Трагедия с экипажем бомбардировщика Пе-8 при возвращении с боевого задания в районе аэродрома ЛИИ

Пока мы помним, они живы. Весь экипаж самолета был похоронен на нынешнем Быковском мемориальном кладбище, но уже несколько десятилетий на гранитных плитах высечены имена только трех членов экипажа, состоявшего из восьми человек

Командир корабля – майор Николай Пахомчик

Николай Пахомчик вступил в ряды РККА в 1931 г. В начале Великой Отечественной кадровый военный летчик Николай Иванович Пахомчик был направлен при формировании в 412-й авиаполк (АП), который в августе вступил в войну под № 432, а с декабря 1941 г. вел боевую работу под № 746. Вначале капитан Пахомчик летал вторым пилотом в экипаже командира корабля подполковника Алексея Гавриловича Дмитриева. За семь успешных боевых вылетов в феврале 1942 г. Пахомчик был награжден орденом Красного Знамени. После того, как на базе 746-го АП АДД 21 мая 1942 г. были сформированы 45-я АД АДД и 890-й АП АДД, Николай   Иванович был переведен из 746-го АП в 890-й АП на должность командира корабля Пе-8, затем он был назначен командиром эскадрильи и повышен в звании.

Трагическая гибель машины Пе-8 № 42068

Утром 1 декабря 1942 г. тяжелый четырехмоторный бомбардировщик Пе-8 (заводской № 42068) возвращался с боевого задания. Командовал экипажем командир эскадрильи 890-го авиаполка майор Николай Пахомчик. При возвращении отказал 3-й мотор АМ-35А из-за прогара клапана, из-за воспламенения антифриза также был отключен 4-й мотор АМ-35А. Далее цитирую донесение начальника оперативного отдела 45-й авиадивизии Авиации дальнего действия, в которую с 1942 г. входил 890-й авиаполк. «Пламенем пожара была охвачена вся правая плоскость крыла. Принятые меры тушения пожара оказались не эффективными. Самолет был посажен на лес, в результате чего самолет разбился и сгорел».

В техническом акте, подготовленном 13 декабря 1942 г., указывалось: «Самолет Пе-8 № 42068 выпущен заводом № 22 Наркомата авиационной промышленности (НКАП) 1 сентября 1942 г. с 4-мя моторами АМ-35А... Получен с завода 890-м авиаполком дальнего действия 4 ноября 1942 г. С начала эксплуатации самолет налетал 15 час 55 мин, произвел 20 посадок... Самолет сгорел полностью со всем оборудованием, вооружением, бортинструментом и одиннадцатью парашютами».

Экипаж машины боевой

При катастрофе самолета Пе-8 1 декабря 1942 г. погиб весь экипаж. Командир корабля, командир авиаэскадрильи, майор Николай Иванович Пахомчик, родившийся в 1909 г. в г. Минск. Второй пилот, заместитель командира авиаэскадрильи. капитан Павел Федорович Ремизов, родившийся в 1908 г. в г. Ворошиловград (ныне Луганск). Штурман, капитан Филипп Георгиевич Севостьянов, родившийся в 1912 г. в г. Нежин Черниговской области. Старший борттехник, инженер-капитан Александр Иванович Шатохин, родившийся в 1913 г. в селе Молотовское, Молотовского района Орджоникидзевского края (ныне Ставропольский край). Помощник борттехника, техник-лейтенант Павел Федорович Нагорный, родившийся в 1913 г. в селе Глынск, Калиновского района, Винницкой области. Стрелок-радист, младший лейтенант Григорий Григорьевич Дискант, родившийся в 1914 г., в селе Медведово, Чигринского района, Кировоградской области. Старший воздушный стрелок, старшина Сергей Тимофеевич Скидоненко, родившийся в 1919 г. в селе Никольское, Даниловского района, Пензенской области. Воздушный стрелок, сержант  Григорий Дмитриевич Комбаров, родившийся в 1920 г. в селе Корнилово, Каменского района, Алтайского края.

Память о погибшем экипаже

Согласно архивным документам, все они были похоронены в братской могиле на кладбище Колонец Раменского района, Московской области. Так до войны и в годы Великой Отечественной войны называлось нынешнее Быковское мемориальное кладбище. В годы войны на кладбище Колонец хоронили умерших от ран в эвакогоспиталях, расположенных в поселке Стаханово (№№ 2948, 2943, 2948) , а после войны создали общее воинское захоронение на Быковском кладбище как бы «собрав» одиночные захоронения в одну большую братскую могилу.

С 1944 г. захоронения умерших и погибших военнослужащих Красной Армии начали в основном производить на Быковском кладбище, называемым также в документах Колонецким. До этого времени  многих военнослужащих, часть из которых погибло во время авиакатастроф в Раменском районе, хоронили на кладбище города Раменское. Так в сентябре 1942 г. на Центральном кладбище Раменского были преданы земле тела пяти авиаторов 890-го и 746-го авиаполков, погибшие при авиакатастрофе в ночь на 29 октября 1942 г.

Однако по ряду причин на одной из двух мемориальных плит памятника Воинской славы Быковского мемориального кладбища сейчас значится фамилия Николая Пахомчика без указания воинского звания. Установлено, что помимо командира экипажа майора Николая Пахомчика указаны еще два члена его экипажа: штурман, капитан Филипп Севостьянов и помощник борттехника, техник-лейтенант Павел Нагорный и все.

Юрий Пономарев

 

Фото Минобороны РФ