Прошедший войну с первого дня до последнего воздушный стрелок бомбардировщика Пе-8 Камран Кахраманов

Пока мы помним, они живы. Ветеран 746-го бомбардировочного авиаполка, а после переименования 25-го гвардейского Орловского бомбардировочного авиаполка, уроженец Азербайджана, воздушный стрелок Камран Кахраманов совершил за годы Великой Отечественной войны около 150 боевых вылетов на тяжелом четырехмоторном бомбардировщике Пе-8

Среди именитых ветеранов войны с нацистами, значится и гвардии старшина Камран Мамед оглы (Мамедович) Кахраманов, который прошел всю Великую Отечественную войну с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. Камран Мамедович (так его отчество было прописано во всех документах во временя войны) совершил в составе различных экипажей более 150 боевых вылетов и встретил День Победы на аэродроме в Болбасово Витебской области в Белоруссии, куда 25-й гвардейский Орловский авиаполк  перебазировался с аэродрома ЛИИ в Кратово в августе.1944 г.

Самые тяжелые годы войны

В 1939 г. Камрану Кахраманову, родившемуся в селе Холдырлы Агдамского района Азербайджанской ССР, исполнилось 19 лет и его призвали на срочную военную службу в ВВС Красной Армии. По прошествии трех лет заканчивалась его срочная служба, и в 1941 г. его должны были демобилизовать из армии, но 22 июня началась Великая Отечественная война. С первых дней войны Камран Мамед оглы Кахраманов начал летать на боевые задания в качестве воздушного стрелка тяжелого четырехмоторного бомбардировщика Пе-8.

В течение 1941 г. и 1942 г. Кахраманов четыре раза участвовал в бомбардировке дальней цели: столицы Восточной Пруссии – города Кенигсберг. Участие в таких особо сложных и опасных боевых заданиях всегда особо отмечалось в послужных документах и в представлении к награждению. В феврале 1942 г. за успешное выполнение первых девяти боевых заданий его награждают первой боевой наградой – медалью «За отвагу».

В мае 1942 г. командиром корабля одного из бомбардировщиков Пе-8 746-го авиаполка, входившего в состав 45-й авиадивизии авиации дальнего действия (АДД), назначают майора В.Обухова. Старшина К.Кахраманов зачисляется в состав экипажа машины будущего Героя Советского Союза Василия Обухова.

Стоит сказать о составе экипажа Пе-8 (машина № 42067), которой командовал командир корабля – майор Василий Обухов. Вторым летчиком был капитан Федор Соловьев, штурман – капитан Михаил Кононенко, старший борттехник – старший техник-лейтенант Владимир Гафин и помощник борттехника – старший техник-лейтенант Федор Иванец, стрелок-бомбардир – младший лейтенант Михаил Яковенко, воздушный стрелок-радист младший лейтенант Сергей Муханов, воздушные стрелки: старшина Камран Кахраманов, старшие сержанты Моисей Богорад, Иван Онищенко и Калинин.

С февраля по октябрь 1942 г. в составе экипажа машины Пе-8 Кахраманов совершил 40 боевых вылетов с целью уничтожения промышленных и административных объектов, железнодорожных узлов и аэродромов в глубоком тылу противника. Участвовал он и в нанесении бомбовых ударах по военным объектам союзника Германии – городам Бухаресту и Констанце и по порту Констанцы. К концу осени 1942 г. на счету Камрана Мамед оглы Кахраманова было уже около 100 боевых вылетов. В октябре 1942 г. его награждают первым орденом – Красной Звезды.

С июня 1942 г. до начала февраля 1943 г. Кахраманов выполнил около 40 ночных боевых полета: дважды летал бомбить Кенигсберг, дважды – Двинск, по одному разу Данциг, Бухарест и др. В мае летал бомбить Варшаву. В 1944 г – Констанцу и Хельсинки.

В июне 1943 г. началась битва на Орловско-Курской дуге. Во время битвы под Орлом и Курском экипаж майора В.Обухова за 15 летных дней совершил 14 боевых вылетов, из которых 13 были выполнены успешно и 1 выполнен. Затем было небо над Ленинградской областью. Под Ленинградом приоритетными целями для Пе-8 были позиции немецкой дальнобойной артиллерии, обстреливавшей северную столицу.

За мужество, выдержку и самоотверженную боевую работу 23 сентября 1944 г. гвардии старшина Камран Кахраманов был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени. Он также был награжден медалями «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда».

В наградных листах указывалось: «… тов. Кахраманов является одним из лучших воздушных стрелков подразделения. Летает с большим желанием, в полете проявляет мужество и выдержку. Бдительно охраняет корабль от истребителей противника. При полетах на средних и низких высотах активно ведет огонь из своей пушки по прожекторам и живой силе противника. При подготовке матчасти на земле и особенно при замене моторов работает наравне с механиками и мотористами. Этот экипаж Пе-8 считается лучшим экипажем части по своей сплоченности в боевой работе».

Завершающий этап войны

В марте-апреле-мае 1945 г. личный состав 25-й гвардейского авиационного Орловского полка авиации дальнего действия занимался восстановлением и перегонкой севших на вынужденную посадку в Венгрии, Югославии, Польше, Румынии американских четырехмоторных бомбардировщиков В-17 «Флаингфортресс» и В-24 «Либерейтор».

Первый бомбардировщик В-17 – машину B-17G (№ 43-38902), совершившую вынужденную посадку 13 апреля 1945 г. в Польше севернее Жешува, перегнали в 45-ю авиадивизию в конце апреля 1945 г. К середине мая 1945 г. по донесениям с мест в различных районах Польши, Румынии и др. стран выявили более 70 самолетов марки В-17 разных модификаций. Машины после ремонта перегоняли на территорию СССР и сосредоточивали в 45-й тяжелой бомбардировочной авиадивизии (тбад). Следует сказать, что в 1944 г. 45-й тбад за успешное выполнение заданий при освобождении Белоруссии было присвоено наименование «Гомельская».

С июня 1945 г. по приказу командующего 18-й Воздушной армией все бомбардировщики В-24 сосредоточили в 25-м гвардейском Орловском тбап, а В-17 – в 890-м тбап. Это была вынужденная мера, поскольку ресурс самолетов Пе-8 подходил к концу, а новые бомбардировщики было решено не строить.

В-17 находились в строю в 45-й Гомельской тбад до лета 1947 г., когда на вооружение 45-й авиадивизии стал поступать машины Ту-4 – советская версия американского четырехмоторного бомбардировщика В-29 «Суперфортресс».

Юрий Пономарев

 

На снимке: экипаж самолета Пе-8 на инструктаже (в центре во втором ряду в пилотке Камран Кахраманов.

Фото из семейного архива С.К.Муханова