746-й авиаполк дальней авиации в боях за Сталинград

К 75-летию Великой Победы Летом-осенью 1942 г. два полка (746-й и 890-й) 45-й авиадивизии АДД, которая с весны 1942 г. постоянно базировалась на аэродроме ЛИИ в Кратово, постоянно оказывали поддержку обороняющимся частям Красной армии в районе Сталинграда, а затем зимой 1942/1943 гг. приняли участие в контрнаступлении советских войск

Оборона

В конце августа 1942 г. обстановка под Сталинградом резко осложнилась. Частям вермахта стремительным броском танковых частей удалось разрезать на две части Сталинградский фронт и выйти к Волге.

Активизацию действий противника можно было ослабить за счет резкого увеличения числа бомбардировочных вылетов по целям в тылу группировки под командованием Фридриха Паулюса, наступавшей на Сталинград.

ВВС Красной армии к началу оборонительной операции на Сталинградском направлении (17 июля 1942 г.) состояли из 8-й Воздушной армии (ВА) Сталинградского фронта, которой командовал генерал-майор авиации Т.Т. Хрюкин. 18-я ВА насчитывала 454 боевых самолета, в т.ч. 74 ночных бомбардировщика. В августе 1942 г. была сформирована
16-я ВА, командующим которой назначили генерал-майор авиации П.С. Степанова. В состав Сталинградского фронта 16-я ВА была включена 2 сентября.

На момент сформирования на вооружении 16-й ВА находилось 152 исправных самолета, в том числе 42 истребителя, 79 штурмовиков и 31 легкий бомбардировщик. С октября 1942 г. 16-й ВА командовал генерал-майор авиации С.И. Руденко. Также на сталинградском направлении в полосе фронта к участию в боевых действиях было привлечены части Авиации дальнего действия (до 200 бомбардировщиков), в частности 45-я авиадивизия (АД) Авиации дальнего действия (АДД) и входящие в состав авиадивизии 746-й и 890-й авиаполки.

На сталинградском направлении был задействован 4-й Воздушного флота люфтваффе, в котором на конец июля 1942 г. суммарно  насчитывалось около 700 самолетов (истребителей, бомбардировщиков, разведчиков и др.).

За октябрь – ноябрь 1942 г. боевой состав воздушных армий советских ВВС на сталинградском направлении увеличился: взросло количество самолетов в истребительных и штурмовых авиаполках, которые перешли на новые штаты и вместо двух эскадрилий стали иметь три эскадрильи. Так, в частности, к концу ноября 1942 г. в составе 16-й ВА насчитывалось уже 342 самолета (из них исправных 249 машин), в том числе 103 штурмовика, 125 истребителей, 93 ночных бомбардировщика, 7 разведчиков и 14 самолетов связи. Необходимо отметить, что активность советской авиации во время Сталинградской битвы от месяца к месяцу возрастала.

746-й АП и 890-й АП летали с аэродрома ЛИИ в Кратово на боевые задания только ночью. Ночные бомбардировщики наносили противнику значительные материальные потери и оказывали большое психологическое воздействие на личный состав немецко-фашистских войск.

Летом-осенью 1942 г. два полка (746-й и 890-й) 45-й АД АДД оказывали поддержку нашим обороняющимся частям в районе Сталинграда. Помимо Сталинграда экипажи бомбардировщиков Пе-8 746-го АП под командованием капитанов Василия Обухова, Арсения Чурилина, Михаила Симонова, Степана Макаренко, майора Ивана Лисачева и др. летали на задания в районы Брянска, Орла, Сещи, Смоленска, Харькова, Полтавы и др. Также летали и в глубокий тыл противника –  подвергали бомбовым ударам города Данциг, Кенигсберг, Тильзит, Варшава.

Контрнаступление

К началу контрнаступления под Сталинградом в составе группировки советских ВВС находились уже три воздушные армии: 17-я ВА (командующий генерал-майор авиации С.А. Красовский) Юго-Западного фронта, 16-я ВА Донского фронта и 8-я ВА Сталинградского фронта. Для усиления воздушных армий трех фронтов решением Ставки ВГК из резерва было направлено два смешанных авиационных корпуса и семь отдельных авиационных дивизий. Кроме того, в интересах Юго-Западного фронта была привлечена часть подразделений 2-й ВА (командующий генерал-майор авиации К.Н. Смирнов) Воронежского фронта, Авиация дальнего действия под командованием генерал-лейтенанта А.Е.Голованова, а также 102-я истребительная АД  Войск ПВО страны. Общее руководство всеми авиационными соединениями и объединениями осуществлял представитель Ставки ВГК по авиации – командующий ВВС Красной армии генерал-полковник авиации А.А. Новиков.

