Семен Дмитриев и Александр Золотарев – борттехники спецэкипажа бомбардировщика Пе-8

Пока мы помним, они живы. За участие в сверхсекретном перелете на самолете Пе-8 в мае-июне 1942 г. инженеры-капитаны Семен Дмитриев и Александр Золотарев из 746-го авиаполка были награждены орденом Ленина

Тренировочный полет до Англии и обратно

Когда в начале весны 1942 г. было принято решение о перелете советской правительственной делегации во главе с наркомом иностранных дел В.М.Молотовым в Англию и США, то начали тщательно подбирать экипаж для выполнения столь ответственного задания. Для перелета в Англию и США лучше всего подходил тяжелый четырехмоторный бомбардировщик Пе-8 (ТБ-7).

Командующий Авиации дальнего действия (АДД) генерал-лейтенант Александр Голованов представил разработанный план И.Сталину, Верховный главнокомандующий согласился с доводами генерала. Командиром экипажа бомбардировщика Пе-8 назначили майора Сергея Александровича Асямова (1 ноября 1907 г. – 30 апреля 1942 г.).

В конце апреля 1942 г. для проверки выбранного маршрута экипаж тяжелого бомбардировщика Пе-8 (ТБ-7) под командованием майора С.Асямова совершил тренировочный полет до Англии через линию фронта. В состав экипажа входили второй пилот майор Эндель Пусэп, штурманы капитаны Сергей Романов и Александр Штепенко, старший борттехник, инженер-капитана Семен Дмитриев и борттехник, инженер-капитан Александр Золотарев и др. 28 апреля на аэродром в Кратово прибыли четыре пассажира, среди которых был переводчик-стенографист из НКИД СССР В.Павлов.

Тестовый перелет был осуществлен 29 апреля 1942 г. Бомбардировщик Пе-8 № 42066 под командованием майора Сергея Асямова после семи часов нахождения в воздухе приземлился на аэродроме Тилинг (Северная Шотландия), расположенном недалеко от городка Данди – крупной базы Королевских ВМФ в годы Второй мировой войны.

30 апреля после осмотра английских самолетов на аэродроме в Ист-Форчуне (Шотландия) транспортный самолет DH 95 «Фламинго» Королевских ВВС, на котором летел майор С.Асямов, потерпел катастрофу в районе Йоркшира. Погибли четыре члена экипажа, три советских военнослужащих из дипломатической миссии и два сопровождающих английских офицера. Машина Пе-8 вернулась домой без командира. На месте второго пилота сидел капитан С.Романов, который имел навыки пилотирования.

Окончательный состав экипажа для сверхсекретного полета

В окончательный состав экипажа для миссии В.Молотова были назначены: командир майор Э.К.Пусэп, второй летчик – капитан В.М.Обухов, штурманы капитаны С.М.Романов и А.П.Штепенко, старший борттехник, инженер-капитан С.Н.Дмитриев и борттехник, инженер-капитан А.Я.Золотарев, а также два радиста – воентехник 1 ранга Б.П.Низовцев и младший лейтенант С.К.Муханов, воздушные стрелки капитан И.П.Гончаров, старшие сержанты Д.М.Кожин, П.В.Сальников, Г.Ф.Белоусов и сержант В.И.Смирнов. Следует сказать, что на время перелета из Англии в США и обратно в состав экипажа был введен радист канадского происхождения Кэмпбелл.

Вячеслав Михайлович Молотов и сопровождающие его лица приехали на аэродром в Кратово вечером 18 мая, когда летный состав приготовленного к перелету самолета ужинал в столовой. Ужин пришлось быстро закончить. В состав советской делегации входили помимо наркома иностранных дел В.Молотова военный представитель генерал-майор Ф. М.Исаев, два человека из личной охраны Молотова и две женщины, сотрудницы секретариата В.Молотова. Всем пассажирам помогли надеть меховые комбинезоны и унты, снабдили кислородными приборами и показали, как ими пользоваться. Предупредили, что во время полета запрещается дремать или спать, чтобы при надетой на лицо кислородной маске случайно не перегнуть подающую кислород резиновую трубку. На всякий случай майор Эндель Пусэп поручил воздушному стрелку, старшему сержанту Дмитрию Кожину каждые 15 минут проверять состояние пассажиров.

