Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Пока мы помним, они живы. За годы Великой Отечественной войны авиаполком командовало три офицера: Викторин Лебедев, Николай Егоров и Владимир Абрамов
Начало формированию авиаполка было положено постановлением Государственного комитета обороны № ГКО-143сс от 14 июля 1941 г. «Об авиадивизии дальнего действия». Согласно секретному постановлению, создавалась авиадивизия дальнего действия под номером 81, в состав которой должны были войти два полка, каждый из них должен был состоять из пяти эскадрилий по три самолета в каждой. Дивизия оснащалась тяжелыми четырехмоторными бомбардировщиками ТБ-7 (Пе-8). Командиром авиадивизии назначался Герой Советского Союза комбриг Михаил Водопьянов. Первый полк приказывалось сформировать к 20 июля 1941 г., а второй по мере поступления самолетов от авиапромышленности.
Самым первым полком создаваемой авиадивизии был 412-й, в августе он вступил в войну под № 432, а с декабря 1941 г. вел боевую работу под № 746. Командовал полком с первого дня его создания (он же руководил формированием части) полковник Викторин Иванович Лебедев, до этого проходивший службу в Научно-испытательном институте ВВС.
Для формировавшейся АД был подобран летный состав, обладающий отличной подготовкой, способный летать в любых метеоусловиях днем и ночью на полный радиус тяжелого бомбардировщика Тб-7 (Пе-8). Это были кадровые военные летчики и штурманы из частей дальнебомбардировочной авиации ВВС Красной армии, опытнейшие пилоты Гражданского воздушного флота, летчики полярной авиации Главсевморпути СССР.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 746-м АП командовали полковник Викторин Иванович Лебедев с 26.07.41 г. по 10.08.41 г.; затем майор Николай Дементьевич Егоров с 10.08.41 г. по 05.06.42 г., а потом подполковник, затем полковник Владимир Алексеевич Абрамов с 05.06.42 г. по 06.09.47 г.
Начальником штаба 746-го АП был назначен подполковник Арефий Никитович Иващенко, затем он стал начальником штаба 45-й авиадивизии (АД) и ему было присвоено звание полковника. После ухода в 45-ю АД Арефия Иващенко начальником штаба 746-го АП, а впоследствии 25-й гвардейского АП стал Афанасий Николаевич Бондаренко.
Заместителем командира полка по политической части 746-го, а затем 25-го гвардейского АП был подполковник Владимир Васильевич Николаев.
На базе 746-го АП АДД 21 мая 1942 г. были сформированы 45-я АД АДД и 890-й АП АДД. Командиром дивизии был назначен полковник Викторин Лебедев. Полковник В.Лебедев командовал 45-й авиадивизией до конца войны. 18 сентября 1943 г. Викторину Ивановичу было присвоено звание генерал-майора авиации.
45-я авиадивизия и соответственно полки, входящие в нее, непосредственно командованию фронтов не придавались. Авиадивизия участвовала в боевых операциях в системе авиации дальнего действия (АДД), впоследствии переименованную в 18-ю Воздушную Армию ВВС Красной армии. Боевые действия выполнялись только по заданию Ставки Верховного Главнокомандования. Летчики 45-й АД выполняли задания по бомбардировке столицы фашистской Германии и столиц ее союзников: Берлина, Будапешта, Бухареста, Хельсинки, а также военно-промышленных объектов, расположенных в глубоком тылу противника: Кенигсберга, Данцига, Констанцы, Тильзита и др.
Вместе с выполнением заданий по нанесению бомбовых ударов в глубоком тылу противника полки 45-й АД совместно с другими частями и соединениями АДД участвовали в боевых операциях в интересах фронтов, нанося бомбовые удары по аэродромам, коммуникациям, скоплениям войск и железнодорожным узлам противника в ближнем тылу противника.
В 1944 г. 45-й АД за успешное выполнение заданий при освобождении Белоруссии было присвоено наименование «Гомельская».
За проявленную отвагу в боях с немецко-фашистскими захватчиками, за стойкость, дисциплину и организованность, за героизм личного состава приказом Наркомата обороны СССР № 274 от 18 сентября 1943 г., 746-й АП АДД был преобразован в 25-й Гвардейский авиационный полк авиации дальнего действия, а затем приказом НКО СССР № 0137 от 27 мая 1944 г. 25-му Гвардейскому авиаполку авиации дальнего действия, отличившемуся в боях с немецкими захватчиками при освобождении города Орел, было присвоено наименование «Орловский».
