«Мы не все вернемся из полета…»

Пока мы помним, они живы. Рассказ об экипаже бомбардировщика Пе-8, погибшем в авиакатастрофе в районе аэродрома Быково 12 сентября 1945 г.

Предисловие

После опубликования в газете «Жуковские вести» статьи «45-я авиадивизия генерала Викторина Лебедева», в которой рассказывалось о базировании на аэродроме ЛИИ в 1941-1944 гг. 45-й авиадивизии (АД) авиации дальнего действия (АДД), я получил по электронной почте письмо от читателя, в котором меня просили рассказать об авиакатастрофе самолета Пе-8 в районе аэродрома Быково 12 сентября 1945 г., о ее причинах, о погибшем экипаже.

Изучая историю 45-й АД АДД, я наткнулся на описание послевоенной авиакатастрофы. Об этой трагедии сохранились документы благодаря тому, что историю 45-й АД и 746-го АП (входившего в состав АД) бережно сохраняют в преемнике 746-го АП – в 203-м Гвардейском Орловском авиационном полку (самолетов-заправщиков Ил-78), базирующемся на аэродроме Энгельс Саратовской области.

Ас бомбардировочной авиации гвардии майор Николай Ищенко

О Герое Советского Союза,  командире корабля, майоре Николае Александровиче Ищенко (1910-1945) написано много статей и очерков. Летчик Гражданского воздушного флота (ГВФ) Николай Ищенко, работавший пилотом в Свердловском авиационном отряде во второй половине 30-х годов, был призван в ВВС Красной Армии в феврале 1941 г. Его назначали командиром эскадрильи 212-го дальнебомбардировочного авиаполка, кадровый костяк которой составили лучшие летчики и штурманы ГВФ.

212-й АП начал воевать с 22 июня 1941 г. Капитан Николай Ищенко на бомбардировщике ДБ-3Ф (Ил-4) принимал участие в оборонительных боях в Белоруссии летом тяжелейшего первого года войны. 30 июня во время боевого вылета на бомбардировку переправы противника через реку Березина года его самолет был сбит вместе с семью другими самолетами авиаполка. Рассказ об этом воздушном бое советского бомбардировщика ДБ-3Ф с немецкими истребителями в авторском переложении с некоторыми отступлениями от документальной точности писатель Константин Симонов поместил в романе «Живые и мертвые».

Раненого Николая Ищенко (у него была раздроблена пяточная кость) вначале волоком, а затем на плечах, вынес из леса и донес до шоссе, превозмогая боль в груди, штурман экипажа капитан Андрей Квасов. Позже выяснилось, что у Квасова было сломано несколько ребер. На шоссе их подобрала машина военного корреспондента Константина Симонова с товарищами. Летчика и штурмана на грузовике доставили в госпиталь.

После излечения в военном госпитале медкомиссия признала Николая Ищенко не годным к службе в военной авиации и направила его работать в Свердловский авиаотряд. Однако Николай Ищенко добился разрешения вернуться в действующую авиацию на фронт.

В апреле 1942 г. капитана Ищенко назначили командиром корабля, заместителем командира эскадрильи 746-го авиаполка. Летом 1943 г. майору Н.Ищенко за совершение свыше 100 успешных боевых вылетов на бомбардировщике Пе-8 было присвоено звание Героя Советского Союза. Всего на его боевом счету 135 боевых вылетов, совершенных за годы Великой отечественной войны.

Проблемы с прочностью

Максимальная бомбовая нагрузка Пе-8 составляла 4 т, однако даже в перегруженном состоянии бомбардировщик не терял своих основных показателей. В феврале 1944 г. на машине Пе-8 с серийным № 42611неожиданно был выявлен конструктивно-технологический дефект в конструкции планера самолета. Началось это с боевого вылета на Хельсинки. С целью выведения Финляндии из войны и облегчения блокады Ленинграда, 45-я АД в ночь с 6 на 7 февраля 1944 г. подвергла Хельсинки бомбардировке, сбросив на военные объекты города самые мощные советские бомбы ФАБ-5000 (массой 5 т).

После выполнения боевого задания экипаж, выполняя противозенитный маневр, услышал какой-то звонкий удар где-то позади кабины пилотов. Машина благополучно долетела до своего аэродрома и совершила посадку без происшествий. В ОКБ было сообщено, что после посадки самолет был тщательно осмотрен техсоставом части, но никаких дефектов обнаружено не было. Спустя некоторое время такой же удар и приблизительно в том же районе, зафиксировал экипаж, перегонявший один из строевых Пе-8 на заводской аэродром в Казань для ремонта. Повторное проявление непонятного дефекта очень встревожило специалистов ОКБ Туполева. Было высказано предположение, что произошло разрушение какого-то силового элемента центроплана.

