Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
К 75-летию Великой Победы. 27 января является Днем воинской славы России. В этот день в январе 1944 г. советские войска полностью освободили от блокады город-герой Ленинград в ходе операции «Январский гром». В помощи Ленинграду с 1941 г. по 1944 г. принимали участие авиаполки 45-й авиадивизии Авиации дальнего действия (АДД), базировавшейся во время Великой Отечественной войны на аэродроме ЛИИ в Кратово
Осадное кольцо вокруг Ленинграда
Блокада Ленинграда длилась 872: с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г. (блокадное кольцо частично было «разорвано» 18 января 1943 г.). За годы блокады Ленинграда погибло, по разным данным, от 600 тыс. до 1,5 млн. человек.
Днем 4 сентября 1941 г. немецко-фашистская артиллерия впервые открыла огонь по Ленинграду. Артиллерийскому обстрелу подверглись станция «Витебская-Сортировочная», заводы «Салолин», «Красный Нефтяник» и «Большевик». Как свидетельствует статистика, германские снаряды нанесли больший ущерб зданиям и населению Ленинграда, нежели авиабомбы при воздушных бомбардировках города. Налетам люфтваффе противодействовал 2-й корпус ПВО. Всего к июню 1941 г. в СССР было развернуто три корпуса ПВО: в Москве, Ленинграде и Баку.
Российский писатель-историк Александр Широкорад в одной из своих статей выяснил по архивным документам, что к лету 1942 г. руководство нацистской Германии приняло решение активизировать боевые действия на Ленинградском фронте, и в первую очередь, усилить артиллерийские обстрелы и бомбардировки города. По всей Европе вермахт собрал под Ленинградом к середине 1942 г. свыше 250 орудий большой и особо большой мощности. В частности, в пригород Ленинграда были доставлены по железной дороге 520-мм французские железнодорожные артиллерийские установки, которые стреляли снарядами массой две тонны. Также были, развернуты сверхтяжелые артиллерийские орудия на железнодорожных платформах, созданные в Германии. Они били снарядами на расстояние 13, 22 и даже 28 км. Вес снарядов достигал массы 800-900 кг. К началу 1943 г. вся вражеская артиллерия, предназначенная для обстрела Ленинграда, в организационном отношении сводилась в 5 оперативно-тактических группировок с централизованным управлением.
Задача самолетам Пе-8: точечные бомбовые удары по позициям дальнобойной артиллерии противника
После прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 г. (операция «Искра») силами Ленинградского и Волховского фронтов при содействии сил Балтийского флота, Ладожской военной флотилии и частей дальней авиации появилась сухопутная связь между городом и «Большой землей», однако полностью деблокировать Ленинград части Красной армии не смогли. Войска 18-й армии вермахта, по-прежнему находившиеся в непосредственной близости от северной столицы, продолжили артиллерийские обстрелы города и «Дороги победы» (временной железнодорожной линии Поляны - Шлиссельбург, построенной в январе-феврале 1943 г.).
Командование вермахта в 1943 г. решило увеличить интенсивность обстрелов северной столицы с помощью новых мощных дальнобойных орудий. Из Франции, Чехословакии и Германии прибыли железнодорожные транспортеры с 240-мм и 210-мм орудиями и 177-мм французские пушки, стрелявшие на расстояние до 30 км. Вокруг Ленинграда были развернуты новые артиллерийские батареи.
С конца июля 1943 г. обстрелы города производились почти ежедневно, иногда по 10–12 часов подряд. В них принимало участие от 25 до 50 батарей разных калибров. Враг особенно широко стал применять кочующие орудия и дымовые снаряды для ослепления наших средств разведки. Артиллерийские части вермахта составили схему города и наметили несколько тысяч самых важных целей, которые обстреливались ежедневно, и распределили цели между батареями.
Согласно статистике, в 1943 году Ленинград подвергался артиллерийским обстрелам общей продолжительностью 844 часа. По городу было выпущено 66 834 снаряда. От артиллерийского огня погибло 1410 жителей Ленинграда и было ранено 4589 человек.
После успешно проведенной Орловско-Курской оборонительно-наступательной операции (5 июля – 23 августа 1943 г.) у частей Авиации дальней авиации Красной армии появилось больше возможностей оказать помощь Ленинграду.
В августе 1943 г. авиаполкам 45-й авиадивизии (746-му и 890-му) была поставлена задача по нанесению точечных бомбовых ударов по замаскированным позициям дальнобойной артиллерии противника, систематически обстреливающей город на Неве. Координаты целей были получены с помощью войсковой разведки и партизан.
Наиболее опасной для Ленинграда была Беззаботинская артиллерийская группировка противника. Она располагалась в районе поселка Беззаботный в Ломоносовском районе Ленинградской области юго-восточнее Петергофа.
6 сентября 1943 г. Верховный главнокомандующий И.В.Сталин подписал приказ № 0419 о создании для подавления немецкой артиллерии Ленинградский контрбатарейный корпус.
Курс «Раменское – Клин - Калинин (Тверь) – Вышний Волочек – Ленинград»
Ставка Верховного Главнокомандования приказала в ночь на 21 августа 1943 г. массированным бомбардировочным ударом частей и соединений авиации дальнего действия уничтожит артиллерийскую группировку врага около поселка Беззаботный.
Первый боевой вылет по нанесению бомбового удара по позициям крупнокалиберной артиллерии противника произошел в ночь с 20 на 21 августа 1943 г. Самолетам Пе-8 из 45-й авиадивизии (АД) предстояло замыкать боевое построение бомбардировщиков АДД. Каждая машина Пе-8 несла бомбовую нагрузку в 4 тонны. Авиабомбы были массой от 250 кг до 2 тонн.
