Подвиг экипажа бомбардировщика Пе-8 под командованием капитана Бориса Кубышко

Пока мы помним, они живы. Рассказ о командире корабля капитане Борисе Афанасьевиче Кубышко (1911-1943), погибшем при попытке бегства из немецкого лагеря для военнопленных

Путь на фронт летчика гражданской авиации

Борис Афанасьевич Кубышко был призван в ВВС Красной армии из Гражданского воздушного флота (ГВФ) весной 1941 г. Борис Кубышко был опытным летчиком: во время работы в ГВФ он налетал по различным трассам на самолетах полтора миллиона километров, перевозя пассажиров и грузы. Приобретя большой опыт при полетах на внутренних авиалиниях, Кубышко в середине 30-х годов смог поступить пилотом на международную линию Москва – Берлин, основанную в ноябре 1921 г. советско-германским обществом «Дерфлют», полеты по которой начались в апреле 1922 г.

После прохождения специальной подготовки Бориса Афанасьевича назначили командиром экипажа бомбардировщика Ер-2 в 420-й дальний бомбардировочный авиаполк (ДБАП) особого назначения (ОСНАЗ), который был окончательно сформирован 26 июня 1941 г. в Воронеже на базе 100-го дальнего бомбардировочного авиаполка. Первоначально 420-й АП базировался в Казани, а затем был переведен в Воронеж, где на вооружение АП стали поступать дальние бомбардировщики Ер-2, выпускаемые Воронежским авиазаводом. Комплектовался 420-й АП летно-техническими кадрами из состава 100-го АП и ГВФ. Полк получил 30 машин Ер-2. После завершения формирования в Воронеже 420-й АП вначале базировался на аэродроме ЛИИ в Кратово, а затем на аэродроме Киржач Владимирской области.

К концу октября 1941 г. 420-й АП потерял до 75% техники: это были боевые потери, аварии и катастрофы, связанные с освоением новых самолетов. В начале ноября 1941 г. 420-й АП передал остаток материальной части в 421-й ДБАП, а персонал частично был направлен в 748-й АП и 746-й АП Авиации дальнего действия (АДД). Официально 420-й АП просуществовал до 3 декабря 1941 г.

Рейд бомбардировщиков Пе-8 и Ер-2 в августе 1941 г. на Берлин

Как один из лучших летчиков 420-го АП лейтенант Кубышко был привлечен к участию к секретной операции: нанесению бомбового удара по столице Третьего рейха – Берлину.

Первый налет бомбардировщиков ВВС Красной армии Пе-8 (ТБ-7) на Берлин наметили на ночь с 9 на 10 августа. Для выполнения боевого задания особой важности было принято решение привлечь к рейду самолеты смешанной группы: Пе-8 (ТБ-7) и Ер-2, входящие в состав 81-й бомбардировочной авиадивизии ВВС Красной армии. Командиром группы назначили Героя Советского Союза, комбрига Михаил Водопьянов. После тщательного отбора оставили 10 машин Пе-8 и 16 машин Ер-2, однако курс на Берлин взяли только 7 бомбардировщиков Пе-8 и 3 бомбардировщика Ер-2, взлетев с аэродрома в Пушкино под Ленинградом.

Первым взлетел на машине Ер-2 капитан М.А.Брусницын и в ожидании ведомых стал кружить над аэродромом. Затем на взлет пошел бомбардировщик Ер-2 младшего лейтенанта А.И.Молодчего. Однако оторвать перегруженную машину от земли летчик не сумел и, угодив за пределами полосы в дренажную канаву, снес шасси самолета. Машина при аварийной посадке каким-то чудесным образом не подорвалась на собственных бомбах. Взлет всех Ер-2 на время приостановили.

В 21.10 мск в воздух поднялось звено бомбардировщиков Ер-2. Командиры их экипажей – капитан А.Г.Степанов, лейтенанты Б.А.Кубышко и В.М.Малинин. Каждый самолет нес семь стокилограммовых фугасных бомб ФАБ-100.

Ведущий второй тройки Ер-2 капитан М.Брусницын после взлета в течение часа ходил кругами в районе аэродрома и, не дожидавшись ведомых, приземлился на родном аэродроме. При посадке в темноте на его самолете подломилась стойка шасси, и машина легла на крыло.

