Ветеран 746-го авиаполка, прошедший всю войну, – Михаил Кононенко

Пока мы помним, они живы Штурман Михаил Кононенко, закончив войну в 25-ом гвардейском Орловском бомбардировочном авиационном  полку (бывшем 746-ом), продолжил после 1945 г. службу в его правопреемнике – 203-ем гвардейском Орловском авиаполку

Вначале штурман, затем стрелок-бомбардир и вновь штурман

Михаил Кононенко был призван в ВВС Красной армии из резерва в начале 1941 г., и после прохождения специальной подготовки его назначили штурманом экипажа дальнего двухмоторного бомбардировщика ДБ-3Ф (Ил-4) в 212-м дальнем бомбардировочном авиаполку (дбап), которым командовал будущий командующий Авиацией дальнего действия (АДД) полковник (в начале войны) Александр Евгеньевич Голованов. Укомплектовывался 212-й АП (был сформирован в феврале 1941 г.) в основном опытным летным составом из Гражданского воздушного флота, призванного на действительную военную службу. В 1941 г. Михаилу Кононенко исполнилось 29 лет.

За 7 успешных боевых вылетов в первые самые тяжелые месяцы войны штурман лейтенант Кононенко был награжден орденом Красной Звезды, но эту награду он получил только в августе 1942 г., когда уже воевал в 746-ом авиаполку.

212-й дбап после того, как часть понесла большие потери в летном составе и в самолетах летом и осенью 1941 г., был расформирован в начале декабря 1941 г. В январе 1942 г. старшего лейтенанта Михаила Кононенко перевели в 746-ой АП. Его кандидатуру лично утверждал генерал-майор Александр Голованов, в то время командовавший 3-й авиадивизией АДД. Уже в феврале 1942 г. генерал-майора А.Голованова назначают командующим АДД, а мае того же года присваивают звание генерал-лейтенанта авиации.

Вначале Михаил Кононенко летал стрелком-бомбардиром на самолете Пе-8 в экипаже майора Сергея Асямова, удостоенного звания Героя Советского Союза (посмертно) в июне 1942 г., штурманом экипажа был другой будущий Герой Советского Союза капитан Александр Штепенко. Первый полет в качестве стрелка-бомбардира на Пе-8 Кононенко совершил при выполнении боевого задания по бомбардировке железнодорожного узла под Смоленском.

…При подходе к железнодорожной станции Сергей Асямов снизился до высоты 400 метров, самолет сразу же попал под сильный огонь зенитных орудий противника, прямым попаданием был выведен из строя один мотор самолета, но машина не свернула с боевого курса. После получения данных от разведки установили, что боевое задание было выполнено блестяще.

На тяжелом бомбардировщике Пе-8 стрелок-бомбардир, располагавшийся в носовой части самолета, оказывал штурману помощь в ведении ориентировки и при бомбометании, также при необходимости вел огонь из носовой стрелковой башни, в которой находилась пара скорострельных авиационных пулеметов ШКАС калибра 7,62 мм.

На машинах Пе-8 первых шести серий стрелок-бомбардир из-за щелей в носовой стрелковой башне, по которым перемещались ШКАСы, находился под непрерывным воздействием встречного потока воздуха. Начиная с бомбардировщиков 7-й серии (первые машины были выпущены во второй половине 1941 г.), вход в башню закрывался двухстворчатыми металлическими дверцами, чтобы в полете по самолету не гулял сквозняк, но по-прежнему стрелку бомбардиру приходилось «принимать на себя» потоки воздуха со снегом, дождевыми каплями и др.

В 1941 г. на Казанском авиазаводе изготовили и сдали заказчику, по данным Наркомата авиационной промышленности (НКАП), 23 самолета Пе-8. Из них четыре машины 4-й серии, 5 машин 5-й серии, 10 машин 6-й серии и 4 самолета 7-й серии. Остальные шесть ТБ-7 (Пе-8) 7-й серии были сданы в 1942 г.

В сентябре 1942 г. после сдачи контрольных заданий по самолетовождению и бомбометанию в ночное время Кононенко назначили штурманом корабля.

Полет в Англию и обратно

С начала 1943 г. Кононенко летал штурманом в экипаже капитана Владимира Зеленского, а затем с весны 1943 г. – в основном в экипаже майора Василия Обухова (на машине № 42067). Летал бомбить Берлин, Варшаву, Констанцу.

В марте 1943 г. старший лейтенант М.Кононенко летал в Англию и обратно в составе экипажа под командованием Героя Советского Союза подполковника Энделя Пусэпа в качестве стрелка-бомбардира. Вторым пилотом полетел капитан Михаил Родных. Главным штурманом корабля назначили Героя Советского Союза майора Сергея Романова, вторым штурманом – подполковника Сергея Ушакова.

На машине Пе-8 в Англию была доставлена делегация советского правительства (в основном авиационные специалисты) для решения вопроса о закупке английских бомбардировщиков и доставке секретного послания королю Великобритании Георгу VI. Это был третий перелет машины Пе-8 в Англию и обратно с учетом тренировочного полета экипажа майора С.Асямова в апреле 1942 г.

Маршрут до Британии в марте 1943 г. был таким: аэродром Кратово – Клин – далее по прямой до берега Швеции (15 км южнее Стокгольма) – пролив Скагеррак – далее по прямой до коридора на восточном берегу Шотландии – аэродром Прествик (Шотландия). 21 марта самолет возвратился на аэродром базирования в Кратово.

За успешное выполнение 35 боевых задания в качестве стрелка-бомбардира и 55 боевых заданий в качестве штурмана, а также за участие в секретном перелете по маршруту СССР-Англия-СССР старший лейтенант Михаил Кононенко был представлен в конце марта 1943 г. к награждению орденом Ленина, который ему был вручен в апреле 1943 г. К этому времени он совершил почти 100 боевых вылетов.

Воздушные рейды лета 1943 г.

Начиная с июня 1943 г. самолеты полка постоянно вылетали по ночам на бомбардировку объектов противника в районе Курской дуги. Согласно боевым донесениям, «в период времени с 10-го по 20-ое июня самолеты 746-го авиаполка, вылетали семь раз, в основном, на бомбежку Орловского и Брянского аэродромов, где были сконцентрированы крупные силы немецкой авиации, Всего за эти дни полк совершил 46 самолето-вылетов, сбросив более двухсот тонн бомб».

В частности, в ночь с 11 на 12 июня, при бомбардировке аэродрома в районе города Орел, после сброса бомб на земле в районе аэродрома было зарегистрировано до 20 очагов пожаров и два сильных взрыва, с выбрасыванием огромных языков белого пламени.

В ночь на 20 июня при бомбардировке немецкого аэродрома Брянска было зарегистрировано более 30 очагов пожара, из них один больших размеров, неоднократно сопровождавшийся взрывами.

В этих налетах принимал участие и бомбардировщик Пе-8 (№ 42067) под командованием майора Василий Обухова, а штурманом был Михаил Кононенко.

За успешное выполнение боевых заданий во время Орловско-Курской оборонительно-наступательной операции капитан Михаил Кононенко был награжден в октябре 1943 г. орденом Красного Знамени.

Последние боевые вылеты штурман эскадрильи, гвардии капитан Михаил Кононенко совершил в 1944 г. с аэродрома Олсуфьево в Брянской области. В июле 1945 г. Кононенко был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. За годы войны он совершил 179 боевых вылетов.

Свою воинскую службу в ВВС Советской армии Михаил Иванович Кононенко завершил в звании подполковника.

Юрий Пономарев

 

Фото из архива 746-го АП