Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Пока мы помним, они живы
Несколько военнослужащих из летного состава 746-го и 890-го авиаполков авиации дальнего действия (АДД), которые базировались во время Великой Отечественной войны на аэродроме ЛИИ, принимали участие в перелете советской правительственной делегации на международную конференцию в столицу Ирана – город Тегеран
Курсом на Тегеран
Подготовка самолетов для доставки советской правительственной делегации на встречу руководителей стран-союзников антигитлеровской коалиции началась в весной 1943 г. На авиазаводе в Химках в мае 1943 г. занялись переоборудованием трех транспортных самолетов Ли-2 и двух американских транспортных самолетов «Дуглас» C-47, поставляемых по лендлизу в СССР, в пассажирский вариант. По приказу наркома НКВД, генерального комиссара госбезопасности Лаврентия Берия ответственность за выполнением всех работ по самолетам была возложена на заместителя наркома НКВД по войскам, генерал-лейтенанта Аркадия Аполлонова.
Для обеспечения полета советской делегации в Тегеран в августе 1943 г. в Иран, в котором в то время находились советские и английские воинские части, была направлена группа военных радиоспециалистов с мощными радиостанциями. В состав группы входили начальник метеослужбы 1-го авиаполка Пограничных войск НКВД Комолов и синоптик Смирнов, на которых была возложена задача по изучению погодных условий в Иране в районе перелета. Все подготовленные самолеты в сопровождении истребителей совершили перелет из Москвы на аэродром Баку, откуда и предстояло совершить вылет делегации в Тегеран.
Экипажи самолетов были подобраны заранее. Командиром экипажа одной машины С-47был командующий Авиацией дальнего действия генерал-полковник Александр Голованов, а другой – командир 2-й авиадивизии Особого назначения полковник Виктор Грачев, который после успешного возвращения членов правительства в Москву из Тегерана стал генерал-майором авиации. Окончательное решение о проведении конференции в Тегеране было принято лишь 8 ноября 1943 г., т.е. за 20 дней до ее начала.
И.Сталин вместе с членами делегации выехал на литерном поезде № 501 из Москвы на конференцию в Тегеран 22 ноября 1943 г. Спецпоезд № 501 проследовал через Рязань-Сталинград-Армавир-Минводы-Грозный-Махачкалу в Баку. Вагон, в котором ехал Иосиф Виссарионович Сталин, был бронированным, рессорным, двенадцатиколесным и весил около 80 т. Только 26 ноября поезд прибыл на пригородную станцию Килязи близ Баку.
По утверждению генерал-полковника А.Голованова, он настоял на немедленном вылете делегации, т.к. метеоусловия для этого ноябрьского дня были отличные. По другим данным (генерала армии С.Штеменко), ночь делегация провела в Баку, а в Тегеран вылетели утром 27 ноября.
И.В.Сталин выбрал самолет полковника В.Грачева. На борту С-47 вместе с председателем Государственного комитета обороны находились В.М.Молотов, К.Е.Ворошилов, Л.П.Берия, начальник оперативного управления Генерального штаба генерал армии С.М.Штеменко. В самолете С-47, который пилотировал генерал-полковник Александр Голованов, летели ответственные сотрудники Наркомата иностранных дел СССР и охрана. Вслед за этими двумя самолетами курс на Тегеран взяли еще несколько крылатых машин. После трехчасового полета около полудня 26 ноября «Дуглас» С-47 с И.Сталиным на борту благополучно приземлился в Тегеране.
Первая тегеранская встреча «Большой Тройки» – И.Сталина, Ф.Рузвельта и У.Черчилля – состоялась 28 ноября 1943 г. 2 декабря Верховный главнокомандующий и члены советской делегации на том же самолете долетели до Баку, а потом поездом отправился в Москву, куда литерный поезд прибыл 5 декабря.
Впервые о прошедшей в Тегеране Международной конференции и встречи руководителей СССР, США и Великобритании было опубликовано в советской печати только 7 декабря 1943 г.
