Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Пока мы помним, они живы Летчик гвардии майор Анатолий Андреевич Перегудов – ветеран 746-го авиаполка (позднее 25-го гвардейского Орловского АП) принимал участие в двух первых героических рейдах бомбардировщиков Пе-8 на Берлин
Летчик Анатолий Андреевич Перегудов (1907 г.р.) был призван в ВВС Красной армии из запаса незадолго до начала Великой Отечественной войны. Перед Великой Отечественной войной командованием Красной армии было принято решение о комплектовании авиаполков дальней бомбардировочной авиации летчиками Гражданского воздушного флота (ГВФ) СССР в возрасте от 30 до 40 лет, которые налетали более миллиона километров, которых называли «летчики-миллионеры». Вот таким летчиком ГВФ и был Анатолий Перегудов.
В действующую армию Анатолий Перегудов был направлен в июле 1941 г., а в августе получил направление в 432-й бомбардировочный авиаполк, который вступил в войну сразу же после формирования в августе. В начальный период своего формирования (июнь-июль 1941 г.) авиаполк именовался как 412-й.
Авиаполк состоял из пяти авиаэскадрилий. В каждой эскадрильи было по три самолета. На основании приказа Народного комиссара обороны № 00115 от 3 декабря 1941 года 432-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк переименован в 746-й авиационный полк дальнего действия. 2 апреля 1942 г. 746-й АП был перебазирован на ст. Кратово в Подмосковье (аэродром ЛИИ), который стал основным местом базирования 746-го авиаполка до весны 1944 г. В начале войны 432-й АП базировался в Ивановской области. На базе 746-го АП Авиации дальнего действия (АДД) 21 мая 1942 г. были сформированы 45-я авиадивизия (АД) АДД и 890-й АП АДД.
Первый рейд на Берлин бомбардировщиков Пе-8
10 августа 1941 г. 12 экипажей бомбардировщиков ТБ-7 (Пе-8) (432-го АП) и 28 экипажей бомбардировщиков Ер-2 (420-го АП, вскоре переименованного в 433-й АП) получили задание Верховного Главнокомандующего И.Сталина совершить ночную бомбардировку столицы третьего рейха Берлина.
Для выполнения боевого задания особой важности было принято решение привлечь самолеты смешанной группы: Пе-8 (ТБ-7) и Ер-2, входящие в состав 81-й бомбардировочной авиадивизии ВВС Красной армии. Командиром группы назначили Героя Советского Союза, комбрига Михаила Водопьянова.
После тщательного отбора оставили 10 машин Пе-8 и 16 машин Ер-2, однако курс на Берлин взяли только 7 бомбардировщиков Пе-8 и 3 бомбардировщика Ер-2, взлетев с аэродрома в Пушкине под Ленинградом.
Согласно боевому донесению, корабль Пе-8 (№ 42025) под командованием старшего лейтенанта А.Перегудова произвел взлет в 20.50 и взял курс на Берлин. Впереди шел самолет подполковника А.Курбана, а за ним машины майора М.Угрюмова и старшего лейтенанта А.Перегудова. Тройка бомбардировщиков Пе-8 вначале пошла на ИПМ (исходный пункт маршрута) – Лужская Губа, от нее – к острову Хиума (Даго). В районе озера Лубенское (Ломоносовский район Ленинградской области) бомбардировщик Пе-8 под командованием А.Перегудова был атакован советским истребителем И-153, но машина Пе-8 сумела уйти в облака. На пути до Таллинна бомбардировщик также был обстрелян огнем зенитной артиллерией Красной армии, хотя экипаж неоднократно передавал закодированный пароль «Я свой самолет». Когда взяли курс на остров Рюген, в 21.30 у самолета А.Перегудова отказал мотор № 1. Экипаж получил по радиосвязи приказание вернуться. Сбросили бомбы в Балтийское море. Самолет произвел посадку в Пушкино в 0.30. В планере бомбардировщика насчитали 11 пулевых пробоин и 2 пробоины от зенитных снарядов.
Из 10 ушедших на Берлин бомбардировщиков вышли на цель и отбомбились только шесть машин. На аэродром в Пушкино возвратились только две машины. После этого рейда на Берлин комбриг М.Водопьянов был снят с должности командира дивизии, а на его место был назначен полковник Александр Голованов. После снятия с должности командира авиадивизии комбриг М.В.Водопьянов был переведен на должность командира корабля Пе-8 в 432-м дальнем бомбардировочном авиаполку.