Излагая кратко боевое донесение штаба 420-го АП, о выполнении боевого задания в ночь с 9 на 10 августа можно сказать следующее. Вскоре после взлета тройка бомбардировщиков Ер-2 под командованием капитана Степанова была атакована советскими истребителями И-16 и И-153 авиации Балтийского флота, а также обстреляна советской зенитной артиллерией, о чем в штаб АП были посланы радиограммы с самолетов. Несмотря на то, что экипажи Ер-2 подавали условные сигналы (зеленые ракеты), истребители атак не прекращали. Дошло до того, что воздушным стрелкам бомбардировщиков пришлось открыть по нашим истребителям ответный огонь.

После того, как удалось выйти из зоны обстрела, самолеты попали в многослойную облачность, и группа распалась. Примерно в 150 км от места вылета, уже летя над Балтийским морем, ведомые в последний раз видели самолет капитана А.Г.Степанова. Судя по полученной радиограмме, ему удалось прорваться к Берлину и благополучно отбомбиться. Однако с боевого задания экипаж не вернулся, обстоятельства и место его гибели неизвестны.

Дальний двухмоторный бомбардировщик Ер-2 под командованием командира звена лейтенанта Кубышко произвел бомбометание в 2.05 мск с высоты 6 тыс м с тридцатисекундным интервалом. Так было изложено в рапорте командира экипажа после завершения боевого задания. Борис Кубышко докладывал, что примерно через три минуты после сброса бомб открыла огонь зенитная артиллерия ПВО Берлина, однако стрельба велась намного ниже самолета. При возвращении домой Ер-2 попал под зенитный огонь в районе Штеттина, затем в районе Таллина. В 30 км от аэродрома базирования на высоте 600 м самолет лейтенанта Кубышко по ошибке был атакован и подожжен звеном советских истребителей И-16. При атаке советских истребителей получил ранение стрелок-радист. Но всему экипажу удалось спастись на парашютах, а затем вернуться в полк.

Ранним утром 10 августа  на аэродроме в Пушкино совершил посадку Ер-2 лейтенанта Владимира Малинина. Командиры экипажей бомбардировщиков Ер-2, совершивших рейд на Берлин, были награждены 20 августа 1941 г. орденом Красного Знамени: лейтенанты Б.Кубышко и В.Малинин, капитан А.Степанов (посмертно).

Рейд бомбардировщиков Пе-8 в августе 1942 г. на Берлин

Осенью 1941 г. старшего лейтенанта Бориса Кубышко направляют в 432-й АП на должность командира корабля бомбардировщика Пе-8. В декабре 432-й АП был переименован в 746-й АП. В 746-ом АП Б.Кубышко служил вместе со своим товарищем капитаном Владимиром Пономаренко, с которым познакомился и подружился в начале тридцатых годов на станции Минеральные Воды. Оба тогда учились в железнодорожном училище. Затем по путевке комсомола оба отправились в летную школу, решив посвятить себя авиации. Успешно окончив летное училище, друзья стали летчиками Гражданского воздушного флота.

В апреле 1942 г. 746-й АП был перебазирован на ст. Кратово в Подмосковье, который стал основным местом базирования 746-го авиаполка в течение двух лет. На базе 746-го АП АДД 21 мая 1942 г. были сформированы 45-я авиадивизия (АД) АДД и 890-й АП АДД. В конце мая 1942 г. капитана Кубышко переводят во вновь созданный 890-й АП 45-й АД.

В ночь на 30 августа 1942 г. четыре самых опытных экипажей 45-й АД вылетели с аэродрома ЛИИ в Кратово на бомбардировку Берлина. На задание полетел экипаж  капитана Владимира Пономаренко (746-й АП), и три экипажа 890-го АП: командира эскадрильи майора Энделя Пусэпа (шла второй), заместителя командира эскадрильи капитана Михаила Родных (шла третьей) и командира звена капитана Бориса Кубышко. Машина Пе-8 под командованием В.Пономаренко была головной, а замыкал группу самолет под командованием Б.Кубышко.

