Командир корабля Пе-8 – летчик Михаил Булин-Соколов

Пока мы помним, они живы. Гвардии капитан Михаил Николаевич Булин-Соколов начинал службу в военной авиации как летчик-истребитель, а затем стал командиром тяжелого бомбардировщика ТБ-3, закончив войну командиром корабля Пе-8

Два брата – летчики одного бомбардировщика ТБ-3

Два родных брата из Ростова-на-Дону (разница в годах составляла семь лет) – старший Владимир и младший – Михаил связали в 30-е годы свою судьбу с военной авиацией, с подросткового возраста мечтая стать летчиками. В конце 30-х годов Владимир служил в 3-ем тяжелом бомбардировочном авиационном полку (ТБАП) командиром корабля. Этот авиаполк принимал участие в советско-финской войне 1939-1940 гг.

Михаил после окончания Военной школы летчиков и летнабов в Харькове в 1937 г. служил в авиационном истребительном полку. Летал на истребителе И-16. Старший брат уговорил младшего перейти в бомбардировочную авиацию и стал ходатайствовать о переводе Михаила в свой авиаполк. Просьбу удовлетворили и Михаила зачислили вторым летчиком в экипаж тяжелого четырехмоторного бомбардировщика ТБ-3, которым командовал Владимир. К началу Великой Отечественной войны старший лейтенант Михаил Булин-Соколов был уже командиром корабля в 3-м ТБАП.

Когда на рассвете 22 июня 1941 г. началась военные действия, 3-й ТБАП размещался в Белоруссии на аэродромах Сенча и Скобровка. 3 июля авиаполк был выведен из состава 52-й дальнебомбардировочной авиадивизии и вошел в подчинение командующего ВВС Западного особого военного округа с подчинением в оперативном отношении командиру 3-го авиадесантного корпуса. Предполагалось использование 3-го ТБАП наряду с другими полками, оснащенными самолетами ТБ-3, для проведения десантных операций, однако авиаполк по-прежнему привлекался командованием преимущественно для нанесения бомбовых ударов, в частности, по аэродромам противника в ходе Смоленской оборонительной операции. Осенью 1941 г. авиаполк участвовал в отражении немецкого наступления на Москву, а с декабря 1941 г. – в контрнаступлении советских войск под Москвой. В конце 1941 г. в боевой работе было задействовано ограниченное количество ТБ-3, так как в полку оставалось малое количество исправных самолетов. Летом и осенью первого года войны полк понес большие потери. Редко удавалось отправить на задание группу, состоящую из 5-7 машин ТБ-3. К концу декабря 1941 г. экипажами 3-го ТБАП было совершено 618 боевых вылетов.

С января по апрель 1942 г. 3-й ТБАП принимал участие в десантных операциях, проводимых на Западном фронте, привлекался к решению транспортных задач в интересах различных фронтов, оказывал помощь окруженным частям 33-й армии генерал-лейтенанта Михаила Ефремова под Вязьмой, конникам генерал-лейтенанта Павла Белова, партизанам.

Необходимо сказать, что старший лейтенант Михаил Булин-Соколов в 1941-1942 гг. неоднократно садился и взлетал с аэродрома ЛИИ в Кратово, принимая участие в боевых операциях по доставке десантников и грузов во время проведения битвы за Москву в 1941 г. и Вяземской воздушно-десантной операции 1942 г. Об интенсивности полетов во время проведения Вяземской воздушно-десантной операции говорит хотя бы тот факт, что в течение одной ночи c 20 на 21 февраля 1942 г. экипаж М.Булин-Соколова совершил три боевых вылета по доставке груза на машине ТБ-3.

Два боевых эпизода 1942 г.

В книге писателя-историка Анатолия Сергиенко «История 23-го гвардейского Белгородского Краснознаменного авиационного полка дальнего действия», выпущенной издательством «КОНСТАНТА» в 2013 г. в Белгороде, рассказано о нескольких боевых подвигах экипажа бомбардировщика ТБ-3 под командованием старшего лейтенанта Михаила Булин-Соколова.

Так в ночь на 28 января 1942 г. аэродром в Грабцево в Калужской области подвергся бомбардировке самолетами противника. Булин-Соколов попросил разрешения взлететь и тем самым вывести свой самолет из-под удара. Ему разрешили. Воспользовавшись паузой при нанесении бомбового удара, экипаж бомбардировщика ТБ-3 занял места в самолете и запустил двигатели. В это время над аэродромом появилась новая группа немецких бомбардировщиков. Бомбы начали рваться в непосредственной близости от самолета. Михаил Николаевич решил не выруливать на старт, как это делалось обычно, а произвести разбег и взлет прямо от стоянки самолета. Бомбардировщики врага открыли по взлетавшему ТБ-3 прицельный огонь из бортовых пулеметов, но машина Булин-Соколова быстро взлетела и в ночи на фоне леса стала незаметной.

