432/746-й авиаполк дальней авиации в боях за Москву

Пока мы помним, они живы

5 декабря 1941 г. началось контрнаступление советских войск во время битвы за Москву, проходившую с сентября 1941 г. по март 1942 г.

Период обороны

Битва за Москву проходила в два этапа: оборонительный (30 сентября – 4 декабря 1941 г.) и наступательный, который состоял также из двух этапов: контрнаступления (5 декабря 1941 г. – 7 января 1942 г.) и общего наступления советских войск (7/10 января – 20 апреля 1942 г.). В Битве за Москву в общей сложности с обеих сторон участвовало свыше 7 млн. человек. На Москву противник бросил больше танковых и моторизованных дивизий, чем в мае 1940 г. при наступлении на Францию, Бельгию и Нидерланды вместе взятые. В историографии битва за Москву известна также как «Операция «Тайфун».

В сентябре 1941 г. в первые дни сражения под Москвой с советской стороны в боях участвовали 368 бомбардировщиков дальней авиации, 423 истребителя и 9 разведчиков истребительной авиации ПВО Москвы. В состав авиации ПВО Москвы входило 3 авиадивизий. Силы ВВС Красной армии на московском направлении практически не уступали противнику и суммарно насчитывали 1368 самолетов. В обороне столицы наряду с современными самолетами Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, Пе-2, Ил-2, ДБ-3Ф (Ил-4) принимали активное участие принимали авиационные части, которые были вооружены устаревшими и учебно-тренировочными самолетами По-2, Р-5, СБ, ТБ-3 и др.

Наступление германской группы армий «Центр» на советскую столицу поддерживал 2-й воздушный флот (люфтваффе), насчитывавший 950 самолетов, в том числе 495 бомбардировщиков (200 для дневных и 295 для ночных действий), 247 истребителей и 208 разведчиков.

В период немецкого наступления на Москву перед советской авиацией ставились следующие задачи: оказание поддержки сухопутным частям действующих фронтов, отражение налетов вражеской авиации на Москву и другие объекты тыла, бомбардировка важных объектов в тылу немецко-фашистских войск, переброска на транспортных самолетах войск и боеприпасов в наиболее горячие точки сражения за столицу.

С самого начала битвы за Москву в ней принимал участие 432-й бомбардировочный авиаполк, входящий в состав 81-й авиадивизии и состоявший из пяти авиаэскадрилий. В каждой эскадрильи было по три самолета. На основании приказа Народного комиссара обороны № 00115 от 3 декабря 1941 года, 432-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк (АП) был переименован в 746-й авиационный полк дальнего действия. 2 апреля 1942 г. 746-й АП перебазировался на ст. Кратово в Подмосковье (аэродром ЛИИ), который стал основным местом базирования 746-го авиаполка до весны 1944 г. В начале войны 432-й АП в основном базировался в Ивановской области. На основе 746-го АП Авиации дальнего действия (АДД) 21 мая 1942 г. были сформированы 45-я авиадивизия (АД) АДД и 890-й АП АДД, который вошел в состав созданной АД. Осенью и зимой 1941/1942 гг. аэродром ЛИИ в Кратово также интенсивно использовался 432/746-м АП.

Боевые задания для 432/746-й АП дальней авиации

Осенью 1941 г. во время оборонительного периода перед 432/746-й АП помимо бомбардировок военно-промышленных и административно-политических центров нацистской Германии и ее союзников была поставлена задача по нанесению бомбовых ударов по железнодорожным узлам, перегонам, аэродромам базирования вражеской авиации для нарушения подвоза войск и вооружения на дальних подступах к столице. Бомбардировщики Пе-8(ТБ-7) летали бомбить цели в глубоком тылу Третьего рейха: Берлин, Кенигсберг, Данциг.

В сентябре-октябре 1941 г. 432/746-й АП наносил удары по коммуникациям и железнодорожным узлам Орла, Орши, Пскова, Старой Руссы, Смоленска, Новгорода, Рославля и др., по войскам и технике противника на Калининском направлении, бомбил мосты через Волгу в районе Калинина (ныне Тверь).

На боевые задания постоянно летали экипажи бомбардировщиков Пе-8 (ТБ-7) под командованием капитана Сергея Асямова, старшего лейтенанта Иван Лисачева, майора Алексея Дмитриева, полковника Анатолия Алексеева старшего лейтенанта Энделя Пусэпа, майора Михаила Угрюмова, комбрига Михаила Водопьянова и др.

