Три бортовых техника 746-го авиаполка, не вернувшиеся с войны

Пока мы помним, они живы. Рассказ о боевом пути бортовых техников бомбардировщиков Пе-8 Арсентии Пигунове, Дмитрии Масюке и Игоре Маштакове

Старший борттехник, инженер-капитан, воентехник 1 ранга Арсентий Яковлевич Пигунов (1909 – 1942)

Арсентий Пигунов родился в 1909 г. на хуторе Сухимовка, Миллеровского района, Ростовской области. Был кадровым военным. В действующей армии – с первых дней Великой Отечественной войны. С самого начала войны и до своей трагической гибели Арсентий Яковлевич служил а 746-ом авиационном полку (АП) Авиации дальнего действия (АДД). 746-й авиационный полк АДД, вооруженный самолетами Пе-8 (ТБ-7), начал формироваться в июле 1941 г. под № 412, вступил в войну в августе того же года под № 432, а с декабря 1941 г. вел боевую работу под № 746. На базе 746-го АП АДД 21 мая 1942 г. были сформированы 45-я АД АДД и 890-й АП АДД.

Осенью 1941 г. старший лейтенант Арсентий Пигунов летал в составе экипажа бомбардировщика Пе-8 под командованием капитана Ивана Лисачева. В октябре в 1941 г. всех членов экипажа капитана Лисачева за успешное выполнение боевых заданий наградили орденами и медалями. Представление к наградам сделали в конце августа 1941 г. Это был первый случай в 432-ом АП в 1941 г., когда был награжден весь экипаж. Арсентий Яковлевич был удостоен ордена Красного Знамени.

…4 мая 1942 г. после выполнения боевого задания самолет Пе-8 (№ 42017), которым командовал заместитель командира полка, подполковник Константин Егоров, при возвращении на свой базовый аэродром в Кратово в 22 ч 40 м потерпел катастрофу у деревни Коврово в 17 км юго-западнее г. Алексин (Тульская область). Девять человек экипажа погибли, остались в живых только стрелок хвостовой точки старшина Тарас Базаев и стрелок левой подшассейной точки сержант Иван Решетов. Т.Базаев получил легкие ушибы, а И.Решетов получил ожог левой ноги и левой руки.

В акте комиссии по расследованию причин катастрофы было указано, что «примерно за 10 минут до катастрофы, т.е. в 22 ч 30 мин начал давать сбои 1-й мотор, самолет пошел с небольшим правым креном. Непосредственно перед катастрофой, над деревней Дугна самолет начал правый разворот, при развороте правой плоскостью задел за провода телеграфной линии, провода оборвал, после чего правой консолью коснулся земли и прочертил на земле след на расстояние 25 метров, затем ударился о землю моторами правой группы. В результате скоростного удара самолет полностью разрушен, от воспламенения баков правая плоскость сгорела в 100 метрах от места удара, моторы правой группы разрушены. Левая плоскость полностью разрушена, а моторы левой группы отброшены на 60-70 метров от места удара. Хвостовое оперение с частью фюзеляжа отброшено на 120 метров от места удара».

При катастрофе машины Пе-8 (№ 42017) погибли: командир корабля – зам. командира полка, подполковник Константин Петрович Егоров (1903 г.р.); 2-й летчик – зам. командира авиаэскадрильи, капитан Иосиф Степанович Иванов (1908 г.р.); штурман – капитан Валериан Иванович Голягин (1907 г.р.); стрелок-бомбардир – лейтенант Тихон Прокофьевич Булах (1915 г.р.); воздушный стрелок радист – техник-лейтенант Дмитрий Петрович Бодров (1912 г.р.); старший борттехник – инженер-капитан Николай Григорьевич Плотников (1912 г.р.); старший борттехник – инженер-капитан Арсентий Яковлевич Пигунов (1909 г.р.); воздушные стрелки: старшина Николай Иванович Кокорин (1914 г.р.) и сержант Александр Васильевич Никонов (1919 г.р.).

Все они были похоронены на кладбище деревни Коврово Дугнинского района Тульской области. После войны останки военнослужащих были перезахоронены в братской могиле, расположенной в деревне Ферзиково Калужской области.

Старший борттехник, инженер-капитан Дмитрий Федорович Масюк (1910 – 1942)

Дмитрий Масюк родился на Донбассе в семье рабочего. Свою трудовую деятельность начал в пятнадцать лет. В армию Масюк был призван в 21 год. Служил в ВВС РККА с 1931 г. Великую Отечественную войну встретил кадровым военным. В 746-м авиаполку (вначале это был 412-й АП) Масюк с первых дней войны.

В памятном альбоме авиаполка и в наградных документах упоминается случай, когда под руководством Дмитрия Федоровича в зимних условиях на полевом аэродроме у бомбардировщика Пе-8 (командир корабля майор Сергей Асямов) были заменены четыре крыльевых бензобака за шесть суток вместо отведенных десяти. Также упоминается эпизод, когда авиатехники под его руководством отремонтировали четыре мотора за восемь часов вместо отведенных двух суток.

За участие в выполнении 15 боевых заданий в феврале 1942 г. Дмитрия Федоровича наградили орденом Красного Знамени. В ноябре 1942 г. он был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. Представление к награждению этим орденом было оформлено в начале октября 1942 г., но награду вручить Дмитрию Масюку не смогли, так как в конце ноября 1942 г. он погиб на аэродроме Кратово. К этому времени Масюк совершил около 50 боевых вылетов. Несколько раз летал в составе экипажа бомбить Кенигсберг и Варшаву.

