Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Пока мы помним, они живы
Воевать в Великую Отечественную войну Герой Советского Союза, гвардии капитан Федор Анисимович Шатров (1914-1990) начал с самого первого дня ее – 22 июня 1941 г. и закончил – 9 мая 1945 г.
Начало войны для летчика, похожего на героя кинофильма «Воздушный извозчик»
Через много-много лет выяснилось, что Федор Шатров, чтобы поступить в летное училище Гражданского воздушного флота (ГВФ), которое он окончил в 1936 г., прибавил себе два года: на самом деле он родился не в декабре 1914 г., а в декабре 1916 г.
Перед началом Великой Отечественной войны Федор Анисимович работал летчиком в Украинском управлении ГВФ с базированием в Днепропетровске, Сталино (Донецке), Киеве. В ВВС Красной Армии был призван в июне 1941 г., и с первых же дней войны – на фронте. С июня по октябрь 1941 г. был командиром транспортного самолета ПС-84, который с 1942 г. выпускался под обозначением Ли-2, в 1-ом отряде Киевской особой авиагруппы ГВФ, а с октября 1941 г. по зиму 1941-1942 гг. – он командир корабля 8-го отряда Киевской особой авиагруппы ГВФ.
В июле 1941 г. в районе Умани самолет ПС-84 под командованием Шатрова был атакован тремя немецкими истребителями Ме-109. Огнем пулеметов немецких истребителей были повреждены оба мотора самолета и тяги рулей глубины. Федор Анисимович увел самолет от атаки истребителей и посадил поврежденную машину на нашей территории.
Напомним, что в июле под Уманью шли тяжелые оборонительные бои, а в конце июля – начале августа 1941 г. под Уманью на Украине попали в окружение части Юго-западного и Южного фронтов Красной Армии. В плен, по советским данным, попало 66 тыс. солдат и офицеров Красной Армии (по немецким данным, 103 тыс. человек), Большая часть из них погибла в немецких концлагерях.
Как один из лучших летчиков Киевской особой авиагруппы ГВФ Шатров выполнял особые задания Ставки Верховного Главнокомандования: совершал специальные полеты в тыл противника на территорию, оккупированную Германией, а также оккупированных ею стран. Его самолет доставлял специальных агентов и выбрасывал грузы на парашютах. За первых полгода войны Шатров совершил около 70 боевых вылетов, из них – около 20 ночных. Во время ночных боевых вылетов доставил на самолете ПС-84 в глубокий тыл противника 87 парашютистов. За свой ратный труд в 1941 г. Федор Шатров был награжден в феврале 1942 г. орденом Красного Знамени. Всего во время службы в Киевской особой авиагруппе ГВФ Шатров совершил 123 дневных и ночных боевых вылетов.
Сталинградская битва
В апреле 1942 г. Федор Анисимович был переведен в 4-й авиаполк (АП) Авиации дальнего действия (АДД), которой перед войной базировался в Забайкалье, а в начале июля 1941 г. вылетел на фронт и с начала августа стал принимать участие в боевых действиях. На вооружении 4-го авиаполка, входившего в состав 42-й дальнебомбардировочной авиадивизии (АД), находились двухмоторные бомбардировщики ДБ-3А (Ил-4). За пять месяцев участия в боевых действиях 4-й АП потерял около 60% личного состава и практически все самолеты: осталось только три исправных самолета ДБ-3А.
С лета 1942 г. 4-й АП, после пополнения личным составом и самолетами Ил-4, входил в состав 3-й АД АДД, принимал активное участие в Сталинградской битве. В августе 1942 г. 4-й авиаполк стал гвардейским, а за отличия в великой битве на Волге в феврале 1943 г. получил наименование «Сталинградский».
Как указано в наградном листе при представлении ко второму ордену Красного Знамени, при прибытии в 1942 г. в 4-й АП старший лейтенант Федор Шатров благодаря опыту и летному мастерству за очень короткий срок освоил пилотирование бомбардировщика Ил-4 и с 28 апреля 1942 г. начал выполнять боевые задания. Помимо Сталинграда он летал на задания в районы Брянска, Орла, Сещи, Смоленска, Харькова, Полтавы и др. Летал и в глубокий тыл противника – города Данциг, Кенигсберг, Тильзит, Варшава. Совершал на Ил-4 боевые вылеты для разведки погоды, фотографирования.
В сентябре 1942 г. во время выполнения одного из боевых заданий по бомбардировке артиллерийских позиций противника в районе Сталинграда с высоты 500 м его Ил-4 атаковал немецкий истребитель, бомбардировщик получил повреждения и загорелся. На горящей машине Шатров перетянул за линию фронта и сумел посадить самолет на территории в расположении наших войсковых частей в двух километрах от линии фронта. Весь экипаж из четырех человек остался жив. Федор Шатров получил ожоги средней тяжести.
К октябрю 1942 г. Шатров совершил около 200 боевых вылетов и в ноябре 1942 г. был награжден орденом Ленина. В самом конце декабря 1942 г. воздушный ас награждается вторым орденом Красного Знамени. Во время службы в 4-ом АП Федор Анисимович Шатров совершил 122 ночных и 31 дневной боевых вылетов на самолете Ил-4.
