Штурман 746-го авиаполка АДД – Тимофей Васильченко

Пока мы помним, они живы. Эпизоды боевой биографии ветерана 746-го авиаполка (АП) штурмана Тимофея Васильченко, принимавшего участие во всех главных боевых операциях АП: обороне Москвы, в Сталинградском сражении, Орловско-Курской битве, в освобождении Ленинграда от блокады, операции «Багратион» по освобождению Белоруссии и др.

Тимофей Максимович Васильченко

Тимофей Васильченко родился в 1920 г. На военную службу был призван в возрасте 19 лет – в 1939 г. В его анкете военного времени указано, что Васильченко находится в действующей армии с июня 1941 г., что он участвовал в обороне Москвы осенью-зимой 1941 г. В 746-м АП его направили в январе 1942 г. Однако только в мае 1942 г. он приступил к боевой работе в качестве стрелка-бомбардира самолета Пе-8 в экипаж капитана Александра Додонова. В августе 1942 г. стрелок-бомбардир младший лейтенант Васильченко был награжден орденом Красного Знамени. К этому времени он совершил качестве стрелка-бомбардира около 40 ночных боевых вылетов.

После специальной подготовки без отрыва от боевой работы с января 1943 г. Васильченко начал летать в качестве штурмана в экипаже майора Сергея Сугака. Приказом Командующего Авиацией дальнего действия (АДД) №0411/н от 10 августа 1943 г. штурмана корабля старшего лейтенанта Тимофея Максимовича Васильченко наградили вторым орденом Красного Знамени. К августу 1943 г. он совершил около 110 боевых вылетов. Тимофей Васильченко также летал значительный период времени в экипаже майора Николая Ищенко.

Из особо важных боевых заданий необходимо сказать об участии Васильченко в бомбардировке объектов противника в его глубоком тылу: Кенигсберга, Данцига, Бухареста, Тузова, Варшавы, Хельсинки. За время Великой Отечественной войны

…В ночь с 27 на 28 июня 1944 г. самолет Пе-8 (№ 42088) под командованием гвардии майора Сергея Сугака был сбит огнем зенитной артиллерии противника. В ту июньскую ночь экипажам 25-го гвардейского АП и 890-го АП, входившим в 45-ю авиадивизию (АД) Авиации дальнего действия (АДД), была поставлена задача – «уничтожать эшелоны, разрушать пути и станционные сооружения на железнодорожной станции Борисов».

С мая 1944 г. 25-й гвардейский и 890-й авиационные полки АДД базировались на аэродроме у станции Олсуфьево Брянской области. Согласно боевому донесению, из 18 бомбардировщиков Пе-8 двух полков 45-й АД основную цель бомбардировали 17 машин. «1 корабль Пе-8 25-го гвардейского АП (командир гвардии капитан Иван Грязнов – штурман гвардии майор Константин Иконников) вышел на железнодорожную станцию Смолевичи, принял ее за основную цель и бомбардировал».

По наблюдениям экипажей и контролеров «сброшенные бомбы разорвались на территории станции Борисов и прилегающих к ней кварталов города. В результате нанесения бомбового удара возникло 15 очагов пожаров и до 16 взрывов. Отдельные очаги пожаров слились и образовали площадные пожары».

После выполнения задания 16 кораблей благополучно произвели посадку на своем аэродроме в период с 02.50 по 03.30 28 июня. Два бомбардировщика к 7.00 утра не возвратились с боевого задания, из них первая машина была из состава 25-го Гв. АП. Это бомбардировщик Пе-8 (№ 42088), экипажем которого командовал гвардии майор Сергей Савельевич Сугак (будущий Герой Советского Союза).

Вторая машина Пе-8 (№ 42211) под командованием майора Степана Макаренко была из состава 890-го АП. Членов экипажа Пе-8 (№ 42211), приземлившихся на парашютах, вывели к наступающим советским войскам партизаны, а затем на транспортных самолетах, в том числе и на У-2, их доставили в полк на аэродром в Олсуфьево. Из экипажа этой машины 3-4 июля 1944 г. в свою часть возвратилось 11 человек. Не вернулся только один член экипажа, так как был отправлен в госпиталь. Это центральный воздушный стрелок старший сержант Евгений Кириллович Невечеря, который получил осколочные ранения в обе ноги и левую руку. Всего экипаж машины Пе-8 (№ 42211) на этот раз состоял из 12 человек (на задание со штатным штурманом полетел штурман полка). Это был редкий случай, когда спасся весь экипаж такой большой машины, как Пе-8.

