давида Чхиквишвили резко пошла по восходящей: его назначают заведующим отделом науки и культуры при ЦК Компартии Грузии (1955-1956 гг.).

С 1957 г. по 1961 г. он руководит Министерством культуры Грузинской ССР. В 1961-1969 гг. Чхиквишвили ректор Тбилисского педагогического института. С 1972 по 1980 год – ректор Тбилисского государственного университета. Министр высшего и среднего образования Грузинской ССР в 1981-1987 гг. В 1964 г. Давид Иосифович защитил докторскую диссертацию. В 1965 г. ему присвоено звание профессор, а в 1979 г. он  был избран членом-корреспондентом Академии наук Грузии.

В 1984 г. в издательстве Тбилисского университета вышла в свет книга-воспоминаний Давида Иосифовича о службе в авиации в годы Великой Отечественной войны под названием «В облачном небе врага».

Скончался Давид Иосифович. Чхиквишвили в 1987 г.

Фото из архива Минобороны России.

 

Юрий Пономарев