К июню 1942 г. старший лейтенант М.Булин-Соколов совершил в качестве командира корабля 53 боевых вылета на ТБ-3. Он много раз летал в тыл противника для выброски десантников, в том числе 10 посадочным способом. В одном из таких вылетов в ночь на 16 марта 1943 г., выполняя задание командующего ВВС Западного фронта по доставке боеприпасов, Михаил Николаевич произвел посадку в тылу противника на площадке у деревни Свинцово, захваченной противником, но когда узнал о засаде, то смог взлететь под пулеметным огнем и вернуться на свой аэродром. Самолет получил, как выяснилось после посадки, 28 пробоин. За этот подвиг приказом командующего Западным Фронтом №0444/н от 16 апреля 1942 г. старший лейтенант Михаил Николаевич Булин-Соколов был награжден орденом Красного Знамени.

После войны об этом случае М.Н.Булин-Соколов рассказал так (рассказ помещен в книге А.М.Сергиенко): «Это был полет с посадкой в тылу противника. Везли боеприпасы и продукты. Садились на поляну в лесу на «конверт» из пяти костров. Мы дали белую ракету, земля ответила зеленой. Все нормально. Сели. Обычно после посадки ощущаешь, как самолет подпрыгивает на неровностях, а тут нет, плавно катится как по ровной дороге. Подрулили к месту выгрузки, вижу, кто-то стоит, но к самолету не подходит. Да и людей для разгрузки особо не видно. Моторы не выключали, держали на малом газку.

Послал радиста на землю, чтобы выяснил, почему не разгружают. Поднялся со своего места и наблюдаю за ним. Вижу, от человека, к которому пошел Сергей, возникла какая-то вспышка. Как будто он стрельнул. Радист пошел назад. Не побежал, а спокойно пошел к самолету. Вот его фигура исчезла под плоскостью. Я присел на корточки, чтобы лучше за ним наблюдать, а его нет. Я начал беспокоится, потом вижу, он пробирается к нам в пилотскую по фюзеляжу. Сел между нами и говорит: «Я больше не пойду, они там матом ругаются и стреляют». Мы не успели сообразить, что к чему, как в нашу сторону потянулась пулеметная очередь и трасса склоняется к самолету. Я крикнул праваку: «Держи педали!» А сам дал полный газ всем четырем моторам. Взлетели так, будто на борту не было никакого груза.

Через несколько дней снова полетели туда. Во время разгрузки начал спрашивать, почему в прошлый раз нас так недружелюбно встретили. Оказывается, мы тогда сели в шести километрах от нужного места на «конверт», выложенный немцами. То ли они знали про наш условленный сигнал, то ли они принимали своих, не знаю. То есть они нас не сразу опознали, а мы их. Мы потом долго в экипаже обсуждали действия радиста и пришли к выводу, что немец крикнул ему «Хальт!», а Сергей принял это слово за матерное. В общем – и смех, и грех».

Капитан Михаил Булин-Соколов был переведен из 3-го ТБАП в 746-й авиаполк в июне 1942 г. В 746-ом АП вначале летал вторым летчиком в разных экипажах бомбардировщика Пе-8. Длительное время летал в экипаже под командованием Героя Советского Союза майора Сергея Сугака (Пе-8 № 42088) и в экипаже Героя Советского Союза майора Михаила Симонова.

В мае 1944 г. Михаила Николаевича назначили командиром экипажа бомбардировщика Пе-8 (№ 42028), выпущенного в 1941 г. и оснащенного моторами АМ-35А. Это был самолет-долгожитель.

В среднем «боевая жизнь» тяжелого бомбардировщика Пе-8 составляла 30-35 боевых вылета.

Боевой вылет в ночь с 26 на 27 июля 1944 г.

Согласно боевому распоряжению штаба 45-й авиадивизии, все исправные самолеты Пе-8 должны были вылететь для нанесения бомбового удара по железнодорожной станции города Тильзит.

В донесении штаба 25-го гвардейского авиаполка сказано, что «при постановке задачи командир полка дал указание летному составу о надлежащем наблюдении за воздухом по маршруту и в районе цели, а также при отсутствии радиосвязи в первой половине маршрута возвратиться на свой аэродром».

