Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Пока мы помним, они живы. Штурман Александр Шараев, закончив войну в 25-ом гвардейском Орловском бомбардировочном авиационном полку (бывшем 746-ом), продолжил после 1945 г. службу в его правопреемнике – 203-ем гвардейском Орловском авиаполку
Александр Власович Шараев
В 1936 г. Александр Шараев в 22-летнем возрасте поступил в Военную школу летчиков и летчиков-наблюдателей морской и сухопутной авиации им. И.В.Сталина в городе Ейске, которую через год окончил. До поступления в военное авиационное училище, Шараев успел поработать на гражданке слесарем и сварщиком.
Когда началась Великая Отечественная война, лейтенант Шараев служил штурманом в тяжелом бомбардировочном авиационном полку, на вооружении которого находились тяжелые четырехмоторные бомбардировщики ТБ-3. За 12 успешно выполненных боевых вылетов в 1941 г. он был награжден орденом Красной Звезды в июне 1942 г. Шараев чудом уцелел в первые месяцы войны, когда тихоходные четырехмоторные машины ТБ-3 посылали на бомбардировку позиций и объектов противника без прикрытия истребителями. Понеся большие потери от немецких «Мессершмитов», бомбардировщики ТБ-3 стали применять только ночью. Всего на бомбардировщике ТБ-3 Шараев совершил 51 боевой вылет (дневных и ночных).
Весной 1942 г. Александра Власовича Шараева переводят в 746-й авиаполк (АП) Авиации дальнего действия (АДД). С июня 1942 г. старший лейтенант Шараев начал летать штурманом на тяжелом бомбардировщике Пе-8 (ТБ-7).
К моменту награждения в августе 1942 г орденом Красного Знамени (первоначально он был представлен командованием полка к ордену Ленина) Шараев выполнил 16 успешных боевых задания – ночных бомбардировок объектов противника. Штурман Шараев летал в составе экипажей майора Леонида Сумцова (в 1942 – 1943 гг.) и майора Михаила Симонова (в 1943 г.). Четыре раза (это было в 1942 г. и 1943 г.) летал на Пе-8 бомбить Кенигсберг, дважды – объекты врага в Варшаве и один раз – в Штольце. Выполнение таких особых боевых заданий в глубоком тылу противника было на особом счету в 45-й авиадивизии (АД), куда входил 746-й АП.
Летом-осенью 1942 г. два полка (746-й и 890-й) 45-й АД АДД оказывали поддержку нашим обороняющимся частям в районе Сталинграда. Когда в начале ноября – в декабре 1942 г. советские войска перешли в контрнаступление, характер поддержки наших войск полками АДД изменился: группы дальних бомбардировщиков стали наносить бомбовые удары по оперативным резервам немецко-фашистских войск, аэродромам и складам противника, железнодорожным узлам и станциям и др. Также действия АДД были направлены на прекращение работы немецкого «воздушного моста» и срыв попыток прорыва внешнего и внутреннего колец окружения, созданного войсками Сталинградского и Юго-Западного фронтов. За участие в боевых заданиях по разгрому группировки противника в районе Сталинграда Александр Шараев был награжден медалью «За оборону Сталинграда» в декабре 1942.
Особенно отличился капитан Шараев во время Орловско-Курской оборонительно-наступательной операции летом 1943 г. В наградном листе указывалось, что благодаря действиям капитана Шараева был нанесен сокрушительный бомбовый удар по железнодорожной станции Брянска в июле 1943 г. Летом 1943 г. он летал в экипаже машины Пе-8 (№ 42309) под командованием майора Михаила Каминского.
О выполнении одного боевого задания в июле 1943 г. рассказал после войны Михаил Каминский в своих воспоминаниях.
«…В ночь с 15 на 16 июля бомбардировщики Пе-8 из состава 746-го АП полетели на бомбардировку железнодорожного узла города Орла. Подлетев к Орлу, мы увидели, что основная цель плотно закрыта облаками. Я как командир корабля принял решение: бомбить запасную цель, которая всегда была указана в боевом задании для Пе-8. На этот раз были две запасные цели: дальняя – немецкий аэродром под Карачевым (Брянская область) и ближняя – в районе линии фронта. Решили идти бомбить дальнюю цель. По пути к Карачеву с командного пункта авиаполка была получена радиограмма, которая подтверждала правильность выбора запасной цели.