Одиночный рейд бомбардировщика Пе-8 на Берлин
В боевом донесении, составленном в штабе 432-го АП (находившегося в Коврове Ивановской области) 30 октября 1941 г., о выполнении боевого задания тремя бомбардировщиками Пе-8 (машины № 42055 командир майор М.Угрюмов, № 42025 командир А.Курбан, № 42025 командир старший лейтенант А.Перегудов есть такие строки: "Самолет № 42025, командир корабля старший лейтенант Перегудов, стартовал в 17 час 46 мин 29.10.1941 г. с аэродрома Раменское на бомбардирование г. Берлин. Экипаж достиг цели и сбросил на цель ФАБ-100 – 20 шт. На свой аэродром экипаж не вернулся. По данным Московского радиоцентра экипаж прибыл на свою территорию и должен был находиться на территории Ивановской области. Организованы поиски экипажа».
После того, как экипаж был разыскан и доставлен в часть, выяснили, как проходил полет. До Берлина машина под командованием А.Перегудова летела по маршруту Переславль-Залесский – Калинин – Двинск – Каунас – далее над Балтийским морем до Данцинга – Берлин. От Переславль-Залесского до Калинина была облачность 6-7 баллов, шли на высоте 4 тыс. м. От Калинина до Двинска – сплошная облачность, на этом участке маршрута поднялись на высоту 5 тыс. м.
Почти через три часа полета в 20.20 по мск. на высоте 6 тыс. м в районе г. Двинск (стоит напомнить, что Двинск это ныне латвийский Даугавпилс) к самолету подошли два истребителя, тип которых экипаж не опознал. Истребители летели за самолетом в течение 20 минут, однако близко не подходили. Пе-8 ушел в облака, и истребители противника его потеряли и больше не появлялись. В 23.00 при подходе к г. Нойштеттин отказал мотор № 2, к цели пришли на трех моторах. В районе Берлина облачность была 6-7 баллов. Над Берлином после сброса бомб зенитная артиллерия системы ПВО открыла огонь по самолету, заработали прожекторы. Разрывы снарядов зенитных орудий экипаж наблюдал ниже самолета. В 23.50 с высоты 7,2 тыс. м на цель было сброшено 20 штук авиабомб ФАБ-100, каждая массой 100 кг. Бомбы сбрасывали прицельно серией залпов в один заход. Цель просматривалась экипажем через разрывы облаков. Экипаж наблюдал разрывы бомб в городе. По докладу экипажа, в результате бомбометания возник один пожар.
На обратном пути шли за облаками, в районе Двинска отказал мотор № 3. Экипаж продолжил полет домой на двух моторах, так летели в течение 3 час 30 мин. Все время шли за облаками. К моменту возвращения в районе аэродромов посадки (в Ивановской области) погода ухудшилась. Была низкая облачность, дождь, гололедица, обледенение в облаках.
Позднее в составленном боевом донесении было указано, что вышли из облаков на высоте 1,6 тыс. м. Район не смогли опознать. Во время возвращения при полете на высоте за облаками рамка радиополукомпаса (РПК) замерзла, и пользоваться РПК штурман капитан М.Колечко не смог. Горючее в баках было на исходе. Через 20 минут полета после выхода из облаков ориентировку так и не смогли восстановить. Горючее полностью было выработано. Экипаж произвел посадку на болотистое место примерно в 15 км южнее Бокситогорска (юго-восточная часть Ленинградской области) у озера Черенское (это было установлено позднее). Вынужденная посадка была произведена в 6 час 30 мин. В результате вынужденной посадки на болотистое место самолет получил значительные повреждения, а часть членов экипажа получило ушибы и ранения. Командир корабля Анатолий Перегудов – тяжелый ушиб в нижней части живота, второй летчик – легкий ушиб в области живота, штурман Михаил Колечко – легкое ранение кисти руки и ушибы лица. Остальные члены экипажа травм не получили. Разбитый самолет экипаж уничтожил, снятое оборудование сдали технической команде, о чем было доложено начальнику района аэродромного обслуживания бригадному комиссару Кузнецову. Командира корабля старшего лейтенанта А.Перегудова с экипажем доставили в г. Тихвин и оставили в военно-полевом госпитале, т. к. командир не мог ходить. Общая продолжительность полета составила 12 час 46 мин.