Самолет взлетел в 18.45 18 мая, затем прошел над Раменским, взял курс на Загорск (Сергиев Посад), далее на Калинин (Тверь), потом он полетел по маршруту Осташков – Псков – остров Эзель (Саарема) – Мотала (Швеция) – Северная Дания - Кристиансад (Норвегия) – Данди (Северная Шотландия). Полет проходил на высоте около 10 км. По воспоминаниям Э.Пусэпа, не обошлось без ЧП. Один из моторов все же вышел из строя над Северным морем. Также Пе-8 подвергся атаке вражеского ночного истребителя, зацепившего очередью из пулемета антенну радиокомпаса.

19 мая самолет с советской делегацией приземлился на аэродроме в Северной Шотландии,. 20 мая Вячеслав Молотов уже вел переговоры с премьер-министром У.Черчиллем в Лондоне, приехав в британскую столицу на спецпоезде.

Работа борттехников во время перелета

Подробно о том, как происходил сверхсекретный перелет до Англии и США в мае-июне 1942 г., рассказал в последних главах своей книги воспоминаний «Тревожное небо» Эндель Карлович Пусэп (1909-1996) Книга вышла из печати в конце 70-х годов в Таллине.

Э.Пусэп поведал в какой обстановке происходил подлет к Англии: «За кормой воздушного корабля – первые две с половиной тысячи километров.

– Сколько остается бензина? - спрашиваю Дмитриева.

– На час полета.

– Что это он бредит? – подключается голос Золотарева, – По крайней мере часа на полтора.

– Но ведь последние триста литров нельзя измерить, – смущенно оправдывается Дмитриев.

Я уже совершенно спокойно прислушивался к их перебранке: слева от нас твердая земля, справа – море. Даже в самом худшем случае, если допустить, что все моторы остановятся, не случится ничего страшного. Сядем на первый, оказавшийся в поле зрения аэродром, благо, как мы убедились уже в прошлый раз, их тут великое множество».

Старт дальнейшего перелета в США состоялся в ночь на 28 мая с аэродрома Прествик (Шотландия). Машина Пе-8 совершила промежуточную посадку в Рейкьявике (Исландия) и затем на аэродроме военной базы в Гус-Бей (Канада). Во второй половине дня 29 мая Пе-8 благополучно доставил пассажиров в Вашингтон. В США экипаж машины Пе-8 в полном составе был принят президентом Ф.Рузвельтом.

Эндель Пусэп также подробно рассказал, как при посадке на аэродроме Боллинг-Фельд в пригороде Вашингтона он «промазал» начало взлетно-посадочной полосы и поэтому пришлось энергично тормозить. При посадке в условиях жары и энергичного торможения с протектора левого колеса было содрано несколько слоев резины.

Около недели понадобилось, чтобы отремонтировать покрышку левого колеса на одном из заводов фирмы «Гудрич» в Детройте. Все работы по демонтажу, а затем установке отремонтированного пневматика левого шасси были проведены Семеном Дмитриевым и Александром Золотаревым. В работах также участвовали американские авиамеханики.

В книге «Тревожное небо» об этом эпизоде перелета рассказано так: «Я доложил Молотову о происшествии.

– Самолет, к сожалению, будет готов к полету только через пять дней.

– Вот тебе на-а! – протянул недовольно Молотов. – А мы рассчитывали уже завтра вылететь в обратный путь.

Горе и забота наша – протектор, прибыл, наконец, специальным самолетом обратно. Каждая заплата была отмечена знаком фирмы «Гудрич». Что сделаешь - реклама!

Вечером третьего июня я доложил Молотову о готовности к вылету.

– Отлично! – обрадовался нарком. – Стало быть, утром вылетаем?

– Так точно. Только предварительно мы должны опробовать самолет в воздухе.

– Хорошо, – согласился нарком, – мы соберемся и будем ждать утром вашего доклада».

По проверенному маршруту советская делегация возвратилась в Москву, только промежуточную посадку в Гус-Бей заменили на Гандер, расположенный на канадском острове Ньюфаундленд. Утром 13 июня бомбардировщик Пе-8 приземлился на Центральном аэродроме в Москве. Среди встречавших был командующий АДД генерал-лейтенант А.Голованов.