В преддверии контрнаступления под Сталинградом полки 45-й авиадивизии стали «обрабатывать» цели в полосе Юго-Западного фронта, которому предстояло наносить главный удар по войскам Паулюса. Ночью бомбардировкам подвергались также железнодорожные узлы Миллерово и Лихая, аэродромы Тацинская и Обливская, станции Острогожск, Богучар, Чертково. С началом контрнаступления и после окружения войск противника в районе Сталинграда действия АДД были направлены на прекращение работы «воздушного моста» и срыв попыток прорыва внешнего и внутреннего колец окружения, созданного войсками Сталинградского и Юго-Западного фронтов. Для этого бомбардировались железнодорожная станция Тацинская и располагавшийся вблизи нее аэродром и железнодорожная станция Морозовск, аэродром Обливская.

В начале ноября – в декабре 1942 г. советские войска перешли в контрнаступление в районе Сталинграда. Характер поддержки наших войск полками АДД изменился: группы дальних бомбардировщиков стали наносить бомбовые удары по оперативным резервам немецко-фашистских войск, аэродромам и складам противника, железнодорожным узлам и станциям и др. Также действия АДД были направлены на прекращение работы немецкого «воздушного моста» и срыв попыток прорыва внешнего и внутреннего колец окружения, созданного войсками Сталинградского и Юго-Западного фронтов.

Совершая рейды в глубокие и ближние тылы противника, нанося бомбовые удары по коммуникациям противника и важным в оперативном отношении военным объектам, а также бомбардируя подступы к Сталинграду, 746-й авиаполк в течение 1942 г, произвел 620 ночных самолето-вылетов с боевым налетом 2699 часов 29 минут и сбросил 1829 т фугасных и зажигательных бомб и 42,7 тыс. экземпляров листовок.

За участие в боевых заданиях по обороне и по разгрому группировки противника в районе Сталинграда в период с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943г. и успешное выполнение боевых заданий большая группа летного состава (более 300 человек) АДД ВВС Красной Армии, в том числе военнослужащих 746-го АП, была награждена в конце 1942 г. орденами и медалями.

Потери

Во время Сталинградской битвы 746-й авиаполк потерял пять самолетов из-за боевых и небоевых потерь и часть летного состава. 10 июля 1842 г. бомбардировщик Пе-8 (№ 4227) под командованием старшего лейтенанта Николая Ищенко при возвращении после выполнения боевого задания в результате повреждения бензомагистрали осколками снарядов зенитных орудий, которые обстреляли самолет над целью, отказали 1-й, 2-й и 3-й моторы. При подходе к аэродрому ЛИИ в Кратово отказал 4-й мотор. Бомбардировщик совершил вынужденную посадку в районе города Раменское. Самолет был разбит и восстановлению не подлежал. Члены экипажа остались живы.

20 июля самолет Пе-8 (№ 42106) под командованием старшего лейтенанта Василия Бидного (штурман капитан Родион Нечепоренко) вылетел на бомбардирование г. Кенигсберга. Машина с боевого задания не вернулась.

В конце июля – в августе 1942 г. в свой 746-й авиаполк на аэродром в Кратово вернулись спасшиеся на парашютах члены экипажа Пе-8 № 42106, которые рассказали об авиакатастрофе бомбардировщика. По их словам, машина вошла на высоте 4 тыс м в мощное грозовое облако, перевернулась и разрушилась. Самолет упал на территории, оккупированной противником, в 20 км северо-западнее города Великие Луки, дер. Григорьево. После удара о землю самолет вместе с бомбами взорвался, и обломки его сгорели. Первичные захоронения останков членов экипажа были произведены в деревне Григорьево.

В свою часть вернулись второй летчик старший лейтенант Павел Георгиевич Викентьев, воздушные стрелки старшие сержанты Абдула и Коваленко.