На выполнение боевого задания вылетело 14 самолетов. Один бомбардировщик Пе-8 (№ 42059) под командованием гвардии капитана Федора Шатров из-за отказа «материальной части» (как сказано в донесении) через 20 минут полета произвел посадку на своем аэродроме. Еще один бомбардировщик Пе-8 (№ 42212) «ввиду отказа матчасти до цели не дошел, бомбы 1 ФАБ-2000, 1 ФАБ-1000 и 2 ФАБ-250 сбросил в озеро Нерочь, что 40 км севернее г. Вилейка. Третья машина произвела посадку на базовом аэродроме с бомбами. Один корабль № 42028 (командир корабля гв. капитан Михаил Булин-Соколов), при полете к цели в 22 час 56 мин дал радиограмму: «Прошли Шклов, передаю погоду», после чего связь с ним прекратилась, и корабль на свой аэродром не вернулся.

Следует сказать, что в июле 1944 г. аэродромом базирования для 25-го гвардейского АП (ранее 746-го АП) был аэродром в районе станции Олсуфьево Брянской области.

По донесениям экипажей, вернувшихся с боевого задания, «погода по маршруту туда и обратно была малооблачная, над целью безоблачно, дымка. Цель прикрывалась огнем трех батарей зенитной артиллерии (ЗА) среднего калибров. Работы прожекторов отмечено не было. Огонь ЗА велся заградительный с различной интенсивностью. Разрывы снарядов на высоте ниже 5 тыс. м. Временами огонь ЗА ослабевал, очевидно, под воздействием наших самолетов-подавителей ПВО. Отмечено патрулирование истребителей, которые взаимодействуя с ЗА, давали сигналы фарами и ракетами красного цвета, встреч с истребителями не было».

…Через десять дней (к 4 августа) в полк возвратился командир корабля гвардии капитан Михаил Булин-Соколов, который выпрыгнул с парашютом недалеко от линии фронта юго-восточнее Тильзита. В июле 1944 г. линия фронта проходила в районе реки Неман. Будучи раненым Булин-Соколов сумел перейти линию фронта.

Необходимо уточнить, что с 1946 г. Тильзит, расположенный в бывшей Восточной Пруссии (после войны это территория Калининградской области), называется Советск. Противник долго и упорно оборонял Тильзит, расположенный при слиянии рек Неман и Тыльжа. Город был взят советскими войсками только 20 января 1945 г. Причем летом 1944 г. Тильзит бомбили самолеты не только ВВС Красной Армии, но и Королевских ВВС Великобритании.

По докладу Михаила Булин-Соколова, бомбардировщик Пе-8 был сбит в 01.37 ночи прямым попаданием снаряда зенитного орудия противника, когда он находился на боевом курсе на высоте 5 тыс метров. Горящий корабль упал на землю в районе 25-30 км юго-восточнее Тильзита и сгорел. Из состава экипажа, кроме командира корабля, возвратились в свою часть на 4 августа 1944 г. второй летчик гвардии старший лейтенант К.И.Усачев, штурман гвардии капитан В.А.Гладкий, борттехник гвардии инженер-капитан Н.С.Прудиус, воздушные стрелки гвардии старшие сержанты Ф.И.Локтюшин и В.П.Блохин.

В часть не возвратились и через три недели (17 августа) стали считаться пропавшими без вести старший бомбардир гвардии младший лейтенант П.В.Летягин, помощник борттехника гвардии старший техник-лейтенант В.И.Кутушин, воздушный стрелок-радист старшина Г.Е.Абдула, воздушные стрелки гвардии младший лейтенант В.И.Шишков и гвардии старший сержант Ю.Н.Салмин.

Необходимо сказать, что старший бомбардир гв. младший лейтенант Петр Васильевич Летягин все же сумел перейти линию фронта и вернуться в свою часть в конце августа 1944 г.

Всего за годы Великой Отечественной войны гв. капитан Михаил Булин-Соколов совершил на бомбардировщике Пе-8 115 боевых вылетов, а всего за время войны – 168 . Бомбил военно-промышленные объекты в глубоком тылу противника: Варшавы, Кенигсберга, Будапешта, Констанцы, Хельсинки.

За годы военной службы в авиации Михаил Николаевич был награжден тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, двумя орденами Красной Звезды, медалями. Ушел в запас в звании подполковника. Скончался Михаил Булин-Соколов в июне 1996 г. в Ростове-на-Дону.

Юрий Пономарев

 

Послевоенное фото из архива Минобороны