Сейчас 746-й АП АДД – это 203-й Гвардейский Орловский авиационный полк (самолетов-заправщиков Ил-78), базирующийся на аэродроме Энгельс Саратовской области.
В состав 45-й АД входил 890-й АП. Командиром 890-го авиаполка (АП), сформированного в мае-июне 1942 г. (формирование было закончено 15 июня) на базе 746-го АП АДД был назначен в октябре 1942 г. подполковник (бывший полярный летчик) Эндель Карлович Пусэп. В сентябре 1943 г. 890-й авиаполк был удостоен почетного наименования «Брянский».
В состав 45-й АД также входил 362-й авиаполк. 362-ой АП был сформирован в начале 1944 г. на базе четырех экипажей бомбардировщиков Пе-8, выведенных из состава 25-го Гвардейского АП и 890-го АП. Командиром авиаполка был назначен подполковник Николай Николаевич Илюхин. Весной 1944 г. имевшиеся 4 самолета Пе-8 были возвращены в свои первоначальные части, а полк начал принимать американские бомбардировщики среднего радиуса действий В-25 «Митчелл» модификаций D-30, В-35, J, поставляемые в СССР по ленд-лизу. В октябре 1944 г. за отличия в Рижской операции полку было присвоено почетное наименование «Рижский».
В марте-апреле 1945 г. личный состав 25-го гвардейского Орловского АП занимался восстановлением перегонкой севших на вынужденные посадки в Венгрии, Югославии и Польше американских бомбардировщиков B-17 и B-24. Последние боевые вылеты были произведены по городу-крепости Кенигсбергу. За боевую работу в годы войны полк шесть раз удостаивался благодарности Верховного Главнокомандующего. 11 человек в полку в годы войны были удостоены звания Героя Советского Союза. С 02.01.1946 г. полк носит номер 203. Сейчас 746-й АП АДД – это 203-й Гвардейский Орловский авиационный полк (самолетов-заправщиков Ил-78), базирующийся на аэродроме Энгельс Саратовской области.
До августа 1941 г. 412-й. а затем 432-й АП базировался в Монино, затем в городе Ковров Ивановской области, в марте 1942 г. местом базирования 746-го АП стал аэродром ЛИИ в Кратово Московской области.
В мае 1944 г. 746-й АП, ставший к этому времени уже 25-м гвардейским, был перебазирован ближе к линии фронта – на аэродром в Олсуфьево Брянской области. С августа 1944 г. по декабрь 1944 г. 25-й гвардейский Орловский авиационный полк базировался в Витебской области в Белоруссии на аэродроме Балбасово.
За боевую работу в годы войны полк шесть раз удостаивался благодарности Верховного Главнокомандующего. 11 летчиков и штурманов 746-го полка были удостоены звания Героя Советского Союза. Это Сергей Александрович Асямов (посмертно), Александр Сергеевич Додонов, Николай Александрович Ищенко, Василий Михайлович Обухов, Эндель Карлович Пусэп, Сергей Михайлович Романов, Сергей Савельевич Сугак, Сергей Федорович Ушаков, Арсений Павлович Чурилин, Федор Анисимович Шатров, Александр Павлович Штепненко.
За годы войны 16 человек из состава полка (летчики, штурманы, борттехники) были награждены орденом Ленина, 29 человек – орденом Красного Знамени (причем некоторые дважды), 420 военнослужащих из числа летного и наземного состава) – орденом Отечественной войны 1-й степени, 28 – орденом Отечественной войны 2-й степени, 372 человека (летчики, штурманы, борттехники, воздушные стрелки, бортрадисты и др.) – орденом Красной Звезды, 3 – орденом Александра Невского (командный состав), 2 – орденом Славы 3-й степени.
Юрий Пономарев
Фото из архива Минобороны, 746-го АП и 203-го гвардейского Орловского АП
Фото командного состава пока на завершающем этапе войны (сверху вниз): 1 – комполка полковник В.Абрамов, 2 – начальник штаба подполковник А.Бондаренко, замполит полка подполковник В. Николаев.