Стоит сказать, что в 1942 г. после сформирования 45-й авиадивизии на базе 746-го авиаполка в районе пос. Ильинская Раменского района были созданы для летного состава авиадивизии госпиталь и санаторий на базе бывших дач Л.Троцкого и А.Рыкова. Оба дома имели два этажа и находились в одном дворе. Одна дача была каменная, в ней находился госпиталь. Другой дом был из дерева, в нем разместили санаторий.
На самолете Пе-8 № 4227 под командованием подполковника Александра Курбана, который первым взлетел в 17 час 35 мин 29 октября 1941 г. с аэродрома Раменское для нанесения бомбового удара по Берлину, через час полета отказал мотор № 4: отлетел турбокомпрессор и мотор загорелся, пожар был быстро потушен бортовым огнетушителем. Экипаж повернул обратно и в 19 час 50 мин благополучно совершил посадку на трех двигателях на своем базовом аэродроме в г. Ковров Ивановской области.
Самолет Пе-8 № 42055, которым командовал майор Михаил Угрюмов, до Берлина тоже не долетел: из-за заклинившего мотора № 1 экипаж отбомбился по железнодорожной станции Плявинас (Латвия) и благополучно вернулся на базовый аэродром в Коврове.
За нанесение бомбового удара по столице Третьего рейха указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 февраля 1942 г. капитан Анатолий Андреевич Перегудов был награжден орден Красного Знамени. Также были награждены члены экипажа бомбардировщика, в частности, штурман корабля капитан Михаил Акимович Колечко также был награжден орденом Красного Знамени.
После лечения в госпитале А.Перегудов вернулся в 746-й АП на должность командира корабля. После лечения в госпитале летал на машине Пе-8 № 42088, длительное время штурманом у него был капитан Виктор Васильевич Погожев. Капитан А.Перегудов – участник битвы за Сталинград. С лета 1942 г. 746-й АП, входивший в состав 45-й АД, принимал участие в обороне Сталинграда. В декабре 1944 г. Перегудов был награжден медалью «За оборону Сталинграда».
Первый сброс супербомбы ФАБ-5000
Авиабомба ФАБ-5000 (предел грузоподъемности самолета Пе-8) была длиной вместе со стабилизатором 5,2 метра, диаметр ее – около одного метра, общая масса – 5,4 тонны, масса взрывчатого вещества – 3,2 т. ФАБ-5000 полностью не помещалась в бомбовом отсеке Пе-8, поэтому полет до цели проходил с приоткрытыми створками люка.
Первый сброс бомбы ФАБ-5000 на объект противника поручили экипажу бомбардировщика Пе-8 (№ 42029) под командованием капитана Анатолия Перегудова и штурмана майора Павла Томкевича. Вылет на боевое задание состоялся в ночь с 28 на 29 апреля 1943 г. Состав экипажа машины Пе-8 с дизельными моторами М-30Б был увеличен до 15 человек (вместо обычных 11 человек) за счет наземных специалистов по вооружению 746-го авиаполка и 45-й авиадивизии.
Во время полета к цели на самолете разрушился турбокомпрессор левого блока двигателя № 2. Однако командир корабля решил продолжать полет до цели и сбросить супербомбу. После сброса авиабомбы самолет на высоте 5,8 тыс. м был освещен взрывом собственной бомбы и ощущался легкий толчок. По данным воздушной разведки, бомба нанесла большие разрушения в районе судоходного канала, судостроительной верфи и повредила немецкий военный корабль, стоящий у причала.
Последний раз применение авиабомбы ФАБ-5000 по объектам противника произошло 9 марта 1944 г. с бомбардировщиков Пе-8, которыми командовали капитан В.Зеленский ( 746-й АП, ставший к этому времени 25-м Гвардейским АП) и капитан И.Олейников (890-й АП). Всего из поступивших на склады 45-й АД восемнадцати штук ФАБ-5000 по объектам противника применили 13 таких авиабомб, одна была использована при испытаниях.
Анатолий Андреевич дожил до Победы, окончив войну в звании гвардии майор.
Юрий Пономарев
Фото сайта allaces.ru