Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
1 августа 1913 г. родился известный воздушный ас Великой Отечественной войны Герой Советского Союза, полковник Михаил Васильевич Симонов
Сильная личность
Михаил Симонов родился под знаком Зодиака Лев. Этот знак Зодика принадлежит к Огненным знакам, которые характеризуются тем, что люди, родившиеся под ними, имеют интересный и сильный характер. Это прирожденные лидеры. Так можно с уверенностью сказать и о главных чертах характера Михаила Симонова.
Он родился в поселке Кутейниково, ныне поселок городского типа Войковский, Амвросиевского района Донецкой области в семье служащего. В 1926 г. окончив семь классов средней школы, поступил в фабрично-заводскую школу, после окончания которой около года проработал слесарем-котельщиком в городе Горловка. В 1932 г. Михаил заканчивает учебный комбинат Южных железных дорог в Харькове, а затем решительно поворачивает в сторону авиации. В 1935 г. он поступает в Балашевскую школу летчиков (БШЛ) Гражданского воздушного флота (ГВФ). В БШЛ принимали юношей и девушек, учили их на летчиков и авиатехников. В качестве учебных были самолеты Р-1, У-2 и Р-5. После окончания Школы Михаила Симонова направляют на Дальний Восток. Он работал летчиком в Дальневосточном управлении ГВФ, которое находилось в Хабаровске. Длительное время был линейным пилотом на трассе «Владивосток – Могоча».
В 1937 г. Симонов совершил особо сложный перелет по маршруту Хабаровск – Николаевск-на-Амуре – Охотск – Бухта Нагаева – Петропавловск-на-Камчатке, за что был поощрен по работе. В декабре 1940 г. Михаила Васильевича призвали на действительную военную службу в ВВС РККА и в начале 1941 г. направили в формировавшийся 212-й дальний бомбардировочный авиационный полк (дбап), оснащенный самолетами Ил-4 (ДБ-3Ф), в котором были собраны опытнейшие летчики ГВФ страны, имевшие большой опыт полетов в сложных метеоусловиях и над любой местностью.
На честном слове и на одном моторе
Первый боевой вылет Михаил Симонов вместе со своим экипажем совершил на второй день Великой Отечественной войны. В составе группы из трех машин Ил-4 он нанес бомбовый удар по скоплению немецкой военной техники на границе с Восточной Пруссией.
В первые недели войны самолеты 212-й дбап часто применялись не по назначению: в дневное время часто без прикрытия истребителями бомбили танковые и мотоавтоколонны в ближнем тылу врага. В начале войны бомбардировщики Ил-4 действовали группами общим количеством до авиаполка в боевых порядках клин, пеленг, колонна звеньев и эскадрилий. Бомбометание производилось с горизонтального полета. При встрече с вражескими истребителями Ме-109 у Ил-4 (ДБ-3Ф) было мало шансов уцелеть. Известны случаи разгрома целых эскадрилий в одном бою. Например, 24 июня девятка машин Ил-4 из 212-го дбап потеряла в районе города Картуз-Березой (Брестская область) восемь самолетов. Поэтому полк понес за неполные первые три месяца войны очень большие потери: из 74 машин противником было уничтожено 70 бомбардировщиков Ил-4.
Одновременно Ил-4 применялись и для нанесения бомбовых ударов ночью по важным объектам в глубоком тылу. В тот же злополучный день 24 июня шестью звеньями машин 212-й дбап бомбил патронно-зарядный завод на западной окраине Варшавы, аэродром Мокотов на южной окраине польской столицы и др.
Экипаж Ил-4 под командованием капитана Михаила Симонова совершил в 1942 г. удачные полеты для бомбардировки Кенигсберга (июль). Берлина и Данцинга (август), Будапешта (сентябрь) и др. Его экипажу поручали такую сложную задачу во время ночного полета, как разыскать цель и осветить ее бомбами САБ-100.
В 1941 г. его бомбардировщик четыре раза получал значительные повреждения, однако все четыре раза Михаилу Васильевичу и его штурману старшему лейтенанту Григорию Ивановичу Несмашному (1914-1990) удавалось приводить поврежденную машину на свой аэродром. Так 17 августа при нанесении бомбового удара по танковой колонне противника зенитным огнем был поврежден один из двигателей его машины. Михаил Васильевич тянул самолет 370 километров до аэродрома на высоте 100 метров и успешно совершил посадку на аварийной машине.