В начале апреля 1943 г. перед самым переводом на новое место службы Федор Шатров со своим экипажем успешно выполнил боевое задание. Необходимо было разбомбить крупный железнодорожный узел на станции Новозыбково в Брянской области. Пробив сплошную облачность на высоте 600 м, бомбардировщик Шатрова был встречен сильным огнем зенитной артиллерии, умело маневрируя самолетом, Шатров разбомбил с первого захода подходящий к станции немецкий военный эшелон.
Новое место службы – 746-й авиаполк
В мае 1943 г. капитана Федора Шатрова переводят в 746-й АП на аэродром ЛИИ в Кратово на должность командира корабля Пе-8. Вновь за короткий промежуток времени он осваивает пилотирование тяжелого четырехмоторного бомбардировщика Пе-8 и в мае 1943 г. приступает к выполнению боевых заданий. Летом 1943 г. началась битва на Курской дуге, победа в которой советских войск ознаменовала коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
В июле 1943 г. бомбардировщик Пе-8 под командованием капитана Шатрова дважды участвовал в нанесении бомбового удара, сбросив на врага пятитонные авиабомбы ФАБ-5000. Всего в июле 1943 г. было произведено 4 сброса авиабомбы ФАБ-5000.
Длина бомбы со стабилизатором составляла 5,2 метра, диаметр – около одного метра, общая масса – 5,4 тонны, масса взрывчатого вещества – 3,2 т. ФАБ-5000 (предел грузоподъемности самолета) полностью не помещалась в бомбовом отсеке Пе-8, поэтому полет до цели проходил с приоткрытыми створками люков.
Первый сброс авиабомбы ФАБ-5000 состоялся в ночь на 12 июля перед началом наступления советских войск. На задание полетели два бомбардировщика Пе-8: один под командованием майора Михаила Каминского, второй – под командованием капитана Федора Шатрова.
ФАБ-5000 были сброшены на укрепрайоны противника на Западном фронте, которые выявила фронтовая разведка: один в районе поселка Прогресс, другой находился на высоте 254,9 (1,5 км северо-восточнее деревни Лески). Результаты бомбардировки оказались неплохими, однако в дальнейшем подобные сбросы в районе линии фронта не проводились из-за слишком большой площади поражения, в которую могли попасть и советские войска.
В ночь на 19 июля два бомбардировщика Пе-8 746-го АП взлетели с аэродрома Кратово и взяли курс на Орел. Экипаж Пе-8 под командованием командира 2-й авиаэскадрильи майора Александра Додонова сбросил бомбу ФАБ-5000на железнодорожный узел Орла, а экипаж Федора Шатрова – на район города, где по донесению разведки была наибольшая концентрация немецких войск.В результате бомбового удара был полностью выведен из строя железнодорожный узел Орла. После бомбового удара суперавиабомбы немецкие железнодорожные составы могли идти к фронту только по обходной ветке, срочно проложенной восстановительной бригадой. Снабжение войск противника в разгар битвы на Орловско-Курской дуге существенно уменьшилось.
Всего за годы войны Федор Анисимович Шатров совершил 281 боевой вылет, из них – 179 вылетов ночью. Всего за годы войны Федор Шатров совершил 6 полетов в глубокий тыл противника: два последних дальних полета – в феврале 1944 г. с целью бомбардировки Хельсинки.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1944 г. за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» гвардии капитану Федору Анисимовичу Шатрову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3343).
На момент присвоения гвардии капитану Федору Шатрову звания Героя Советского Союза он летал как командир корабля со следующим экипажем: второй летчик – гвардии мл. лейтенант А.С.Шендяпин, штурман гв. капитан В.А.Гладкий, борттехник гв. инженер-капитан М.И.Караваев, помощник борттехника, гв. техник-лейтенант Н.В.Партыко, воздушный стрелок-радист гв. старшина В.П.Глухов, воздушные стрелки, гвардии сержанты Е.В.Абрамов, Ю.Н.Салмин, К.П.Соколов, М.Е.Дмитриев.
Романтическая страница военной биографии гвардии капитана Шатрова
Судьба благоволила к Федору Шатрову не только в небе, но и на земле. В медсанчасти 45-й авиадивизии, в которую входил 746-й авиаполк (приказом Наркомата обороны СССР № 274 от 18 сентября 1943 г. 746-й АП был преобразован в 25-й Гвардейский авиационный полк АДД), служила медсестрой Нина Соколова. Молодые люди полюбили друг друга и поженились. Они прожили вместе много лет. Федор Анисимович скончался в 1990 г., а Нина Ивановна в 1992 г. Супруги похоронены в одной могиле на Троекуровском кладбище Москвы.
В семье Шатровых есть предание, что Федор Анисимович однажды «спустил с лестницы» генерала, который «положил глаз» на юную и красивую медсестру и что за этот по-гусарски лихой поступок Федор Шатров был лишен второй Звезды Героя Советского Союза (наградной лист уничтожили) и звания майора.
Подтверждения этому факту найти не удалось. Доподлинно известно, что гвардии капитан Федор Анисимович Шатров демобилизовался из армии в 1946 г., затем вернулся в Гражданский воздушный флот. Много лет летал на самолетах в Полярной авиации. Участвовал во многих высокоширотных экспедициях. За свою трудовую деятельность в ГВФ трижды был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.
Юрий Пономарев