В ночь с 24 на 25 августа воздушный корабль Пе-8 (№ 42086) под командованием майора Ивана Лисачева вылетел на выполнение боевого задания по нанесению бомбового удара аэродрома под Смоленском, Над целью от разрыва снаряда зенитной артиллерии противника загорелся самолет. Принятые меры тушения оказались безрезультатными.  Экипаж покидал падающую машину на парашютах. Горящий самолет упал на землю и взорвался.

2 сентября 1942 г. в часть вернулись майор И.Лисачев и воздушный стрелок старший сержант Иван Бредун, спустя неделю 9 сентября – штурман старший лейтенант Николай Буряк и воздушный стрелок старший сержант Георгий Шепель. Также в начале сентября стало известно, что воздушный стрелок старший сержант Г.Григорьев жив и находится в партизанском районе Смоленской области. Еще один воздушный стрелок сержант Николай Петухов попал в плен и после удачного побега из лагеря для военнопленных примкнул в Италии к партизанам. После Победы Н.Петухов вместе с другими соотечественниками, которые воевали в рядах итальянского Сопротивления, с помощью советской специальной миссии вернулся на Родину. Остальные пять членов экипажа машины (№ 42086 пропали без вести.

7 октября 1942 г. произошло  ЧП с самолетом капитана Владимира Зеленского. Это был знаменитый самолет Пе-8 (№ 42066), на котором в мае-июне 1942 г. совершил перелет в Англию и США для ведения переговоров с союзниками нарком иностранных дел Вячеслав Молотов.

Согласно донесению штаба 746-го АП, после взлета при наборе высоты неожиданно отказал второй мотор, бомбардировщик, нагруженный бомбами, стал терять высоту. Бомбы быстро сбросили в Москва-реку, некоторые бомбы взорвались, поразив из-за небольшой высоты полета бензобаки левой консоли крыла. На самолете возник пожар. Горящий бомбардировщик был посажен капитаном В.Зеленским на луг в 7 км северо-западнее аэродрома Кратово. Машина полностью сгорела. Из состава экипажа 5 человек получили ожоги лица и рук 1-й и 2-й степени. Остальные 6 человек остались невредимыми.

Самолет Пе-8 № 42066 был списан 14 ноября 1942 г. на основании технического акта 45-й АД ДД за № 00653 от 16 октября 1942 г. и соответствующего инспекторского свидетельства за № 118.

В ночь с 28 на 29 октября 1942 г. тяжелый бомбардировщик Пе-8 (№ 42015), пилотируемый командиром экипажа капитаном Владимиром Пономаренко садился на аэродроме Кратово. Самолет Пе-8 возвращался с боевого задания после многочасового нахождения в воздухе. Бомбардировщик садился в условиях тумана. Как записано в акте комиссии по расследованию ЧП, « капитан В.В Пономаренко повел самолет на посадку и произвел приземление левее «Т», после приземления на пробеге врезался в другой самолет Пе-8 из 890-го авиаполка 45-й авиадивизии (АД) АДД, стоявший на стоянке и подготавливающийся к боевому вылету. Самолет № 42015 разбит». При аварийной посадке погибли штурман машины № 42015 старший лейтенант Петр Смирнов, старший борттехник, инженер-капитан Дмитрий Масюк, стрелок-бомбардир, младший лейтенант Василий Евдокимов. Также на земле были смертельно травмированы военнослужащие 890-го авиаполка воздушный стрелок, старший сержант Илья Кантор и механик по вооружению, сержант Игорь Никитин . Все пятеро военнослужащих 45-й АД были похоронены в братской могиле на Центральном городском кладбище города Раменское.

Командир экипажа бомбардировщика Пе-8 капитан Владимир Пономаренко был осужден за посадку, закончившейся катастрофой, разжалован в рядовые, однако еще до конца 1942 г. начал летать вторым пилотом на Пе-8. За участие в выполнении ряда боевых заданий Владимир Васильевич был восстановлен во всех правах: он вновь стал капитаном, а 12 февраля 1943 г. его повторно назначили командиром экипажа машины Пе-8.

В результате столкновения на земле самолетов Пе-8 № 42015 и № 42097 обе машины были разбиты. Самолет Пе-8 № 42015 списали, а воздушный корабль № 42097 был восстановлен и введен в строй во второй половине 1943 г. Всего 45-я АДД потеряла в 1942 г. десять бомбардировщиков Пе-8.

Юрий Пономарев

 

Фото из архива 25-го гвардейского Орловского АП АДД