Командир корабля Пе-8 (№ 42088), гвардии майор Сергей Сугак возвратился в свою часть 2 июля 1944 г. Капитан Тимофей Васильченко вернулся в родной полк 3 июля. К 4 июля 1944 г. в полк возвратилось 7 человек. В списках пропавших без вести стали числиться 5 человек.

В этот список внесли данные о следующих военнослужащих 25-го Гв. АП: второй летчик, гвардии лейтенант Александр Александрович Долгополов (1911 г.р.); помощник бортового техника, гвардии старший техник-лейтенант Василий Трофимович Обельченко (1916 г.р.); воздушные стрелки гвардии старший сержант Алексей Николаевич Крылов (1922 г.р.) и гвардии сержант Николай Маркович Ищенко (1921 г.р.); техник по авиационному вооружению гвардии младший техник-лейтенант Александр Васильевич Шишков (1921 г.р.), который упросил командира корабля гвардии майора С.Сугака взять его на боевое задание в качестве воздушного стрелка. Необходимо сказать, что, по рассказам вернувшихся в полк членов экипажа, когда самолет загорелся, то они увидели, что В.Обельченко и Н.Ищенко убиты осколками зенитных снарядов.

Боевая задача экипажа ночью С. Сугака ночью 28 июля состояла в фотографировании результатов бомбовых ударов обоих полков. В книге «Годы в огненном небе» (Авиация дальнего действия в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.), которую написали П.П.Бочкарев и Н.И.Парыгин, об этом задании экипажа гв. майора С.Сугака обстоятельно рассказано так: «Сложность ночного фотографирования заключалась в том, что сфотографировать цель в таких условиях можно только с помощью специальных бомб – ФОТАБ. Когда бомбы сброшены, экипаж обязан выдерживать нужный для качественного фотографирования режим полета: самолет должен находиться точно над целью и обязательно в горизонтальном полете. Все это требовало большого мастерства и риска. Боевые потери экипажей-фотографов от зенитной артиллерии были значительно выше общих потерь.

…Командир корабля гвардии майор Сугак был свободен в выборе высоты и направления захода на цель. Зная о том, что оба полка выполняли бомбометание с высот 6000 м и 6400 м, он принял решение выходить на цель на высоте 4100 м со стороны Луны. Истребители врага были не опасны: ночью они атакуют только с задней полусферы и при таком заходе экипажа-фотографа на цель явились бы хорошей мишенью для стрелков бомбардировщиков. Но все же один истребитель рискнул атаковать. Однако не успел он выйти на дистанцию открытия огня – заработали стрелковые установки Пе-8, и истребитель вынужден был скрыться. Встали на боевой курс. И в этот момент в левой плоскости разорвался снаряд, самолет загорелся. Большим креном и резким снижением Сугак пытался сбить пламя, но этого сделать не удалось. В кабине стало жарко, дым затруднял дыхание. Оставалось как можно дальше отойти от цели в сторону леса. Через несколько секунд в наушниках прозвучала команда командира: «Всем покинуть самолет!» Штурман Тимофей Васильченко помог выбраться из кабины стрелку-бомбардиру, бросил взгляд на приборы и понял, что дальнейшее промедление недопустимо: каждая секунда может стать роковой. Самолет уже находился в беспорядочном падении, штурмана сильно прижало к борту кабины, поэтому ему с большим трудом удалось подползти к открытому люку. Еще одно усилие, он скользнул в люк, дернул вытяжное кольцо парашюта…»

В последствии Сергей Савельевич Сугак рассказывал: «Что значит выпрыгнуть из самолета, потерявшего управление? Вот, представьте себе: с высоты летит трамвай, ты находишься на одном конце его, а в другом конце – дверь, через которую надо выпрыгнуть. До этой двери надо еще добраться – ведь все кружится, все летит навстречу…»

За годы Великой Отечественно войны Васильченко совершил около 140 боевых вылетов. В сентябре 1945 г. гвардии капитан Т.М.Васильченко был награжден орден Отечественной войны 1-й степени. В отставку он ушел в звании гвардии подполковника. В 1985 г. его, как и многих ветеранов, наградили в честь юбилея Победы орденом Отечественной войны 2-й степени.

Юрий Пономарев

 

Фото из архива 746-го АП