Иван Дерюгин – воздушный стрелок бомбардировщика Пе-8, который хотел стать штурманом и стал им

Пока мы помним, они живы. Эпизоды боевой биографии ветерана 746-го авиаполка (АП) штурмана Ивана Дерюгина, принимавшего участие во всех главных боевых операциях АП: обороне Москвы, в Сталинградском сражении, Орловско-Курской битве, в освобождении Ленинграда от блокады, операции «Багратион» по освобождению Белоруссии и др.

Иван Григорьевич Дерюгин

Иван Дерюгин родился в 1915 г. В его анкете написано, что на военную службу в ВВС РККА он был призван в 1937 г. в возрасте 22 лет. В боевых действиях Великой Отечественной войны Иван Дерюгин  принимал участие с августа 1941 г. Вначале летал в звании старшего сержанта старшим воздушным стрелком в экипаже майора С.Асямова. Согласно наградным документам, он очень хорошо проявил себя как воздушный стрелок с первых же боевых вылетов. Иван Дерюгин в составе экипажа майора Асямова участвовал в перелете до Англии и обратно в апреле 1942 г. Это был проверочный полет по изучению возможности перевозки советской правительственной делегации на Английские острова. До июня 1942 г. Дерюгин совершил 50 боевых вылетов.

В 1942 г. Иван Дерюгин без отрыва от боевой работы успешно прошел курс подготовки на стрелка-бомбардира и с июня 1942 г. начал летать в новом качестве в экипаже капитана Николая Ищенко. На момент перехода на должность стрелка-бомбардира он совершил больше всего боевых вылетов в качестве воздушного стрелка в 746-м АП.

Следует отметить, что в 1942- 1944 гг. Дерюгин участвовал в выполнении особо важных заданий: летал бомбить цели в глубоком тылу противника: Кенигсберг, Тильзит, Варшаву, Констанцу, Хельсинки.

В 1944 г. воздушный стрелок-бомбардир гвардии лейтенант Иван Григорьевич Дерюгин, пройдя специальную подготовку, вновь был повышен в должности в звании: стал штурманом корабля и  старшим лейтенантом.

В военной биографии Иван Дерюгина есть один трагический эпизод – гибель самолета Пе-8, на котором он летел с экипажем на боевое задание, в районе деревень Дядьково и Орудьево Дмитровского района Подмосковья.

…На этот раз четырехмоторный тяжелый бомбардировщик Пе-8 (№ 420107) из состава 746-го АП с экипажем из 12 человек вылетел, не с базового аэродрома в Кратово, а c аэродрома г. Ковров Ивановской области для нанесение бомбового удара по железнодорожному узлу противника в Дно Псковской области.

Согласно донесению по части, в 16.35 9 февраля 1943 г. машина Пе-8 (№ 420107) несла 4 т бомб. Командовал кораблем заместитель командира 1-й авиаэскадрильи (АЭ) 746-го АП капитан Николай Ищенко.

Согласно техдокументации, самолет Пе-8 (№ 420107) был выпущен заводом № 22 1.7.42 г., с момента выпуска имеет налет 302 ч. 29м., посадок – 78. Моторы АМ-35А с момента установки на самолет наработали 39 часов.

Экипаж машины Пе-8 помимо командира корабля состоял из следующих военнослужащих 746-го АП: 2-й летчик – командир 1-й АЭ майор Григорий Бойченко (1906 г.р.), штурман – капитан Виктор Рагозин, стрелок-бомбардир – младший лейтенант Иван Дерюгин, воздушный стрелок-радист – старший сержант Василий Глухов, старший борттехник – воентехник 2 ранга Иван Литвинов, помощник борттехника – старший техник лейтенант Михаил Каменецкий, инструктор по радионавигации, инженер-капитан Василий Попрыкин, воздушные стрелки – старшие сержанты Петр Костин, Иван Лобанов, Эраст Казаев и Марк Марунчак.

Вновь процитирую официальный документ – «Технический акт» комиссии, которую возглавил командир 746-го АП подполковник Николай Егоров.

«После 34 минут полета, на высоте 3100 мт. у аэродрома Дядьково, корабль был атакован и обстрелян истребителем Як-7, который пилотировал пилот 183-го истребительного авиационного полка (ИАП) сержант И.Щелоков. Сержант И.Щелоков дал по кораблю две очереди с дистанции около 800 метров, выпустив 280 пуль «БС» и 30 снарядов ШВАК. От обстрела корабль моментально загорелся, бензобаки правой плоскости начали взрываться. Командир корабля, капитан Н.Ищенко дал команду – «Покинуть самолет».

Командир экипажа Н.Ищенко направил горящий самолет от населенного пункта, перевел его на планирование, включил автопилот и только после этого сам выбросился на парашюте. Благополучно приземлились на парашютах 11 членов экипажа. Кроме одного. Нигде не был обнаружен командир 1-й АЭ майор Г.Бойченко, которого капитан Н.Ищенко перед покиданием машины видел стоящим на сидении второго летчика, расположенной сзади сиденья командира корабля. Поиски майора Бойченко на месте падения и взрыва корабля никаких результатов не дали.

В донесении было указано, что Пе-8 упал на землю и взорвался на своих бомбах в 300 метрах от юго-западной окраины села Орудьево. В результате взрыва мощных авиабомб ФАБ-1000 (2 шт.) и ФАБ-500 (4 шт.) образовалась воронка глубиной в 5 метров и шириной 16-17 метров. Машина со всем оборудованием и вооружением была разнесена на мелкие куски, разбросанные от воронки взрыва на расстоянии до 500 метров.

Комиссия, в состав которой вошла часть оставшихся в живых членов экипажа бомбардировщика Пе-8, сделала вывод, что сигнал «Я – свой» – красная ракета – был дан хвостовым стрелком Пе-8 сержантом Петром Костиным почти одновременно с открытием стрельбы по кораблю истребителя Як-7. Ответчик радиосистемы опознавания «свой-чужой» устанавливалась с самолетов Пе-8,, начиная только с 7-й серии. Наземный приемник системы принимал сигналы только от Пе-8. Передатчик включался тогда, когда экипаж, возвращаясь с задания, пересекал линию фронта и входил в воздушный коридор, ведущий к своему аэродрому. Небольшая антенна передатчика располагалась в нижней части фюзеляжа Пе-8.

...Через два месяца, 23 апреля 1943 г. в бою в районе Клиновая Курской области погиб пилот истребителя Як-7 сержант Иван Щелоков.

…Окончание Великой Отечественной войны Иван Григорьевич Дерюгин встретил в звании майора. За годы войны он совершил около 150 боевых вылетов.

Юрий Пономарев

 

Фото из архива 746-го АП