Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Командир бомбардировщика Пе-8 Герой Советского Союза гвардии майор Арсений Чурилин (1909-1957) совершил с августа 1941 г. по май 1945 г. около 180 ночных боевых вылетов
Цель – столица Третьего рейха
На момент начала Великой Отечественной войны летчик старший лейтенант Арсений Чурилин уже имел боевой опыт. Он участвовал в 1939 г. в вооруженном конфликте с японцами на реке Халхин-Гол на территории Монголии. За участие в боевых действиях в Монголии Арсений Павлович был награжден орденом Красного Знамени.
В августе 1942 г. ст. лейтенанта Арсения Чурилина назначили вторым пилотом бомбардировщика Пе-8 (ТБ-7) в экипаж, которым командовал командир 2-й авиаэскадрильи подполковник Александр Курбан. Самолет под командованием подполковника А.А.Курбана, с которым А.П.Чурилин был знаком еще до войны и летал с ним на машине ТБ-3, входил в состав 412-го авиаполка (АП), вскоре переименованного в 432-й АП тяжелых бомбардировщиков (ТБАП).
10 августа 1941 г. 12 экипажей бомбардировщиков Пе-8 (412-го АП) и 28 экипажей бомбардировщиков Ер-2 (420-го АП, вскоре переименованного в 433-й АП) получили задание Верховного Главнокомандующего И. Сталина совершить ночную бомбардировку Берлина. После тщательного отбора оставили 10 машин Пе-8 и 16 машин Ер-2, однако курс на Берлин взяли только 7 бомбардировщиков Пе-8 и 3 бомбардировщика Ер-2, взлетев с аэродрома в Пушкино под Ленинградом.
Машина Пе-8 (№ 42016) под командованием подполковника А.Курбана взлетела в 20.30 и постепенно начала набирать заданную высоту 6500 м. При наборе высоты машину атаковали два истребителя И-16 ПВО Ленинграда. Истребители совершили две атаки, отстрелявшись с дальней дистанции, улетели, так как бортовые стрелки Пе-8 открыли по ним ответный огонь. Также атаке истребителей И-16 подвергся Пе-8 командира группы Героя Советского Союза, комбрига Михаила Водопьянова. Остальные машины Пе-8 из группы комбрига Водопьянова долетели до траверза Таллина, не встретив краснозвездных истребителей. Самолеты группы шли по маршруту Лужская Губа – остров Рюген – слияние реки Варты с рекой Одер – далее по прямой на Берлин. Вот как рассказал об этом полете штурман экипажа подполковника А.Курбана майор Георгий Молчанов в очерке-воспоминании «По логову фашизма»: «Летим. На территории Германии спокойно, точно в мирное время, облачно, просматриваются реки, озера, населенные пункты и незатемненные города. Вывожу корабль на боевой курс. До цели считанные минуты. Под нами логово фашизма! Произвожу бомбометание! Как биение сердца отсчитываются импульсы отделяющихся бомб ФАБ-500. Корабль в правом развороте, видны взрывы наших бомб. Берлин уже очнулся. Работает громадное количество мощных зенитных прожекторов. Сильный заградительный огонь зенитной артиллерии, но, к нашему счастью, разрывы ниже эшелонов наших бомбардировщиков. Видно, что ПВО врага не разгадала нашу высоту и весь огонь сосредоточили примерно на высоте 4500−5000 м. При возвращении в развороте, после острова Рюген, отказал четвертый двигатель. Самолет начало трясти. Не меняя эшелона, идем на трех двигателях. Снижаемся.
Радиополукомпас показывает, что приводная станция в районе Лужской Губы впереди, определяю расчетное место. Не меняя курса, продолжаем полет по верхней кромке облаков... Команда: «Снижаться под облака». Плотный слой облачности, сильная болтанка, пилотировать самолет на трех двигателях очень сложно. Ищу землю или море, не отрываясь в тоже время от высотомера. Стрелка, быстро вращаясь, показывает: 500, 400, 300, 200 м. Высота 160 м, вижу водную гладь Балтики. В правом развороте виден берег залива. С моря, видимо, с подлодки и с берега видны трассы зенитного огня, незамедлительно уходим с набором высоты.