Воздушный стрелок - радист, младший лейтенант Сергей Муханов
Список награжденных «за выполнение специального задания правительства» был опубликован в газете «Ведомости Верховного Совета СССР» 24 декабря 1943 г. Он был подготовлен генерал-полковником А.Головановым и согласован со И.В.Сталиным. В списке около 80 человек. Летный и наземный состав были представлены почти поровну. Среди награжденных значился военнослужащий 746-го авиаполка (АП) 45-й авиадивизии (АД) Авиации дальнего действия (АДД) младший лейтенант Сергей Корнеевич Муханов. За участие в особо важном задании он был награжден орденом Красной Звезды.
Сергей Муханов родился 10 октября 1912 г. в Москве. В юности увлекался радиолюбительством. C 1934 г. по 1936 г. проходил срочную службу в Красной Армии. В конце 30-х годов летал в качестве радиста на самолетах «Аэрофлота» на международных и внутренних рейсах. Хорошо владел радиообменом на английском языке и знал его правила.
После начала Великой Отечественной войны в сентябре 1941 г. Муханов был призван на военную службу и направлен в ВВС Красной Армии. Прошел обучение в Школе младших авиационных специалистов (ШМАС). Вначале летал радистом на транспортных самолетах, в частности, на Ли-2. обеспечивая переброску боеприпасов и продовольствия в окруженный Ленинград, в полетах по доставке десанта в район Киева и др.
В 746-ом АП Сергей Муханов летал в качестве воздушного стрелка-радиста на тяжелом четырехмоторном бомбардировщике Пе-8 в экипаже, которым командовал капитан, а затем майор Василий Обухов. В составе экипажа майора В.Обухова Сергей Муханов летал бомбить цели в глубоком тылу врага: Кенигсберг, Истербург, Варшаву, Бухарест.
Необходимо добавить, что в октябре 1943 г. Сергей Корнеевич Муханов участвовал в качестве радиста самолета Ли-2 в сопровождении американской делегации во главе с государственным секретарем США К.Хэллом из Тегерана в Москву и обратно, совершившей этот перелет на двух самолетах С-54. Необходимо уточнить, что в конце октября 1943 г. в Москве проходила конференция министров иностранных дел СССР, США и Великобритании.
Перелеты в Англию и США
В конце апреля 1942 г. для проверки выбранного маршрута по доставке советской правительственной делегации экипаж тяжелого бомбардировщика Пе-8 (ТБ-7) под командованием майора С.Асямова совершил тренировочный полет до Англии через линию фронта. В состав экипажа входили второй пилот майор Эндель Пусэп, штурманы капитаны С.М.Романов и А.П.Штепенко, радистами были воентехник 1 ранга Б.П.Низовцев и младший лейтенант С.К.Муханов.
В Англии 30 апреля 1942 г. в авиакатастрофе пассажирского самолета DH 95 «Фламинго» майор Сергей Асямов погиб. В полете домой самолет Пе-8 пилотировал майор Эндель Пусэп.
В окончательный состав экипажа для миссии наркома иностранных дел Вячеслава Молотова в Англию и США были назначены: командир майор Э.К.Пусэп, второй летчик – капитан В.М.Обухов, штурманы капитаны С.М.Романов и А.П.Штепенко, старший борттехник, инженер-капитан С.Н.Дмитриев и борттехник, инженер-капитан А.Я.Золотарев, а также два радиста – воентехник 1 ранга Б.П.Низовцев и младший лейтенант С.К.Муханов, воздушные стрелки капитан И.П.Гончаров, старшие сержанты Д.М.Кожин, П.В.Сальников, Г.Ф.Белоусов и сержант В.И.Смирнов. Следует сказать, что на время перелета из Англии в США и обратно в состав экипажа был введен радист канадского происхождения Кэмпбелл. Секретная миссия В.Молотова, которая была рассекречена американскими СМИ еще до ее полного окончания, проходила с 18 мая по 13 июня 1942 г.