Выполнив задание, группа полетела домой. Обратный полет для трех машин прошел без происшествий. После двенадцатичасового полета первой приземлилась на аэродроме в Кратово машина В.Пономаренко, затем еще два бомбардировщика. Машина Пе-8 с бортовым номером «5» –  командир корабля капитан Б.Кубышко – с боевого задания не вернулась. В последней радиограмме он сообщил: «Задание выполнил по основной цели. Повреждена бензосистема…Иду на вынужденную посадку…»

В марте 1943 г. до штаба 45-й АД дошла копия статьи одной из немецких газет. По другим источникам – это была копия с фотографией из английской газеты. Англичане в свою очередь позаимствовали эту информации о подбитом над территорией Германии советском бомбардировщике Пе-8 с цифрой «5» на хвостовом вертикальном оперении в швейцарском журнале. На фотографии был изображен мастерски посаженный на «брюхо» в поле бомбардировщик Пе-8 (серийный № 42018). В тексте под фотографией было сказано: «Советский тяжелый бомбардировщик Пе-8. Сбит над Берлином. Отличается большой дальностью полета, грузоподъемностью и хорошими аэродинамическими данными. Размеры свойственны русскому мужику».

В часть не вернулись: командир корабля капитан Борис Афанасьевич Кубышко, командир корабля (летел в качестве 2-го летчика) лейтенант Михаил Константинович Струков, штурман авиаэскадрильи майор Михаил Акимович Колечко, стрелок-бомбардир старший лейтенант Николай Константинович Русанов, старший борттехник техник-лейтенант Петр Афанасьевич Нефедов, помощник борттехника техник-лейтенант Аким Петрович Глущенко, воздушный стрелок-бортрадист рядовой Виктор Филиппович Фролов, воздушный стрелок сержант Евгений Иванович Шарапов, воздушные стрелки: старшие сержанты Алексей Никитович Кравченко и Александр Яковлевич Назаров, а также младший сержант Владимир Петрович Сазонов. Через две недели их фамилии внесли в список пропавших без вести. Подробности дальнейшей судьбы членов экипажа капитана Б.Кубышко стали известны только после окончания войны.

Подвиг, совершенный в плену

Подбитый над Берлином, бомбардировщик капитана Кубышко долго тянул на восток. Бензин постепенно вытекал из пробитых баков. Один за другим все двигатели остановились, и Борису Кубышко пришлось сажать самолет. Он мастерски приземлились на «брюхо» в поле. Никто из экипажа при вынужденной посадке не пострадал.

На рассвете они заметили, что к самолету приближаются немцы. Штурман майор Колечко вызвался прикрыть из 20-мм пушки ШВАК, установки находившейся сверху фюзеляжа, уходивших с командиром членов экипажа. Десять человек вместе с Борисом Кубышко, захватив с собой гранаты, успели скрыться в лесу, пока их товарищ, пожертвовав собой, обеспечил им отход.

Около двух недель группа бродила по лесам, прятались в болотах, путая следы, когда слышали лай собак, но их, уставших и голодных, все же схватили преследователи где-то на границе Белоруссии с Восточной Пруссией.

Вначале их всех отправили в концлагерь люфтваффе № 2. Затем разбросали по разным лагерям. В 1943 г. капитан Борис Кубышко при попытке побега из концлагеря был застрелен охранником.

Лейтенант Михаил Струков выжил в плену. В архивах Минобороны РФ есть документ: приказом по Львовскому военному округу № 0895 от 20.11.45 г. лейтенант М.Струков уволен в запас с принятием на учет в Ленинском РВК города Ленинграда.

Возвратились из плена техник-лейтенант Петр Нефедов, который 10 июня 1945 года вернулся по репатриации на Родину, и старший лейтенант Николай Русанов, освобожденный из плена в январе 1945 г. Приказ о пропаже его без вести был отменен лишь в 1954 г.

Возвратился из плена, в котором был по 8 февраля 1945 г., младший сержант Владимир Сазонов. 5 июня 1945 г. он был направлен в 236-й армейский запасной стрелковый полк (ЗСП). В этот же 236-й армейский ЗСП был отправлен в июне 1945 г. сержант Евгений Шарапов.

Видимо, судьба других членов экипажа машины Пе-8 (№ 42018) сложилась более трагично.

Юрий Пономарев

Фото из архива С.Ф.Ушакова

На снимке: капитан Б.Кубышко