…В ночь с 28 на 29 октября 1942 г. тяжелый бомбардировщик Пе-8 (№ 42015) из 746-го авиаполка 45-й авиадивизии Авиации дальнего действия (АДД), пилотируемый командиром экипажа капитаном Владимиром Пономаренко садился на аэродром Кратово. Самолет Пе-8 возвращался с боевого задания после многочасового нахождения в воздухе. Бомбардировщик садился в условиях тумана. Как записано в акте комиссии по расследованию ЧП, «капитан В.В Пономаренко повел самолет на посадку и произвел приземление левее «Т», после приземления на пробеге при скорости около 80 км/ч Пе-8 (№ 42015) врезался в другой самолет Пе-8 из 890-го авиаполка 45-й авиадивизии (АД) АДД, стоявший на стоянке и подготавливаемый к боевому вылету. Самолет № 42015 разбит».

Это случай обстоятельно описан в книге воспоминаний «В интересах всех фронтов» штурманом 746-го АП Сергеем  Ушаковым. Книга была издана в Москве, в Воениздате , в 1982 г.

При аварийной посадке погибли штурман машины № 42015 старший лейтенант Петр Трифонович Смирнов (1912 г.р.), старший борттехник, инженер-капитан Дмитрий Федорович Масюк (1910 г.р.), стрелок-бомбардир, младший лейтенант Василий Павлович Евдокимов (1918 г.р.). Также на земле были смертельно травмированы военнослужащие 890-го авиаполка воздушный стрелок, старший сержант Илья Юдович Кантор (1918 г.р.) и механик по вооружению, сержант Игорь Павлович Никитин (1923 г.р.). Все пятеро военнослужащих 45-й АД были похоронены в братской могиле на Центральном городском кладбище города Раменское.

Борттехник, старший техник - лейтенант Игорь Михайлович Маштаков (1911 – 1943)

Родился в Киеве, призыван в армию в Москве в начале 1942 г.

В действующую армию специалиста по эксплуатации авиадвигателей Игоря Маштакова направили в январе 1942 г. и сразу он попал в 746-й авиаполк. За время службы в 746-ом АП Игорь Михайлович совершил около 30 боевых вылетов. Принимал участие в боевых заданиях по бомбардировке объектов противника в его глубоком тылу: Тильзита, Эльбина, Варшавы. В 1943 г. Маштаков летал в экипаже под командованием капитана Владимира Васильевича Пономаренко. В наградных документах отмечено, что Игорь Михайлович принимал участие в испытаниях двигателей воздушного охлаждения М-82 на самолетах Пе-8. Во время испытаний моторов М-82 он произвел 27 вылетов с налетом 43 часа.

Испытания Пе-8 с мотором М-82 (АШ-82) проводились как совместные с 45-й авиадивизией АДД и проходили с 3 апреля по 24 октября 1942 г. Всего было выполнено 22 полета продолжительностью 58 часов. Полеты заняли 22 дня остальные 204 дня ушли на доводку М-82 и всей винтомоторной установки. Первый Пе-8 с мотором М-82 был выпущен в конце 1942 г. Замена на двигатель М-82 понадобилась из-за того, что серийное производство двигателей АМ-35А, устанавливаемых на Пе-8 с 1939 г., постепенно сворачивалось и прекратилось в 1944 г. В 1943 г. и 1944 г. все самолеты Пе-8 строились и сдавались военным только с двигателями типа М-82.

С начала июня 1943 г. 45-я авиадивизия стала участвовать в Орловско-Курской операции. Бомбардировщики Пе-8 летали бомбить аэродромы немцев под Орлом и Брянском, железнодорожные узлы Орши, Рудни, Орла, Брянска и др.

В июле 1943 г. все экипажи 746-го АП участвовали в ночных бомбардировках военных объектов под Орлом: 7 июля бомбили скопление войск и танков в селе Тамаровка. 11 июля наносили бомбовый удар по живой силе и технике, скопившимся в поселке «Прогрессе». 13 июля – железнодорожный узел города Орел. 14 июля – железнодорожный узел Болохов. 17 и 18 июля вновь наносили бомбовые удары по железнодорожному узлу Орла. 19 июля бомбили аэродром и авиагородок Орла.

…В  ночь на 20 июля 1943 г. в ходе бомбардировки железнодорожного узла Орла самолет Пе-8 (№ 42058) под командованием капитана В.Пономаренко был сбит огнем зенитной артиллерии. В эту же ночь были сбиты еще два бомбардировщика Пе-8 из состава 45-й авиадивизии: командиры кораблей капитаны Михаил Михайлович Угрюмов (самолет Пе-8 № 42049) и Алексей Васильевич Вихорев (самолет Пе-8 № 42109).

Из одиннадцати человек экипажа машины Пе-8 (№ 42058) спаслись с помощью парашютов только семь человек. Тем, кто удачно выпрыгнул с парашютом, повезло: они приземлились во фронтовой полосе в расположении советских войск, которые ввели наступательный бой той июльской ночью.

При выполнении боевого задания погибли: борттехник, старший техник-лейтенант Игорь Михайлович Маштаков (1911 г.р.); борттехник, инженер-капитан Василий Васильевич Привалов (1914 г.р.); помощник борттехника, старшина технической службы Александр Федорович Исаев (1922 г.р.); воздушные стрелки, старший сержант Иван Данилович Панченко (1918 г.р.) и старшина Василий Иванович Секунов (1918 г.р.). Останки всех пятерых членов экипажа их были найдены на месте крушения самолета и захоронены в 2 км западнее деревни Нижний Гаврилец Мценского района Орловской области.

Игорь Михайлович Маштаков был награжден посмертно орденом Отечественной войны 1-й степени в феврале 1944 г.

Юрий Пономарев

 

Фото из архива 746-го АП

На снимках: А.Пигунов, Д.Масюк и И.Маштаков (сверху вниз)