При тщательном осмотре центроплана самолета на авиазаводе № 22 им. С.П.Горбунова обнаружили, что труба лонжерона крыла, разорвана по крайнему ряду заклепок. Впоследствии выяснилось, что это было усталостное разрушение металла лонжерона. Специалисты ОКБ под руководством Иосифа Незваля, который в то время был главным конструктором Казанского авиазавода по самолету Пе-8 (ТБ-7), предложили провести местное усиление конструкции. Доработке подверглась часть машин Пе-8, в том числе и самолет с серийным № 42611.

Трагедия 12 сентября 1945 г. в Быково

В июне 1945 г. машины Пе-8 базировались в Балбасово недалеко от Оршы. Для участия в намечавшемся параде Победы из-под Оршы на аэродром Быково перелетело 12 машин из состава 203-го Гвардейского полка (бывшего 25-го Гв. Орловского АП, еще ранее он был 746-м АП). Воздушную часть парада Победы, состоявшегося 24 июня, по погодным условиям отменили. Самолеты Пе-8 до сентября оставались на Быковском аэродроме, а в начале сентября было принято решение о перелете их в Балбасово. 12 сентября лидирующий Пе-8 (сер. № 42811), которым командовал командир эскадрильи, Герой Советского Союза, гвардии майор Николай Ищенко (на его счету было 142 боевых вылета, начиная с 22 июня 1941 г.: 7 дневных на Ил-4 и 135 ночных на Пе-8), должен был повести всю группу домой.

Вот как описывают этот последний полет очевидцы: «У самолета Николая Ищенко долго не запускался один из четырех двигателей М-82. Вскоре двигатель начал работать нормально, и машина пошла на взлет. Н.Ищенко поднял свой Пе-8 на высоту 400 м и выполнил круг над аэродромом, после четвертого разворота, проходя над летным полем, «прижал» машину к полосе, а затем сделал прощальную «горку», которая оказалась и впрямь прощальной. При наборе высоты у самолета сложилась правая полуплоскость крыла, и машина рухнула на землю, похоронив под своими обломками 14 человек. Эта машина была доработана по лонжеронам, и все равно произошла трагедия из-за разрушения лонжерона». Экипаж разбившегося Пе-8 похоронили с воинскими почестями на Центральном кладбище города Раменское.

Все Пе-8 45-й АД начали исследовать, и оказалось, что большинству из них грозит судьба Пе-8 с сер. № 42811. К началу 1946 г. из состоящих на вооружении в 45-й АД 30 машин Пе-8 было признано, что 19 самолетов нельзя допускать к полетам. Военная карьера Пе-8 на этом закончилась: большую часть бомбардировщиков Пе-8 списали и утилизировали.

P.S.

Список членов экипажа бомбардировщика Пе-8, потерпевшего крушение 12 сентября 1945 г. в Быково: командир эскадрильи, гв. майор Николай Ищенко (род. 1910 г.); летчик, гв. лейтенант Леонид Бурмистров (род. 1918 г.); летчик, гв. младший лейтенант Матвей Болебрюх (род. 1923 г.), штурман эскадрильи, гв. майор Василий Гладкий (род. 1914 г.); старший борттехник, гв. старший лейтенант Иван Печорин (род. 1907 г.); старший борттехник, гв. старший лейтенант Иван Литвинов (род. 1912 г.), бортрадист-стрелок, гв. младший лейтенант Максим Зинченко (род. 1914 г.); авиатехник, гв. техник-лейтенант Иван Кравчук (род. 1915 г.); техник по радио, гв. старший техник-лейтенант Иван Богачев (род. 1911 г.); воздушные стрелки: гв. старшина Марк Марунчак (род. 1919 г.), гв. старшина Петр Костин (род. 1913 г.) и гв. старшина Евгений Щебухов (род. 1924 г.); авиамеханики: гв. сержант Андрей Сорокин (род. 1918 г.) и гв. сержант Владимир Митрофанов (род. 1923 г.).

На снимке: 1 – капитан Николай Ищенко;

Фото из архива 746-го АП

 

Юрий Пономарев