Борттехники бомбардировщика Пе-8 Максим Догов и Николай Прудиус – ветераны 25-го гвардейского Орловского авиаполка

Пока мы помним, они живы

Кадровые военные гвардии майор Максим Догов и гвардии капитан Николай Прудиус прошли всю войну, начиная с самого первого дня 22 июня 1941 г. и встретили День Победы в Белоруссии на аэродроме Балбасово

Гвардии майор технической службы Максим Макарович Догов

Максим Догов был призван на военную службу в 1937 г., когда ему исполнилось 23 года. В конце 30-х годов он окончил в Ленинграде специальное учебное заведение ВВС Красной Армии, которое с мая 1938 г. стало называться Ленинградское военное авиационно-техническое училище по подготовке техников по эксплуатации самолетов.

С самых первых дней Великой Отечественной войны техник-лейтенант Максим Догов летал на боевые задания на тяжелых четырехмоторных бомбардировщиках Пе-8 вначале помощником бортового техника. За участие в 7 успешно выполненных боевых заданий в октябре 1941 г. Догов стал орденоносцем – его наградили орденом Красной Звезды. Необходимо сказать, что тогда в октябре первого года войны был награжден весь экипаж машины Пе-8 под командованием командира корабля капитана Ивана Лисачева.

Следующим орденом – Отечественной войны 2-й степени – Максим Догов был награжден в августе 1942 г. в начале битвы за Сталинград. К моменту второго награждения он совершил около 50 успешных ночных боевых вылетов. Всем в полку был памятен случай, который произошел в июле 1942 г., когда старший борттехник, техник-лейтенант Максим Макарович Догов и его помощник, техник-лейтенант Константин Григорьевич Почкурный смогли запустить во время планирующего полета внезапно остановившиеся все четыре мотора тяжелого бомбардировщика Пе-8. Этот уникальный случай произошел во время выполнения боевого задания, когда машина отходила от цели, на самолете Пе-8 (№ 42039) под командованием капитана Леонида Сумцова остановились двигатели.

Тяжелый четырехмоторный бомбардировщик Пе-8 был сложной машиной в эксплуатации. Особенно из-за недоработанности силовой установки, состоящей из четырех двигателей. Взрывобезопасность топливных баков повышалась путем заполнения их по мере выработки топлива выхлопными газами, которые отбирались от первого и четвертого двигателей, проходили очистку, охлаждение в радиаторах и поступали в топливные баки, связь которых с атмосферой при этом была отключена. В ходе боевой работы выяснилось: при остановке одного – либо первого, либо четвертого двигателя объем отработанных газов, поступавших для наддува в топливные баки, становился меньшим, чем объем расходуемого горючего, и возникал подсос топлива, что приводило к неустойчивой работе оставшихся исправными моторов даже при полных баках.

…В возникшей критической ситуации командир корабля Леонид Сумцов не растерялся, проявил выдержку и летное мастерство, благо был запас высоты, перевел тяжелую машину в планирование. Тем временем техник-лейтенант Максим Догов и его помощник, техник-лейтенант Константин Почкурный энергичными действиями восстановили связь баков с атмосферой и ликвидировали подсос топлива. Вначале заработал один мотор, затем второй, третий. Авария была предотвращена. Самолет вернулся с боевого маршрута на аэродром в Кратово на трех двигателях.

Михаил Догов несколько раз участвовал в дальних ночных рейдах по бомбардировке Кенигсберга, Данцига, Штольпа, Варшавы. За годы войны он совершил около 100 боевых вылетов. День Победы Михаил Догов встретил в звании гвардии майора технической службы

Гвардии капитан технической службы Николай Семенович Прудиус

Николай Прудиус неоднократно признавался, что с детства он мечтал стать летчиком. Когда Николаю Прудиусу исполнилось в 1935 г. 19 лет он поступил учиться в Харьковскую школу летчиков (ХШЛ), а до поступления в Школу он работал фрезеровщиком на одном из московских заводов. Во время учебы на летчика-истребителя пришло распоряжение откомандировать в Иркутскую школу авиатехников часть курсантов ХШЛ.