20 июня 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за успешное выполнение специального задания правительства звание Героя Советского Союза было присвоено майорам С.Асямову (посмертно), Э.Пусэпу, С.Романову и А.Штепенко (штурманов одновременно повысили в звании). Капитан В.Обухов, капитан-инженеры С.Дмитриев и А.Золотарев были награждены орденом Ленина.

Остальные члены экипажа были награждены орденами Красного Знамени (И.Гончаров, С.Муханов и Д.Кожин) и Красной Звезды (Б.Низовцев, П.В.Сальников, Г.Ф.Белоусов и В.И.Смирнов).

Две разные траектории полета судьбы

Семен Николаевич Дмитриев родился в 1913 г. В 1930 г. его призвали на срочную военную службу в Красную Армию. В дальнейшем он решил стать кадровым военным. В 1932 г. его направили служить в ВВС Красной Армии. Он окончил  в Ленинграде специальное учебное заведение ВВС Красной Армии, которое с мая 1938 г. стало называться Ленинградское военное авиационно-техническое училище по подготовке техников по эксплуатации самолетов.

Семен Дмитриев не возвратился с боевого задания в ночь с 1 на 2 августа 1944 г. В ночь с 1 на 2 августа 1944 г. один двухмоторный бомбардировщик Б-25 «Митчелл» в качестве разведчика погоды и 11 тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков Пе-8 из 25-го гвардейского авиаполка (АП) и 890-го АП 45-й авиадивизии (АД) Авиации дальнего действия (АДД) полетели бомбить суда и портовые сооружения в порту Риги. Управление боевым вылетом производилось с командного пункта 890-го АП через радиооператора, так как рота связи 25-го гвардейского Орловского АП в конце июля была отправлена в новую точку базирования на аэродром в Сещу (Брянская область). Следует сказать, что непосредственно бомбило порт Риги только 9 самолетов Пе-8: две машины вернулись на базу, не долетев до Риги из-за отказов моторов. С боевого задания не вернулся только один бомбардировщик Пе-8 (№ 45512) под командованием гвардии капитана Ивана Грязнова. Этот самолет был последняя боевая потеря среди бомбардировщиков Пе-8 в 45-й АД за годы Великой Отечественной войны.

17 августа 1944 г. по 25-му гвардейскому Орловскому АП был издан приказ за № 0109 об исключении из списков личного состава экипаж машины Пе-8 (№ 45512) под командованием гвардии капитана Грязнова Ивана Васильевича как «пропавших без вести». Среди указанных 11 фамилий была указана фамилия «старшего бортового техника, гвардии инженер-капитана Дмитриева Семена Николаевича. Постепенно в конце августа - осенью 1944 г. в часть вернулось пятеро членов экипажа машины № 42512. Они рассказали, что когда бомбардировщик загорелся, то двое членов экипажа были убиты в самолете, остальные девять человек покинули падающую машину на парашютах.

Александр Яковлевич Золотарев (род. 1905 г) был призван в Красную Армию в 1928 г. Он имел инженерную подготовку. Неоднократно его заслуги отмечали, как наиболее технически грамотного специалиста в части по эксплуатации двигателей АМ-35А, М-30Б и М 82, установленных на разных модификациях машины Пе-8. Лично им было внедрен усовершенствованный механизм, позволивший флюгировать воздушный винт на моторе М-82. Золотарев принимал участие как один из лучших специалистов части в испытаниях двигателя воздушного охлаждения М-82 (АШ-82) при его установке на бомбардировщике Пе-8. Эти работы были проведены в 1943 г. Всего в течение 1943 г. и 1944 г. было выпущено 34 самолета Пе-8 с двигателями М-82 (АШ-82).

В 1943 г. А.Золотарева повысили в звании: он стал инженер-майором. В июне того же года его назначили инженером по эксплуатации двигателей в 45-й авиадивизии, в которую входил 746-й авиаполк. Великую Отечественную войну Александр Яковлевич Золотарев закончил в звании «инженер-подполковник».

Юрий Пономарев

На снимках: Александр Золотарев и Семен Дмитриев (слева)

 

Фото из архива 746-го АП