Карачев тоже оказался закрытым облаками. Долгое время шли в облаках по приборам. Началась сильная болтанка и обледенение. От инея побелели на корабле все приборы и механизмы. На стеклах кабины начала наслаиваться корка льда. Для того чтобы предупредить тряску моторов, сбросил обороты и перевел машину на режим планирования. Решил снизиться и поискать цель. Быстро падала высота: 5000, 4000, 2000 метров. На высоте 1700 метров, пробив облака, один из воздушных стрелков обнаружил в просвет облаков землю. Штурман капитан Александр Шараев рассмотрел слева по курсу огни аэродрома. Над немецким аэродромом с включенными огнями для посадки, кружилось более десятка самолетов, возвратившись с задания и заходивших на посадку. Наш бомбардировщик пристроился в порядок немцев, встал в круг для захода на посадку, а затем мы сбросили на взлетно-посадочную полосу неприятельского аэродрома весь свой пятитонный груз бомб. При отлете на пересекающемся курсе стрелки экипажа огнем пулеметов сбили фашистский бомбардировщик, заходивший на посадку. Через минуту – другую едва не столкнулись с другим немцем, вынырнувшим из мглы. Шарахнувшись в сторону, он попал под огонь своих зениток и упал вниз. Фашисты все же обнаружили и захватили в сплетение лучей прожекторов наш бомбардировщик. Из всего бортового оружия воздушные стрелки открыли огонь по прожекторам. Их огни погасли. В итоге нашего налета немецкий аэродром временно был выведен из строя, на земле сгорели шесть вражеских машин. Наша машина благополучно возвратилась на свою базу».
В августе 1943 г. за успешное выполнение боевых заданий во время битвы на Курской дуге капитан Шараев был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.
Согласно журналу боевых действий 746-го АП, в конце лета 1943 г. капитан Шараев летал на машине Пе-8 (№ 42309) с майором Каминским на бомбардировку артиллерийских позиций противника на Волховском фронте, в частности у железнодорожной станции Мга.
В августе 1943 г. писатель Александр Фадеев как военный корреспондент побывал на аэродроме ЛИИ в Кратово в 45-й авиадивизии АДД и, в частности, в 746-ом АП. В декабрьском номере журнала «Юность» за 1961 г. была опубликована часть рабочих фронтовых записей Александра Фадеева. В них упоминается и штурман Александр Шараев: «Хороший штурман и в то же время «трепач» и «бузотер». В свободное время всегда в трусиках, гладкий, упитанный, в манере двигаться, говорить чуть смягченно есть что-то ребячье»…
За годы войны майор Шараев совершил свыше 150 боевых вылетов. Но один боевой вылет ему не был засчитан. Как было указано в приказе по части от 2 ноября 1942 г., «…В ночь с 23 на 24 ноября 1942 г. штурман корабля № 42077 старший лейтенант Шараев, бомбардируя объекты противника, пользовался при сбрасывании бомб только ЭСБР-6, аварийным сбрасывателем не дублировал сбрасывание бомб. В результате от ЭСБР-6 одна ФАБ-250 не была сброшена из-за того, что предохранитель на центральном распределительном щитке перегорел. Бомба привезена обратно и на земле была свободно сброшена от аварийного сбрасывателя.
Командование части посчитало, что была «допущена халатность при выполнении боевого задания в ночь с 23.Х. на 24.Х 42 г. штурману корабля ст. лейтенанту Шараеву объявить выговор и этот боевой вылет т. Шараеву не засчитывать».
Гвардии подполковник, штурман полка 203-го гвардейского Орловского бомбардировочного авиационного полка Дальней Авиации ВВС СССР Александр Власович Шараев ушел на заслуженный отдых в конце 50-х годов. В сентябре 1956 г. подполковник Шараев был награжден орденом Ленина за «освоение Арктики», также за Арктику в 50-е годы Шараев был дважды удостоен ордена Красного Знамени (1952 г. и 1955 г.) и ордена Красной Звезды (1954 г.).
Юрий Пономарев
Фото Минобороны РФ