Командир воздушного корабля Василий Бидный – участник первого рейда бомбардировщиков Пе-8 на Берлин

Пока мы помним, они живы. Природная стихия привела к гибели в июле 1942 г. экипаж тяжелого бомбардировщика Пе-8 под командованием командира корабля старшего лейтенанта Василия Бидного

Боевое задание августа 1941 г.: бомбить Берлин

Василий Дементьевич Бидный до войны был летчиком-миллионером в Гражданском воздушном флоте (ГВФ): до призыва в начале 1941 г. в ВВС Красной армии он налетал на гражданских воздушных трассах свыше миллиона километров. В 1941 г. Василию Бидному исполнилось 35 лет.

Формирование 412-го дальнебомбардировочного авиаполка (командир полковник В.И. Лебедев из НИИ ВВС), который вступил в боевые действия под № 432, началось 7 июля 1941 г. и шло долго и очень непросто, так как тяжелые четырехмоторные бомбардировщики ТБ-7 (Пе-8) собирали по разным аэродромам. Значительную часть личного состава полка составили опытнейшие летчики и штурманы из ВВС, ГВФ и Полярной авиации. В декабре 1941 г. 432-й авиаполк был переименован в 746-й.

Как одного из опытнейших летчиков 432-го авиаполка Василия Бидного назначили командиром бомбардировщика Пе-8 и решили включить его в состав авиагруппы для нанесения бомбового удара по Берлину. К августу 1941 г. на вооружении 432-го АП имелось 12 бомбардировщиков ТБ-7. Среди них было 8 самолетов с дизельными моторами М-40, один с дизельными моторами М-30 и три самолёта с бензиновыми моторами М-35 и М-35А.

Первый налет Пе-8 (ТБ-7) на Берлин наметили на 10 августа. Для выполнения боевого задания особой важности было принято решение привлечь самолеты смешанной группы: Пе-8 (ТБ-7) и Ер-2, входящие в состав 81-й бомбардировочной авиадивизии ВВС Красной армии. Командиром группы назначили Героя Советского Союза, комбрига Михаил Водопьянов. После тщательного отбора оставили 10 машин Пе-8 и 16 машин Ер-2, однако курс на Берлин взяли только 7 бомбардировщиков Пе-8 и 3 бомбардировщика Ер-2, взлетев с аэродрома в Пушкино под Ленинградом.

Экипажи Пе-8, которые смогли взлететь и ушли курсом на Берлин, возглавили: командир авиадивизии комбриг (генерал-майор) Михаил Водопьянов, лейтенант Василий Бидный, старший лейтенант Александр Перегудов, командир эскадрильи подполковник Александр Курбан, командир эскадрильи майор Михаил Угрюмов, лейтенант Александр Панфилов, командир эскадрильи капитан Александр Тягунин.. Стоит сказать, что машина ТБ-7 (Пе-8) под командованием майора А.Тягунина была атакована советскими истребителями  в районе северной оконечности восточного мыса Лужская губа, машина загорелась и экипаж покинул ее на парашютах, причем спускавших на парашютах, обстреливали истребители в воздухе и зенитчики с земли. Четверо членов экипажа погибли, один пропал без вести.

Вот как рассказал об этом полете в ночь с 10 на 11 августа 1941 г. военный инженер Иван Васильевич Лисицын, направленный в 412-й авиаполк из НИИ ВВС и в начале войны летавший старшим борттехником в экипаже лейтенанта Василия Бидного.

«…Корабль взлетел в 21 час 30 минут, взяв курс на Берлин. Запас горючего был рассчитан на восемь часов полета. Предстояло преодолеть расстояние около 2700 километров над вражеской территорией, кишащей истребителями ПВО и до предела насыщенной зенитной артиллерией.

Через сорок минут полета у нас загорелся левый средний дизель. Пришлось, погасив пламя, выключить его из работы. Но не дрогнуло железное сердце командира, бомбардировщик продолжал идти заданным курсом.

На высоте 6000 метров, при пролете Данцига, загорелся левый крайний мотор. Пришлось остановить и его. Теперь только два мотора на правой плоскости натужно ревели на полной мощности, как бы жалуясь на свою тяжелую долю. Самолет уже не мог сохранять горизонтальный полет. Управлять машиной стало непомерно трудно. Нужно было немедленно освободиться от непосильного бомбового груза...

Командир продолжал неуклонно держать курс на вражескую столицу. Мы постепенно теряли высоту. Машина снизилась до 2000 метров. Бомбить Берлин, защищенный исключительно сильной противовоздушной обороной, с такой высоты казалось форменным фанатизмом. Тем не менее мы летели и летели. Напряженность некоторых товарищей достигла критического предела. В районе Штеттина штурман, открыв люк, пытался покинуть самолет на парашюте. Командир приказал застрелить труса. Но я лишь оттолкнул штурмана и закрыл выходной люк, доложив Василию Бидному, что без этого члена экипажа некому будет сбросить бомбы точно в цель. Василий в знак согласия кивнул головой. Через некоторое время освободившийся от вспышки страха штурман сообщил командиру, что цель находится под нами, и уточнил боевой курс. Мне он поручил следить, чтобы после бомбометания не зависла ни одна бомба.