«Сдохли» еще два двигателя. Как падал самолет ни я, ни кто другой из экипажа не мог видеть, т.к. к моменту отказа еще двух двигателей высота была менее 100 м. Наугад каким-то чудом Саша Курбан сумел посадить самолет на «брюхо» с одной несброшенной из-за деформации замков держателей авиабомбой ФАБ-500. Экипаж был невредим, не считая отдельных ушибов и синяков. Все двенадцать человек, кто как мог, выкарабкались из самолета, группируясь около командира корабля. С грехом пополам добрались до ближайшего селения, откуда дали командиру полка телефонограмму: «Задание выполнили, при возвращении в результате отказа трех двигателей потерпели аварию в районе поселка Ропша Ленинградской области. Экипаж невредим, ждем указаний».
Из ушедших на Берлин 10 бомбардировщиков только 6 машин отбомбились над столицей Третьего рейха, а на аэродром в Пушкино возвратилось только две машины. За выполнение этого особо важного задания ст. лейтенант Арсений Чурилин был награждён вторым орденом Красного Знамени. Необходимо сказать, что штурман машины Пе-8 (№ 42016) полковник Георгий Павлович Молчанов после демобилизации из армии жил в Жуковском.
Битва за Москву и Ленинград
Осенью 1941 г. немецко-фашистские войска стремились захватить Москву и Ленинград. В сентябре-октябре 1941 г. 432-й АП, переименованный в декабре в 476-й АП, наносил удары по коммуникациям и железнодорожным узлам Орши, Пскова, Старой Руссы, Смоленска, по войскам и технике противника на Калининском направлении, бомбил мосты через Волгу в районе Калинина (ныне Тверь).
Ст. лейтенант Арсений Чурилин летал в Ленинград. На самолете доставляли во время ночных полетов продовольствие и медикаменты в осажденный город, а из города на Неве вывозили на Пе-8 жителей.
Со 2 апреля 1942 г. 746-й АП был перебазирован на аэродром ЛИИ в подмосковное Кратово, который стал основным местом базирования 746-го авиаполка и 45-й АД до лета 1944 г.
В июне 1942 г. после аварии машины Пе-8 (№ 42035) подполковник А.Курбан был переведен в 8-ую запасную авиационную бригаду в Казань, а ст. лейтенант А.Чурилин был переведен вторым пилотом в экипаж командира корабля капитана Александра Додонова.
Авария 28 мая 1942 г. Пе-8 произошла по вине борттехника, который не заправил бомбардировщик топливом, а подполковник Александр Курбан взлетел без проверки. После взлета двигатели бомбардировщика остановились, А.Курбан совершил вынужденную посадку, при которой машина была разбита. В 1943 г. подполковник Александр Курбан был переведен на летно-испытательную работу на авиазавод № 22 в Казани, где испытывал серийные Пе-2 и Пе-8.
Как указывается в сохранившихся боевых донесениях, за период с июля по сентябрь 1942 г. бомбардировщик Пе-8 под командованием капитана А.Додонова совершил десять дальних вылетов на бомбардировку объектов в глубоком тылу противника: Берлина, Данцига, Кенигсберга, Бухареста, Варшавы.
Орловско-Курская операция
В марте 1943 г. Арсению Чурилину было присвоено звание капитана, и он был назначен командиром корабля Пе-8. Весной 1943 г. его машина совершила четыре боевых вылета в район Ленинградского фронта. Наносились бомбовые удары по железнодорожным узлам на станциях Мга, Тосно и по позициям немецкой дальнобойной артиллерии, обстреливающей Ленинград, которые находились в районе станции Мга и поселке Беззаботный.