20 июня 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за успешное выполнение специального задания правительства звание Героя Советского Союза было присвоено майорам С.Асямову (посмертно), Э.Пусэпу, С.Романову и А.Штепенко (штурманов одновременно повысили в звании). Капитан В.Обухов, капитан-инженеры С.Дмитриев и А.Золотарев были награждены орденом Ленина. Остальные члены экипажа были награждены орденами Красного Знамени (И.Гончаров, С.Муханов и Д.Кожин) и Красной Звезды (Б.Низовцев, П.В.Сальников, Г.Ф.Белоусов и В.И.Смирнов).
В марте 1943 г. Сергей Муханов и Борис Низовцев еще раз летали с особым заданием в составе экипажа, которым командовал командир 890-го АП, Герой Советского Союза, подполковник Эндель Пусэп. На бомбардировщике Пе-8 была доставлена делегация советского правительства для переговоров с британским руководством, а затем на том же самолете они вернулись в Москву. Также экипаж обеспечил доставку правительственного пакета королю Великобритании Георгу VI. Для Сергея Муханова и 45-й АД АДД это был уже третий перелет до Британии и обратно.
Летом 1942 г. в «Красноармейской газете» была опубликована заметка под заголовком «Коммунист Муханов». Процитирую из нее несколько предложений: «…Свою рацию Муханов холит и нежит. Он содержит ее в абсолютной чистоте и не пойдет в воздух, не убедившись в полной ее исправности. При этом всегда берет с собой в полет все необходимые запасные части и инструменты».
Всего за годы войны Муханов совершил свыше 150 дневных и ночных боевых вылетов. После окончания Великой Отечественной войны гвардии младший лейтенант С.К.Муханов демобилизовался из армии и устроился работать в Полярную авиацию. Много лет он летал радистом на транспортных самолета на Крайнем Севере. За работу в Полярной авиации был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Всего в течение жизни его семь раз награждали орденами СССР. Затем вышел на пенсию. Скончался ветеран войны Сергей Корнеевич Муханов 22 сентября 1968 г.
Инструктор по радионавигации-заместитель штурмана, капитан Борис Низовцев
Борис Павлович Низовцев родился в 1912 г. в деревне Илнищино Котласского района Архангельской области. В конце 30-х годов проходил срочную службу в Красной Армии. Когда началась Великая Отечественная война, Борис Низовцев летал радистом на самолетах Полярной авиации. В начале 1942 г. добровольцем пошел на фронт. В мае 1942 г. его направили в 890-й АП, сформированый в мае 1942 г. на базе 746-го АП и входивший в состав недавно созданной 45-й АД АДД, базировавшейся на аэродроме ЛИИ в Кратово.
Как указано в наградном листе, «за годы службы в 890-м АП на должности заместителя штурмана полка по радионавигации показал себя высококлассным специалистом по подготовке штурманов, стрелков-бомбардиров и радистов. Имея штурманскую подготовку, в качестве штурмана-контролера к началу августа 1943 г. совершил 33 боевых вылета, из них один боевой вылет 19 марта 1943 г. на Варшаву и один – 14 апреля 1943 г. на Кенигсберг».
Погиб Борис Павлович Низовцев при выполнении боевого задания 1 февраля 1945 г. на самолете Б-25 «Митчелл» вместе с командиром экипажа капитаном Иваном Олейниковым, штурманами капитаном Егором Глуховым и младшим лейтенантом Борисом Покидушевым, заместителем командира 890-го полка по политчасти подполковником Федором Игнатьевичем Алферовым. Низовцев, Алферов и Олейников были похоронены в одной могиле на кладбище деревни Новоселье, Яронковского сельского совета Оршанского района Витебской области Белоруссии. В Москве похоронку на сына получил отец – Павел Алексеевич Низовцев.
Юрий Пономарев
На снимке: Сергей Муханов (вверху) и Борис Низовцев (внизу)
Фото из архива Минобороны РФ