Когда сложилась очень сложная обстановка на фронте, тяжелые четырехмоторные бомбардировщики  Пе-8 были привлечены в роли фронтовых бомбардировщиков для нанесения бомбовых ударов по скоплению автомашин и танков на дорогах у дер. Улитино и у города Калинин (ныне Тверь). В частности, вечером около 19.00 18 октября один самолет Пе-8 с высоты 1,5 тыс. метров сбросил 4 авиабомбы ФАБ-250, 24 штуки ФАБ-100 и 2 бомбы САБ- 25 на скопление автомашин у дер. Улитино (Старицкий район Калининской области). Также вечером 18 октября с наступлением с глубоких сумерек воздушный корабль Пе-8 (ТБ-7) бомбардировал с высоты 1 тыс. м шоссейный мост через реку Волга у областного центра – города Калинина. Было сброшено 8 штук авиабомб ФАБ-250 и 2 ФАБ-500.

В дни октябрьского наступления германских войск на Москву 432/746-й АП неоднократно бомбардировал мотомехвойска противника, двигающиеся по шоссейной дороге Старица-Калинин,

Потери бомбардировщиков Пе-8 (ТБ-7)

16 октября авиаполк потерял один самолета Пе-8 вместе с экипажем. Машина (№ 4222) под командованием майора Евгения Федоренко разбилась при взлете вместе с экипажем (10 человек), остался жив только хвостовой стрелок старший сержант Николай Кокорин, который сумел выбраться из горящего самолета и отбежать до взрыва авиабомб на 30 метров от упавшего бомбардировщика.

29 октября после выполнения боевого задания при посадке на аэродроме гор. Ярославль разрушился самолет (№ 4217) под командованием майора Всеволода Лавровского, экипаж в полном составе остался невредимым.

Утром 29 октября экипаж самолета Пе-8 под командованием старшего лейтенанта Анатолия Перегудова после одиночного рейда на Берлин при возвращении на базовый аэродром совершил вынужденную посадку на болотистое место примерно в 15 км южнее Бокситогорска (юго-восточная часть Ленинградской области) у озера Черенское. Самолет был полностью разрушен. Все члены экипажа уцелели. Получили травмы различной степени тяжести командир корабля и второй летчик.

11 октября произошла авария машины № 4224. Комиссия по расследованию авиапроисшествия сделала заключение, что основной виновник аварии – старший бортовой воентехник 1 ранга В.Разумов, не проконтролировавший выработку топлива из баков, что в результате привело к останову двух двигателей с одной стороны. Командир корабля майор Александр Тягунин не справился с пилотированием корабля на двух моторах. Также комиссия по расследованию посчитала, что командир корабля усугубил положение выпуском шасси, которое привело к непроизвольной посадке на лес и аварии самолета. Ст. борт. воентехник 1 ранга В.Д.Разумов был предан суду Военного трибунала. Командира эскадрильи АЭ - командира корабля, майора А.Тягунина перевели на должность второго летчика.

6 ноября при возвращении после выполнения боевого задания в районе между городами Калязин и Кашин Калининской области  потерпела крушение машина № 4226 (загорелись двигатели) под командованием старшего лейтенанта Э.Пусэпа. Весь экипаж, состоящий из 12 человек, благополучно покинул борт на парашютах и приземлился на советской территории. Предполагали, что самолет был сбит огнем советских артиллеристов-зенитчиков. Всего во время битвы за Москву 432/746-й АП потерял пять самолетов Пе-8 (ТБ-7).

Потерь бомбардировщиков Пе-8 могло быть и больше.25 октября решили нанести бомбовый удар по городу Калуга тремя машинами вместо ночного в дневное время. Все три самолета вернулись домой с пробоинами в планере. Одна машина получила 15 пробоин. Машина под командованием комбрига Михаила Водопьянова возвратилась на базовый аэродром в Иваново на трех двигателях и отказавшей радиостанцией. Согласно боевому донесению, «все бомбы были положены в цель. Разрывы бомб наблюдали на территории ж. д. узла, в центральной, юго-западной, северной и восточной частях города. В результате бомбометания возникло пять очагов пожара. Также возник один большой пожар на территории ж. д. узла».

Авиаполк в течение 1941 г. произвел 63 ночных вылетов с общим налетом 345 часов 38 минут, сбросил 144750 килограммов фугасных и зажигательных бомб.

Юрий Пономарев

На снимке: в воздухе эскадрилья Пе-8 (ТБ-7)

 

Фото Минобороны России