28 апреля 1943 г. (по другим данным 13 апреля) при бомбардировке Кенигсберга самолет капитана А.Чурилина был обстрелян зенитной артиллерией противника. В результате обстрела осколком зенитного снаряда перебило масляную магистраль. Заклинило третий мотор, и он загорелся. В донесении сказано, что «пожар был ликвидирован помощником бортового техника Морозом. Также получил повреждения второй мотор, который на обратном пути заглох. Командир корабля капитан А.Чурилин сумел произвести бомбардировку цели и успешно вернулся на свой аэродром на двух двигателях».
Помимо бомбардировок важных стратегических объектов в глубоком тылу противника экипаж Пе-8 под командованием капитана А.Чурилина выполнял и спецзадания. Весной 1943 г. он выполнил задание по выброске десанта и грузов над территорией Венгрии. 18 августа 1943 г. экипаж уже майора А.Чурилина совершил ночной полет в район Карпат для выброски разведчиков-югославов.
В начале лета 1943 г. началась грандиозная оборонительно-наступательная операция на Курской дуге. 746-й АП принимал активное участие в боях за Орел. В ночь с 3 на 4 июня 1943 г. авиаполк произвел бомбардировку железнодорожного узла в Орле. Немецкие эшелоны с военной техникой и армейскими подразделениями бомбили шесть экипажей 746-го АП. Каждый из самолетов нес бомбовую нагрузку в 5 т. В боевом донесении указано, что экипаж Пе-8 под командованием майора А.Чурилина «за 15 летных дней совершил 15 боевых вылета, из них 14 вылетов выполнено успешно и 1 вылет выполнен». К концу октября 1943 г. командир корабля 25-го гвардейского авиационного полка 45-й авиационной дивизии АДД гвардии майор А.Чурилин к концу октября 1943 г. имел налёт 1493 часа, из которых 630 часов в 146 ночных боевых вылетах.
Приказом Наркомата обороны (НКО) СССР № 274 от 18 сентября 1943 г. 746-й АП АДД был преобразован в 25-й гвардейский авиационный полк АДД, а затем приказом НКО СССР № 0137 от 27 мая 1944 г. 25-му гвардейскому авиаполку АДД, отличившемуся в боях с немецкими захватчиками при освобождении города Орел, было присвоено наименование «Орловский».
22 октября 1943 г. самолет Пе-8 (№ 42077) гвардии майора А.Чурилина после выполнения боевого задания по бомбардировке железнодорожного узла Знаменка на Украине совершил аварийную посадку в расположении 732-го зенитно-артиллерийского полка ПВО, который охранял небо Тулы. С 1942 г. личный состав полка в основном состоял из женщин. Как сказано в боевом донесении: «…В 17.30 самолет с выключенными моторами врезался в хозяйственные постройки 732 ЗАП, возник пожар. В результате пожара погибли 6 бойцов, 6 лошадей, сгорела конюшня, столовая полка, автомашина. Самолет разбит и сгорел. Экипаж самолета не пострадал и прибыл в часть».
Послесловие
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1944 г. за образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии майору Арсению Павловичу Чурилину было присвоено звание Героя Советского Союза.
В августе 1944 г. 25-й гвардейский Орловский АП перебазировался из Кратово на аэродромы Олсуфьево (Брянская обл.) и Балбасово (Витебская обл.). Авиаполк начал изучать новую для себя авиационную технику: американские бомбардировщики Б-24 «Либерейтор» и Б-25 «Митчелл», которые поступали в СССР по ленд-лизу. Боевая деятельность авиаполка практически не прекращалась до 9 мая 1945 г.
Осенью 1947 г. подполковник А.П.Чурилин по состоянию здоровья был уволен в запас. После демобилизации из армии он поселился в поселке Кратово Раменского района. Скончался 10 февраля 1957 г. Похоронен на Быковском мемориальном кладбище.
P.S. Автор выражает признательность за помощь в подготовке статьи Павлу Черевину – внуку командира корабля Пе-8 в годы войны гвардии майора Федора Васильевича Локтионова (1909-1992).
Юрий Пономарев
Фото из архива 203-го тбап