Когда на базе 746-го авиаполка начала создаваться весной 1942 г. 45-я авиадивизия Авиации дальнего действия, то потребовались опытные специалисты. В полки 45-й авиадивизии для техобслуживания самолетов Пе-8  стали переводить из других воинских частей самых лучших специалистов, часть из которых переводили в летный техперсонал.

Самый молодой авиатехник в 746-й АП Николай Прудиус пришел в авиаполк в январе 1942 г., когда еще только намечали сформировать 45-ю АД. Вначале он летал на Пе-8 помощником бортового техника, а с сентября 1942 г. начал был назначен старшим бортовым техником машины. До перевода в 746-й АП техник-лейтенант Н.Прудиус служил в другой воинской части и был старшим техником звена бомбардировщиков Ер-2.

Уже после первого самостоятельного боевого вылета в качестве борттехника Н.Прудиус был отмечен командованием части. Тогда в полете в водяной трубке появилась трещина, Николай Семенович в полете к цели устранил повреждение, и бомбардировщик возвратился на базу, выполнив боевое задание.

…Из боевого донесения штаба 45-й АД от 27 июля 1944 г.: «В ночь с 26 на 27 июля 1944 г. дивизия самолетами Пе-8 произвела один боевой вылет. На боевое задание вылетало 14 самолетов Пе-8.Цель – железнодорожный узел города Тильзит. Бомбардировали цель 11 самолетов. Три самолета цели не достигли из-за отказа моторов, из них: два сбросили бомбы на пассив на своей территории, один произвел посадку на своем аэродроме с бомбами. На своем аэродроме произвели посадку 12 самолетов, самолет Пе-8 № 42028 (командир корабля гвардии капитан М.Н.Булин-Соколов) с боевого задания не возвратился…».

Следует сказать, что в июле 1944 г. аэродромом базирования для 746-го АП, который к тому времени стал 25-м гвардейским Орловским авиационным полком АДД (с 27 мая 1944 г.), был аэродром в районе станции Олсуфьево, Брянской области.

…Через неделю в полк возвратился командир корабля гвардии капитан Михаил Булин-Соколов, который выпрыгнул с парашютом в районе линии фронта юго-восточнее Тильзита. В июле 1944 г. линия фронта проходила в районе реки Неман.

Необходимо уточнить, что с 1946 г. Тильзит, расположенный в бывшей Восточной Пруссии (после войны это территория Калининградской области), называется Советск. Противник долго и упорно оборонял Тильзит, расположенный при слиянии рек Неман и Тыльжа. Город был взят советскими войсками только 20 января 1945 г. Причем летом 1944 г. Тильзит бомбили самолеты не только ВВС Красной Армии, но и Королевских ВВС Великобритании.

По докладу Михаила Булин-Соколова, бомбардировщик Пе-8 был сбит в 01.37 ночи прямым попаданием снаряда зенитного орудия противника, когда он находился на боевом курсе на высоте 5 тыс метров. Горящий корабль упал на землю в районе 25-30 км юго-восточнее Тильзит и сгорел. Из состава экипажа, кроме командира корабля, возвратились в свою часть на 4 августа 1944 г. второй летчик гвардии старший лейтенант К.И.Усачев, штурман гвардии капитан В.А.Гладкий, борттехник гвардии инженер-капитан Н.С.Прудиус, воздушные стрелки гвардии старшие сержанты Ф.И.Локтюшин и В.П.Блохин.

В часть не возвратились и стали считаться пропавшими без вести старший бомбардир гвардии младший лейтенант П.В.Летягин, помощник борттехника гвардии старший техник-лейтенант В.И.Кутушин, воздушный стрелок-радист старшина Г.Е.Абдула, воздушные стрелки гвардии младший лейтенант В.И.Шишков и гвардии старший сержант Ю.Н.Салмин.

К февралю 1944 г. Николай Семенович совершил около 115 боевых вылетов. В марте 1944 г. гвардии инженер-капитан Николай Прудиус за успешное выполнение свыше 100 боевых заданий был награжден орденом Красного Знамени

Юрий Пономарев

Фото из архива 25-го Гвардейского Орловского БАП

 

На снимке (слева направо): Н.С.Прудиус и М.М.Догов