Вот открылись громадные люки отсеков. Вздрогнул корпус самолета, и смертоносный груз – тридцать стокилограммовых бомб устремились на город. Это была расплата за неисчислимые страдания, причиненные врагом нашей Родине.

Назад разгруженный корабль шел свободнее. Появилась даже возможность постепенно набирать высоту. На высоте 2110 метров простиралась нижняя кромка довольно толстого слоя облаков. При входе в них началось интенсивное обледенение самолета. Пришлось выйти опять под облака. Вокруг машины немедленно появились огненные шапки разрывов зенитных снарядов. Темноту ночи периодически рассекали ослепительно белые клинки прожекторов. Временами казалось, что наша гибель неизбежна. Однако зенитные снаряды рвались впереди корабля и постепенно удалялись. Зная крейсерскую скорость ТБ-7, равную 300 километрам в час, фашисты вели огонь с поправкой на эту величину. А наш самолет летел только на двух моторах, и его скорость составляла лишь 165 километров в час. Словом, не было бы счастья, да несчастье помогло!

На рассвете мы еле дотянули до Пушкино под  Ленинградом. В баках оставались буквально капли горючего. Вместо восьми часов расчетного времени пробыли в воздухе десять часов».

Вот как кратко этот полет был зафиксирован в боевом донесении: «Совершенно секретно. Боевое донесение № 1, штаб 432 ап, Казань 19.08.41 г. 20.00. Карта 2500000.

Корабль № 42035 т. Бидного взлетел в 22.00, в 1.20 вследствие отказа левой группы моторов экипаж принял решение возвращаться. Бомбы были сброшены на ст. Лауенберг, что в 370 км северо-восточнее Берлина. Атакованный звеном истребителей и обстрелянный огнем зенитной артиллерии, корабль ушел в облака. При возвращении в районе Ленинграда, на высоте 1000-1500 м, корабль был посажен нашими истребителями в 7.45 на площадку у Обухово».

Последнее боевое задание старшего лейтенанта Бидного и его экипажа

Из боевого донесения № 76 746-го авиаполка. 21 июля 1942 г. 06.00, карта 500000.

«В ночь с 20.7 на 21.7.42 г. произведено пять самолетовылетов. Один самолет бомбардировал основную цель – железнодорожный узел Курска. Два самолета к основной цели – г. Кенигсберг не приблизились из-за грозовой, сплошной облачности. Из них один бомбардировал запасную цель – железнодорожную станцию Старая Русса и один железнодорожный узел Резекне. Один самолет донес о невыполнении задания из-за плохой погоды и произвел вынужденную посадку на аэродроме Монино из-за недостатка горючего.

Самолет № 42106, командир корабля ст. лейтенант В.Бидный, штурман капитан Р.Нечепоренко, вылетел на бомбардирование г. Кенигсберга, с боевого задания не вернулся».

В конце июля – в августе 1942 г. в свой полк на аэродром в Кратово вернулись спасшиеся на парашютах члены экипажа Пе-8 № 42106, которые рассказали об авиакатастрофе бомбардировщика. По их словам, машина вошла на высоте 4 тыс м в мощное грозовое облако, перевернулась и разрушилась. Самолет упал на территории, оккупированной противником, в 20 км северо-западнее города Великие Луки, дер. Григорьево. После удара о землю самолет вместе с бомбами взорвался, и обломки его сгорели. Первичные захоронения останков членов экипажа были произведены в деревне Григорьево.

В свою часть вернулись второй летчик старший лейтенант Павел Георгиевич Викентьев, воздушные стрелки старшие сержанты Абдула и Коваленко.

В авиакатастрофе погибли: командир корабля старший лейтенант Василий Дементьевич Бидный (1906 г.р.), штурман капитан Родион Акимович Нечепоренко (1907 г.р.), старший борттехник старший техник-лейтенант Сергей Осипович Бухарев (1910 г.), помощник борттехника техник-лейтенант Михаил Егорович Курганский (1916 г.), стрелок-бомбардир лейтенант Николай Федорович Малязин (1919 г.), воздушный стрелок-радист Михаил Егорович Горбунов (1913 г.р., на момент выполнения боевого задания не имел воинского звания), воздушные стрелки сержант Николай Степанович Гусев (1918 г.) и рядовой Игорь Емельянович Маслягин (1921 г.р.).

Послесловие

Первичные захоронения в братской могиле, где упокоились останки членов экипажа бомбардировщика Пе-8 (№ 42106), проводились до января 1943 г. Всего общее количество советских военнослужащих в ней составляет по паспорту захоронения 1699 человек. Старший лейтенант В.Д.Бидный захоронен в ней под № 141.

После войны братское захоронение было перенесено в деревню Полибино Великолукского района.

На снимках: старший лейтенант Бидный и обелиск над братской могилой в дер. Полибино

Юрий Пономарев

 

Фото из архива 25-го Гвардейского Орловского дальнебомбардировочного полка