Перевод на бомбардировщик Пе-8
В начале декабря 1941 г. на базе того, что осталось от 212-го дбап и 420-го дбап и поступившего пополнения, был сформирован 748-й авиаполк дальнего действия (апдд)). Новый 748-й авиаполк сыграл большую роль при обороне Москвы. Полк стал гвардейским. В дальнейшем он стал именоваться 2-й гвардейский Смоленский Краснознаменный авиационный полк авиации дальнего действия (АДД) и был включен в состав 3-й авиадивизии 1-го гвардейского корпуса АДД. В 1942 г. капитан Михаил Симонов в должности командира звена бомбардировщиков Ил-4 участвовал в боевых действиях под Сталинградом и Ленинградом. Он бомбил врага на бомбардировщике, которой части подарили жители Дальнего Востока. К началу октября 1942 г. гвардии капитан Михаил Симонов совершил 150 боевых вылетов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 декабря 1942 г. за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану Михаилу Васильевичу Симонову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 796).
Весной 1943 г. Михаила Симонова переводят командиром экипажа тяжелого бомбардировщика Пе-8 в 746-й авиаполк 45-й авиадивизии АДД, базировавшейся на аэродроме ЛИИ в Кратово. Ему присваивается звание майора. Он со своим новым экипажем в составе штурмана гвардии капитана Гончарова, второго летчика младшего лейтенанта Болебрюха, стрелка-бомбардира гвардии младшего лейтенанта Булава, борттехника гвардии инженера-капитана Голактионова, воздушного стрелка-радиста гвардии старшего сержанта Медведева, воздушных стрелков гвардии сержантов Гурина, Томко, Писаренко, Костаглодова участвовал летом 1943 г. в Орловско-Курском сражении. В 1944 г. экипаж летал бомбить Констанцу, Тильзит, Хельсинки.
Всего во время войны Михаил Симонов двенадцать(!) раз на значительно поврежденном самолете возвращался после выполнения боевой задачи на базу. Со своим экипажем М. В.Симонов сбил семь(!) истребителей противника. За годы Великой Отечественной войны Михаил Васильевич совершил 278 (по другим данным – 294) боевых вылетов, проведя в воздухе 1441 час.
Летная работа после войны
По окончании Великой Отечественной войны Михаил Симонов продолжил службу в дальней авиации на Крайнем Севере. Летал на бомбардировщиках Ту-4. В 1947 г. он окончил курсы усовершенствования офицерского состава. В 1949 г. Михаил Симонов первым в мире посадил тяжелый самолет Пе-8 (снятый с вооружения)на Северном полюсе и высадил членов арктической экспедиции «Северный полюс-2», а впоследствии обеспечивал экспедицию горючим. В начале 50-х годов Симонов перешел на работу лётчиком-испытателем при военном представительстве на Казанском авиационном заводе № 22 им. С.П.Горбунова, где до войны и во время войны серийно строились машины Пе-8. В течение 12 лет он испытал все модели самолётов, серийно выпускавшиеся на Казанском авиазаводе (24 типа самолета), в частности, Ту-16 и Ту-104.
В 1961 г. Михаила Васильевича назначили заместителем начальника Летно-испытательной станции авиазавода № 22. В 1962 г. Михаил Васильевич вышел в отставку и ушел на пенсию. Скончался выдающийся ас 24 апреля 2004 г. Похоронен на кладбище «Сухая река» в Казани.
Досье сайта
746-й авиаполк входил в состав в состав 45-й авиадивизии (АД) авиации дальнего действия (АДД), в которую помимо 746-го авиаполка (АП), входили 890-й авиаполк (АП) и 362-й АП. Самым первым полком авиадивизии был 746-й авиационный полк АДД, вооруженный самолетами Пе-8 (ТБ-7), который начал формироваться в июле 1941 г. под № 412, вступил в войну в августе того же года под № 432, а с декабря 1941 г. вел боевую работу под № 746. Командовал полком с первого дня его создания (он же руководил формированием части) полковник Викторин Иванович Лебедев. На базе 746-го АП АДД 21 мая 1942 г. были сформированы 45-я АД АДД и 890-й АП АДД.
Приказом Наркомата обороны (НКО) СССР № 274 от 18 сентября 1943 г. 746-й АП АДД был преобразован в 25-й гвардейский авиационный полк АДД, а затем приказом НКО СССР № 0137 от 27 мая 1944 г. 25-му гвардейскому авиаполку АДД, отличившемуся в боях с немецкими захватчиками при освобождении города Орел, было присвоено наименование «Орловский».
Юрий Пономарев
Фото из архива Минобороны РФ. Снимок 1942 г.