На задание вылетело четыре тяжелых четырехмоторных бомбардировщика Пе-8 из состава 746-го авиаполка (АП): машина № 42067 под командованием майора В.Обухова, машины № 42028 под командованием майора М.Симонова, машина № 42077 под командованием майора А.Чурилина, машина № 42088 под командованием майора С.Сугака. Машина Сергея Сугака шла предпоследней. Последней шла машина № 42077 майора А.Чурилина (штурман, Герой Советского Союза, подполковник С.Ушаков) с двумя фугасными авиабомбами ФАБ-1000, четырьмя ФАБ-500 и четырьмя ФОТАБ.
Стоит сказать, что летчик Арсений Чурилин летал в 1941 г. в Ленинград. На самолете доставляли во время ночных полетов продовольствие и медикаменты в осажденный город, а из города на Неве вывозили на Пе-8 жителей
Вылетев вечером 20 августа с аэродрома ЛИИ в Кратово, тяжелые машины, постепенно набирая высоту, обходили столицу с востока. Затем направились в сторону подмосковного Клина. В городах Загорск и Клин и в поселке Хвойный (Орехово-Зуевский район) работали приводные радиостанции, помогая штурманам в навигации.
Вот как рассказал в своей книге штурман Сергей Федорович Ушаков «В интересах всех фронтов», изданную в Москве в 1982 г., об этом боевом задании: «…Впереди Ленинград. Мы его обходим так, чтобы гул наших моторов не был слышен даже на окраине города. Над Шлиссельбургом развернулись на запад, идем по северному берегу Финского залива до пункта Левашово, который сейчас для нас точка разворота на цель. Служба ЗОС (земного обеспечения самолетовождения) воздушной армии фронта сделала для нас больше, чем мы могли ожидать. По всему берегу от Шлиссельбурга до Левашово работают неоновые светомаяки. Подлетая к одному, мы уже видим мигание другого. На северном берегу Финского залива установлен мощный прожектор лучом в сторону цели. Еще два таких прожектора, один – из района Автово, другой – с приморского плацдарма, накрывают цель, в результате чего над нею образовалось яркое световое пятно в виде трапеции.
Развернулись. Идем над водами Финского залива курсом на юг. При пересечении береговой черты наш самолет обстреляли малокалиберные зенитки. Все их трассирующие снаряды цепочками прошли справа сзади. От самого берега видно зарево от беспрерывно сбрасываемых над целью САБов. Зенитные прожекторы противника не работают: или их нет, или применение для таких высот неэффективно. Меня это радует: могу выполнить с одного захода и бомбометание, и фотографирование результатов бомбового удара.
Показалась цель. Четко вырисовываются ее световые границы. Каждый штурман определяет сам точку прицеливания; и это хорошо, потому что серии бомб располагаются по всей площади цели, что и предусматривалось заданием. Огонь немецкой зенитной артиллерии заметно ослаб: ей крепко досталось от впереди идущих бомбардировщиков Ил-4.
Начали рваться бомбы крупного калибра. По количеству их в серии и мощности взрыва нетрудно определить, что бомбит наша дивизия. И вот цель накрыта серией из четырех бомб. Через несколько секунд радист доложил:
– Майор Сугак донес на КП о выполнении задания. Сергей Сугак имел на борту своего самолета четыре ФАБ-1000 и шел предпоследним. Следовательно, отбомбились все.
Открываю бомболюки. С приближением к цели сквозь световую пленку начали просматриваться пятна – то ли воронки от бомб, то ли какие-то сооружения. Выбираю пятно в предполагаемом центре цели... Одна за другой полетели две «пятисотки», за ними – две «однотонки» и замыкали серию еще две «пятисотки». Летчики продолжают полет строго по горизонту, боевым курсом. Небольшая цепочка зенитных снарядов прошла впереди самолета. Через установленные интервалы времени от самолета отделились ФОТАБы (фотоосветительные бомбы). Я этого не ощущаю. Они легки для нашего самолета, к тому же подвешены строго по его оси в фюзеляже. О том, что ФОТАБы сброшены, доложил помощник бортового техника и подтвердили сигнальные лампочки электросбрасывателя.
Ложусь на стекла кабины и вижу, как с земли навстречу самолету несется серия трассирующих снарядов. По углу сближения определяю: проскочим! Так и вышло. Снаряды прошли мимо.
Разорвалась первая фугасная бомба, и тут же в воздухе на мгновение вспыхнула первая ФОТАБ. За ней вторая, третья. Тонкая световая пленка, которой была накрыта цель нашими прожекторами, не позволила все увидеть. Детально зафиксирует результаты бомбометания фотоаппарат».
Бомбардировки позиций дальнобойной артиллерии немцев продолжались до конца августа. Самолеты Пе-8 летали бомбить дальнобойные орудия врага и в сентябре 1943 г. На боевые задания под Ленинград также летали и другие самолеты 746-го авиаполка: машина № 42088 под командованием капитана С.Макаренко, машина № 42210 под командованием майора В.Зеленского, машина № 42076 под командованием капитана Ф.Шатрова и др. Боевых потерь в 746-ом АП во время бомбардировок немецких артиллерийских позиций под Ленинградом во второй половине 1943 г. не было.
В середине января 1944 г. начавшееся наступление войск Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов (Ленинградско-Новгородская стратегическая наступательная операция) поставило точку в драматической борьбе двух мощнейших артиллерийских группировок на советско-германском фронте.
Юрий Пономарев
Фото архива 746-го АП
На снимке: Пе-8 на стоянке на аэродроме ЛИИ в Кратово зима 1943 г.